Семинар-практика для педагогов «Создание микроклимата в группах детского сада»

Татьяна Игошина
Семинар-практика для педагогов «Создание микроклимата в группах детского сада»

Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

одна из важных задач воспитания личности

ребенка дошкольного возраста. Детей надо

приучать жить среди людей, формируя у них

определенные психологические качества

(внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В. А. Сухомлинский

Ритуал приветствия «Здравствуй друг» (участники делятся на пары)

Здравствуй друг – жмут друг другу руки;

Как ты тут – хлопают друг друга по плечу;

Где ты был – берутся за ухо;

Я скучал – показав на себя, перекрещивают руки на груди;

Ты пришел – раскрывают руки в стороны;

Хорошо – обнимаются и поглаживают друг друга по спине.

Позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника – по-прежнему актуальные вопросы в деятельности педагога детского сада. Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.

Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Общение — это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение — стороны общения. Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Чувства, интересы, внимание — это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию. Позитивные отношения между детьми внутри группы — залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.

В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому важная задача в работе педагога — формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений позволил выявить, что для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы:

снятию напряжения в детском коллективе;

эмоциональному раскрытию каждого ребенка;

развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия; умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров;

формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве;

получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций;

сплочению группы.

Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада, но некоторыми предложениями воспользоваться можно. Мы сегодня поговорим о приемах, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:

Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на совместную деятельность);

Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» это может стать традицией. Варианты «Минутки вхождения в день»:

1. Утро в группе можно начинать с приветствия «Собрались все дети в круг»:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Затем проводится коммуникативная игра «Подари улыбку».

2. Дети стоят в кругу, взявшись за руки:

Утреннее приветствие:

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птицами поем,

С добрым утром, с ясным днем,

Вот как славно мы живем!

Затем проводится психогимнастика «Доброе тепло – ласковый взгляд – нежная улыбка».

3. Утреннее приветствие «Мы взрослые»

Задачи: создать радостное настроение, воспитывать взаимное уважение.

Педагог: Вы подросли, стали старше. Вы теперь не малыши, а старшая группа.

Старшая группа. Что это значит?

Значит, некто уже в группе не плачет,

Суп не прольет на рубашку никто,

Все надевать научились пальто,

Даже ботинки с тугими шнурками

Не доверяем ни папе, ни маме.

Педагог: Вы стали взрослыми и наверняка дружными. Давайте вспомним пословицы о дружбе.

• «Уголок настроения» - для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей, от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?»,«Что случилось?»

Сейчас я предлагаю каждому из вас заглянуть в себя, и определить какое же настроение у вас и при помощи кружочка показать свое настроение (на слайде интерпретация цвета, на столе кружочки соответствующих цветов). Теперь нам с вами всем наглядно видно, какое настроение в нашей группе.

В рамках внедрения ФГОС ДО актуальным будет организация развивающей пространственно-предметной среды таким образом, что у воспитанников будет возможность снимать психомышечное и психоэмоциональное напряжение.

• использование принципа М. Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик», «Сердитый стул», «Ковер мира»).

Вам сейчас я предлагаю немного поиграть, пофантазировать и создать «ковер дружбы» или «ковер мира». Перед вами белый лист бумаги, фломастеры, цветная бумага, клей. Как он будет выглядеть, зависит только от вашей фантазии. (Какие элементы или рисунки на ковре, что символизируют? А теперь подумайте и решите, как он может использоваться в группе. Обсуждение после создания.

Использование в течение дня игры-правила: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);

• копилка добрых слов «Комплименты нашей группы», которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно;

• игра-эксперимент «Секрет» (автор Т. А. Репина). Дети кладут в кабинки друг к другу «подарки». У кого оказалось 6-7 «подарков» - это «предпочитаемые» дети, у кого 3-5 «подарков» - это «принятые» дети, у кого 1-2 «подарка» - это «непринятые» дети. Если большинство детей в группе попало в «предпочитаемые и принятые» - в группе хороший, благоприятный микроклимат для психического здоровья детей. Если количество «предпочитаемых» детей приблизительно равно количеству «изолированных»- удовлетворительный микроклимат в группе.

В своей работе можно использовать и еще один прием на сплочение коллектива и развитие умения терпимости, умения договариваться. Перед вами бумажные белые варежки. Вы сейчас разобьетесь на пары. Вам необходимо нарисовать одинаковый рисунок, пользуясь всего двумя карандашами (красным и синим). А теперь ответьте на вопросы: Какие качества понадобятся ребенку, что бы выполнить подобное задание? Молодцы у вас эти качества уже сформированы, вы прекрасно справились с заданием.

Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё класть красную фишку, за плохой - синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы - это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т. д. В различных видах деятельности, особенно в самодеятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада.

Решение проблемной ситуации: «Если в группе произошел какой-нибудь конфликт, как нам выйти из него?» (жест мирилочка, песня о дружбе, стишок, вспомнить пословицы о дружбе, использование методов саморегуляции: «Стойкий оловянный солдатик», «Врасти в землю», «Возьми себя в руки» и д. р.

Затем проводится упражнение «Ласковое имя» (воспитатель предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, стоящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «спасибо»).

Также для решения задач социально-нравственного воспитания дошкольников применяются следующие методы и приемы:

Всем детям очень нравится мирилка «Мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться и т. д. Но, она немного агрессивная. Можно в своей группе применить другую мирилку.

Мирилка

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мирится нам скорей!

Хватит, нам уже сердится,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мирится:

— Ты мне друг!

— И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем!

Пальчик за пальчик

Крепко возьмём

Раньше дрались

А теперь ни по чём.

Хватит сердиться давай мириться.

Проведение «Утра радостных встреч» (после болезни, выходных или отпусков). Здесь используются коммуникативные игры, в ходе которых, ребенок, пришедший, например, после болезни, становится центром внимания. Вот некоторые из них: «Обнимашки»,«Комплименты», «Добрые волшебники». Также этому ребенку дарятся заранее подготовленные детьми подарки (поделки, рисунки).

В начале недели в ходе «Утра радостных встреч» проводится работа по развитию у детей самоуважения, уверенности в себе, повышению самооценки. Для этого используется простой, эффективный прием, суть которого заключается в том, чтобы раскрыть перед детьми, помочь им осознать их возможности, способности и умения. Этому способствуют упражнения:

«Я умею…» (воспитатель называет то, что могут хорошо делать дети данного возраста, а ребята поднимают руки, когда считают, что делают это хорошо, и гордо говорят «Я»);

«Позитивные установки» (дети дружно повторяют за воспитателем:

Мы сильные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы здоровые!

У нас все получится!

Этим же целям служит психологические упражнения, в которых дети заканчивают предложения: «Родители (воспитатели) часто хвалят меня … (за что)»; «Мои друзья часто ценят во мне … (что)»; «Я очень хочу для своих друзей … (что хорошего сделать)».

Следующий вариант встречи детей:

Мы считаем дружно: «Раз!».

В небе месяц вдруг погас.

Посчитаем дружно: «Два!».

Разгорается заря.

Посчитаем дружно: «Три!».

- Ясно солнышко, гори

… Утро начинается –

Считалочка кончается.

Только смелый и упорный,

Доберётся к цели бодро

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

Во время проговаривания дети встают и кладут руки на плечи товарищей. Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывают одну руку на другую и произносят девиз «Один за всех и все за одного».

• Еще одной традицией в группе обязательно должно быть проведение Дня именинника. Дети должны принимать активное участие в подготовке этого праздника: разучивать стихи, репетировать сценки, мастерить подарки для именинников и украшения для группы. Этот праздник заряжает детей позитивными эмоциями и остается в их памяти надолго.

Ещё одним важным шагом в нашей деятельности является использование создания благоприятной атмосферы и анализ обстановки в группе, своих собственных взаимоотношений с каждым ребенком, взаимоотношений между детьми.

Для налаживания взаимодействия с детьми мы устанавливаем доверительные, партнёрские отношения и стремимся их поддерживать, организуем сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка, а при возникновении конфликтных ситуаций применяем позитивные способы их разрешения. Этому способствуют такие приемы как:

- обращение к каждому ребёнку по имени и своевременная похвала от «Я-сообщения». Например: «Я уверенна, что у тебя всё получится», «Мне не приятно видеть, как ты обидел Настю, потому что…. Девочек надо защищать, помогать им» и т. д. (педагогам предлагается перефразировать "Ты-сообщения" на "Я - сообщения");

- проявление внимания к настроению, успехам, неудачам детей и поддержание стремления к самостоятельности в играх или при выполнении режимных процедур;

- участие воспитателя в совместной деятельности с детьми как равноправного партнера (авторитарный стиль общения должен сводиться к минимуму).

- «Правила группы». Совместно с детьми «разработайте» правила группы «Что можно делать, что нельзя». Например:

1. Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

2. Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать сам — научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.

3. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

4. Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.

5. Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.

6. Не завидуй — радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.

7. Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.

Оформить это наглядно в детской группе совместно с детьми.

Еще одна форма работы в ДОУ, которая должна стать традицией, это День подведения итогов за прошедший учебный год (интегрированное мероприятие). Эта традиция очень интересная и емкая. В данном случае отлично реализуется принцип «мини-макса», т. е. минимум затрат времени и сил (в течение одного дня) и максимум результата – подведение итогов по всем образовательным областям и видам детской деятельности. Форма проведения соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Можно организовать «Путешествие по сказкам» для детей средних возрастных групп. Для детей старшего дошкольного возраста игра «Ключи от форта Байярд». Огромную положительную роль играет мотивационный момент, который заключается в поиске ключей для открытия сокровищницы форта Байярд.

На каждый искомый ключ разрабатываются задания в форме дидактических игр, речевые игры, игры драматизации, эстафеты, художественное слово (сказки, загадки, пословицы, поговорки.

Таким образом, данная формы итогового мероприятия, позволяет снизить статистическую нагрузку через использование различных видов детской деятельности, использование всего образовательного пространства не только группы, но и детского сада: кабинеты, холл, другие групповые комнаты, территория детского сада.

А самое важное в создании позитивного микроклимата в детской группе – это умение сохранять собственное психологическое здоровье и спокойствие:

1. Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.

2. Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.

3. Практические рекомендации «Как располагать к себе людей».

Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:

1. Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.

2. Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.

3. Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т. д.).

4. Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.

5. Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.

6. Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.

7. Начинайте с искреннего признания достоинства человека.

8. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

9. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

10. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.

11. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

12. Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.

13. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

14. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

Есть такая притча: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках, человек!»

Уважаемые педагоги! Создание позитивного микроклимата в группе детского сада в ваших руках!

Мне хочется завершить свое выступление такими словами: не бойтесь использовать в своей работе все новое, которое сейчас для вас кажется сложным и непонятным, но то что, когда то станет традицией в вашем дошкольном учреждении.

Педагогам дается материал для самоанализа микроклимата в детской группе (для работы на следующем семинаре).

Упражнение "Поделись своим теплом".

Прикреплённые файлы:

mikroklimat_mmdbs.ppt | 3506 Кб | Скачан: 50
 
Публикации по теме:

Фотоотчет о развлечении в старших группах детского сада «Праздник Нептуна»Фотоотчет о развлечении в старших группах детского сада «Праздник Нептуна» Фотоотчет о развлечении в группах старшего возраста «Праздник Нептуна» Хочу еще порадовать Вас дорогие коллеги одним фоторепортажем из.

Конспект НОД «Игры-потешки в разных возрастных группах детского сада» Конспект НОД «Игры-потешки в разных возрастных группах детского сада» Цель: знакомить детей с потешками как жанром устного народного творчества.

Консультация для родителей. «Общение взрослых и детей и его влияние на создание благоприятного микроклимата в семье» Семейное воспитание - это не морали и нотации, а весь образ жизни и образ мыслей родителей, это постоянное общение с детьми при условии.

Организация центра науки в группах детского садаОрганизация центра науки в группах детского сада Центр науки в группах детского сада подразумевает создание условий, в которых дети смогут наблюдать и исследовать объекты окружающего мира.

Семинар для педагогов детского сада «ТРИЗ технологии в дошкольном образовании»Семинар для педагогов детского сада «ТРИЗ технологии в дошкольном образовании» Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения.

Семинар «Поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй воспитанника»Семинар «Поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй воспитанника» В работе с детьми в ДОУ компенсирующего вида есть свои особенности: ребёнок приходит в группу с нарушением речи, что порой, само по себе,.

Семинар-практикум для педагогов детского сада Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном.

Семинар-практикум для педагогов детского сада «С мячом играй, речь развивай!» Слайд №1 «С мячом играй, речь развивай!». «Теперь дети не играют, а учатся. Они всё учатся, учатся и никогда не начнут жить» А. Грин Ежегодно.

Семинар-практикум для педагогов «Методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах» Задачи: 1. Познакомить педагогов с разными видами утренней гимнастики. 2. Совершенствовать практические навыки по методике проведения утренней.

Организация психологических уголков в группах детского сада Презентация педагога-психолога МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №176 «Карандаш» Дубины М. В. на тему «Организациям психологических уголков.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Весна
  • Дикие животные
Автор публикации:
Семинар-практика для педагогов «Создание микроклимата в группах детского сада»
Опубликовано: 13 октября 2016 в 11:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению макета «Моряки на парусниках» для совместного творчества...
Поделки из камней – интересное и увлекательное занятие. Процесс изготовления таких поделок требует творческого подъема. Каждый образ подсказывает форма и...
Фотоотчёт «Наши зимние поделки»
Фотоотчёт "Наши зимние поделки" Ирина Баринова Здравствуйте уважаемые педагоги, коллеги и друзья. Сегодня вашему вниманию хочу предложить фотоотчёт , как мы...
Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик»
Как эффективно подготовить ребенка к школе? Умение детей слушать воспитателя и выделять звуки в слове, определять их порядок и последовательность...
Дидактическая игра своими руками «Кто где живёт?», «Кто что ест?» по принципу Кругов...
Цель игры: дать ребенку представление об особенностях жилья разных животных, расширять знания о среде их обитания; развивать мышление, память, речь;...
Отчет о работе отряда ЮИД «Дорожный дозор»
Смотр-конкурс отрядов помощников ЮИД. На дороге наш дозор, С нами друг наш светофор. Неустанно вместе с ним За порядком мы следим. Наши...