Семинар-практикум «Детская агрессивность»

ШИШКО АЛЛА
Семинар-практикум «Детская агрессивность»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Детская агрессивность»

Цель семинара: повышение профессиональной психолого-педагогической компетенции воспитателей при работе с проявлениями детской агрессивности.

Задачи: формирование и закрепления навыков конструктивного поведения для работы в агрессивной среде.

Сегодня мы с вами поговорим на тему «Агрессивный ребёнок». Данная проблема на сегодняшний день актуальна, поскольку увеличилось количество детей с агрессивным поведением.

Упражнение «Настроение».

Слепить из пластилина своё настроение и передать сидящему рядом справа. Угадать какое настроение у соседа.

Что такое агрессия?

Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее моральный и физический ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Злость – может выражаться в агрессивном поведении, а может и не выражаться. Поскольку Агрессия – это поведение, т. е. то, что мы можем контролировать и регулировать сознательно, значит, мы можем и не быть агрессивными.

Как рождается агрессивность?

«Агрессия возникает как механизм преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути».

«Способы конструктивного разрешения проблемных ситуаций сами по себе слишком сложны, усваиваются в ходе становления личности».

«Ребёнок раннего возраста не знаком с ними. А вот агрессия, простейшее средство достижения цели, ему знакома и доступна. Часто, увидев, что этот способ эффективен, ребёнок понимает, что не зачем учиться договариваться, если можно укусить, отнять, ударить… Вот когда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера.

Упражнение «Продолжи фразу»

Каждому участнику предлагаться продолжить фразу.

Выделяют 5 видов агрессии.

- Физическая агрессия- использование физической силы против другого лица.

- Косвенная агрессия – действия, направленные окольными путями на другое лицо (сплетин, злобные шутки, а также ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу и другое)

- Вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора) так и через содержание словесных ответов (угрозы, ругань).

- Раздражение –вспыльчивость, грубость

- Негативизм - манера поведения.

Причины и факторы агрессивности

Каждому раздаётся таблица

Упражнение «Кулак»

Всем участникам предлагается разделиться на пары и выполнить следующее:

один из участников сжимает кулак, а другой –пробует его разжать.

Обсуждение:

- Испытывали ли вы сопротивление, когда пытались разжать кулак?

- Каким способом вы пытались это сделать?

- Какой способ эффективнее – давление или объяснение, уговоры?

- Каков внутренний смысл данного упражнения?

Психолог:

Уважаемые коллеги, перед вами листы бумаги вы должны написать на нем имя своего ребёнка (настоящего или вымышленного) и написать 5 важных качеств, признаки отличающих вашего ребёнка, как агрессивного от других детей.

Признаки агрессивного ребёнка:

- не понимает чувств и переживаний других людей

- ощущает себя отверженным

-Часто ругается со взрослыми

- Создаёт конфликтные ситуации

- Сваливает вину на других

- Часто спорит с взрослыми

-Теряет контроль над собой

- Импульсивен (только в момент агрессии)

- Часто дерется, стремиться разозлить маму, педагогов

- Не может адекватно оценить свое поведение

- Имеет мускульное напряжение

- Часто специально раздражает взрослых

- Толкает, ломает, крушит все кругом

- Завистлив, мстителен, раздражителен, винит других в своих ошибках

-Имеет низкий уровень эмпатии

- Часто сердится и отказывается что-либо делать

Как распознать агрессию?

Мимические выражения гнева включают в себя:

- Характерные сокращения лобных мышц и бровей

- Брови опущены и сведены

- Кожа лба вытянута и образует на переносице или прямо над ней небольшое утолщение

- Глаза сужаются и приобретают угловатую, заострённую форму

- Взгляд зафиксирован на источнике раздражения (указывает, куда будет направлена агрессия)

- Рот маленького ребёнка распрямляется, приобретает прямоугольную форму

- Губы сжиматься, превращаясь в тонкие параллельные линии

- Старшие дети и взрослые в гневе часто стискивают зубы и сжимают плотно (это является результатом социализации)

Кривая гнева. (Обсуждение кривая гнева)

Инструкция. Участникам предлагается рассмотреть кривую гнева (рисунок) и обсудить все фазы протекания агрессивной вспышки.

Первая фаза (А) - фаза запуска, или внешнего/внутреннего стимула. Этим стимулом, провокатором вспышки гнева может служить все, что угодно: несправедливо сделанное замечание, окрик, внезапная боль и т. п. На этой фазе взрослый не всегда может предугадать, что произойдет дальше: разозлится ребенок или сможет быстро переключиться на что-либо другое. Это та фаза, когда можно предотвратить вспышку гнева, отвлечь ребенка, направить его энергию в нужное русло или, что очень важно, научить его справляться со своим состоянием.

Вторая фаза (В) - фаза обострения. Кривая гнева начинает подниматься вверх. Это время, когда тело физиологически начинает готовить себя к предстоящему сражению: повышается уровень адреналина, напрягаются мышцы, учащаются дыхание, пульс. Но все же на этой стадии, особенно на начальном этапе, еще можно предотвратить предстоящую вспышку. И если взрослый не остановит нарастающий поток гнева у ребенка на этой фазе, придется долго ждать, пока он придет в себя. Чтобы научить его справляться со своим гневом и лучше владеть собой, на стадиях А и В можно давать ему инструкции: «Успокойся», «Сядь в кресло и посиди 5 минут», «Сделай несколько глубоких вздохов». Можно умыть ребенка прохладной водой. Позже он сам будет прибегать к этим замечательным способам управления гневом.

Третья фаза (С) - фаза кризиса, пик гнева. Ребенок начинает кричать, топать ногами, ругаться и т. д. У всех детей это проявляется по-разному. Ребенок уже не слышит взрослого, не понимает просьб, требований. Читать нотации бесполезно. Единственное, что можно сделать - это следить за его безопасностью.

Четвертая фаза (D) - фаза плато, или спада гнева. Она протекает у всех детей по-разному. Одним присущи отдельные дополнительные вспышки, у других гнев идет на спад.

Пятая, последняя, фаза (Е) - фаза депрессии, которая может наступить после кризиса. Теперь снова можно разговаривать с ребенком, и только на этой фазе он услышит, что ему говорят.

Точнее: данная кривