МААМ-картинки

Семинар-практикум «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий»

Якушенко Ирина Юрьевна
Семинар-практикум «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий»

Семинар-практикум

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство

не заменит движения»

Ж. Тассо.

Тема: «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум „Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах

1. Теоретическая часть:

- Познакомить педагогов с методом кинезиологии.

- Рассказать о роли межполушарного взаимодействия в интеллектуальном и речевом развитии детей.

2. Практическая часть:

- разучить с участниками семинара-практикума кинезиологические упражнения.

3. Блиц-опрос.

Оборудование: доска, маркер, проектор,листочки бумаги, карандаши, фломастеры, презентация.

Руководитель: старший воспитатель

Категория слушателей: педагоги ДО

Ход семинара.

- Добрый день, уважаемые педагоги! Рады вас видеть на нашем семинаре. Я пригласила вас, чтобы познакомить с интересной и популярной сейчас во всём мире здоровьесберегающей технологией – кинезиологией.

Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным. Следует отметить, что за последние годы увеличилось число детей с общим недоразвитием речи. Применение этой инновационной технологии в практике позволит детям преодолевать речевые нарушения, улучшая при этом их психическое и физическое здоровье, а также умственные способности.

Многие учё ные отмечают: «мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».

Справедливо и мнение, что «из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное — шевелить мозгами». Мы с вами тоже будем сегодня «шевелить мозгами».

Для начала предлагаю активизироваться.

Упражнение «Массаж ушных раковин».

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. Потяните уши вперёд, в стороны, назад. В конце упражнения разотрите уши руками.

Ежедневный массаж ушей приносит пользу всему организму, особенно мозгу. Начинается выработка эндорфинов, снижаются беспокойство и напряжение в челюсти и шее, укрепляется иммунная система, активизируется кровоток и наступает расслабление.

Предлагаю вам тест нейропсихолога А. Лурия для определения вашего типа восприятия информации. Возьмите листочки бумаги, приложите их ко лбу и напишите слово КОТ. Если ваше слово можно прочитать слева направо – вы визуал, т. е. ведущий канал восприятия информации для вас зрительный. К слову, 90% информации мы получаем через зрительный канал. Если, написанное вами слово читается как ТОК, значит вы – кинестетик и ведущий канал получения информации для вас - ваши чувства, ощущения, тактильные контакты, вы запоминаете движения.

Мы сегодня будем пользоваться всеми каналами получения информации – визуальным, кинестетическим и аудиальным, т. е. слуховым, который в этом тесте не отражён.

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

- Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т. д. (в зависимости от выбора необходимо своими словами подвести к значимости здоровья в жизни людей)

- Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов ДОУ. Проблема оздоровления детей - это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива нашего учреждения на длительный срок.

Итак, что же такое «кинезиология»? (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

СЛАЙД 1 - читать

Эта наука посвящена развитию и улучшению работы психологических процессов.

СЛАЙД 2

В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Она вобрала в себя знания йоги, индийских мудр (пальчиковой йоги, китайской медицины, пальчиковых игр древней Руси. В настоящее время кинезиология подразделяется на спортивную кинезиологию, медицискую, психотерапевтическую, образовательную. Мы будем говорить об образовательной кинезиологии, ее задачах и целях.

3 Слайд - зачитать

Развитие головного мозга ребёнка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

4-5 СЛАЙД

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Мозолистое тело, которое находиться между большими полушариями в теменно-затылочной части, необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Значит, успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия.

6 слайд – зачитать

7 слайд - зачитать

Учеными доказано, что после двух лет у ребенка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия. А речь в свою очередь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. А органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

8 слайд

Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

9 слайд - читать

10 слайд

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении и решить проблему неуспешности. Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин дислексии и дисграфии является так называемая “координационная неспособность” к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значимый прогресс в плане способностей к обучению, а также управлению своими эмоциями. Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению).Для детей со специфическими нарушениями письма и чтения характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия.

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.

11 СЛАЙД

Применение метода КИНЕЗИОЛОГИИ позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Кинезиологические уражнения активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью.

13 слайд – зачитать

14 слайд

С помощью своеобразной «гимнастики мозга» процесс обучения и выполнение любого вида деятельности становится более эффективными, так как они позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Благодаря кинезиологии организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

15) СЛАЙД

Каждое из упражнений, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается.

15 = слайд

«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку, достаточно проста в исполнении, может использоваться в любое время. Она занимает немного времени, принося несоизмеримую пользу. Использование кинезиологических упражнений 5 – 10 минут в день помогут вашему ребёнку в процессе любой деятельности.

15. СЛАЙД

Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект. Конечно, лучший эффект от этих упражнений будет, если выполнять их ежедневно. Каждое упражнение по тренировке мозга выполняется не более 2-х минут. Их можно делать в различных сочетаниях.

15. СЛАЙД

Для активизации детей в самом начале образовательной деятельности полезно провести с детьми одно-два упражнения, проводить их можно и во время образовательной деятельности. Некоторые - в те моменты, когда вы видите, что ребенок с нарушениями в поведении устал, начал отвлекаться и т. д.

Игры 15а слайд необходимо проводить в течение дня зачитать слайд.

Самое главное требование и условие — это регулярность и повторяемость. Только регулярностью тренировок можно добиться ощутимого эффекта.

Эту гимнастику рекомендовано выполнять также и взрослым для активизации психических процессов.

Поэтому я предлагаю каждому поучаствовать и выполнить несколько упражнений из комплекса.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Выступление инструктора по физкультуре - Казаковой Н. В.

Все упражнения данной системы — перекрестные. Перекрестность — главный принцип гимнастики мозга - означает подключить оба полушария мозга, (правое отвечает за левое полушарие, и наоборот).

- Предлагаю немного размяться, отдохнуть. Давайте выполним следующие упражнения.

Кинезиологическое упражнение «Перекрёстное марширование».

Будем медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена. Затем чередуем с односторонними касаниями.

Упражнение «Ухо – нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»

Упражнение «Ленивые восьмёрки».

Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмёрку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмёрки. Рисуем три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Отдохните и откройте глаза.

- А теперь поиграем.

Кинезиологическая игра «Солнышко - заборчик - камушки» :

покажите солнышко: ладони с растопыренными пальцами,

заборчик: ладони вместе, направлены от себя,

камушки: постучать кулачками друг о друга.

Я буду быстро и вразнобой произносить «солнышко», «камушки», «заборчик», а вы, уважаемые коллеги, показывайте соответствующие движения.

Усложняем задачу, теперь надо делать то, что увидите, а не то, что услышите, глядя на мои действия. Я буду показывать движения вразнобой, но при этом называть другие движения (в этой игре есть ещё и третий вариант: надо делать то что слышат, а не то, что видят).

Воспитатели проходят на свои места.

СЛАЙД - Кинезиологические упражнения.

Перечисляются виды кинезиологических упражнений.

СЛАЙД 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26,27,28,29,30,31,32,33,34.

пролистать, предоставляя возможность посмотреть, почитать.

Слайды:

- слова Павлова

- вывод

Заключительная часть.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам БЛИЦ-ОПРОС по теме нашего семинара.

Вопросы:

1. Что означает слово кинезиология?

2. Какой возраст самый благоприятный для развития межполушарных

связей?

3. За что отвечает правое полушарие головного мозга?

4. За что отвечает левое полушарие головного мозга?

5. Что мы называем кинезиологические упражнения?

6. В чем заключается польза кинезиологических упражнений?

7. Какие условия нужно соблюдать для результативности работы с

кинезиологическими упражнениями?

8. Что включают в себя комплексы кинезиологических упражнений, какие

приемы?

9. К каким технологиям относится кинезиология?

10. Какой главный принцип гимнастики мозга?

- Уважаемые коллеги, надеюсь, вас заинтересовала информация, полученная на нашем семинаре. Используйте эти простые упражнения в вашей практике, наслаждайтесь движениями сами и вдохновляйте своих воспитанников.

И в заключении маленький совет: Большинство из нас делает массу работы удобной рукой. Попробуйте сами и предложите ребёнку чистить зубы, причёсываться, доставать предметы, рисовать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизируют новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга, развивается самоконтроль и повышается концентрацию внимания. Это не только полезно, но и весело! Спасибо за внимание! (показать ПОСЛЕДНИЙ СЛАЙД «СПАСИБО»)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ»Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ» Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий»
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 12:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД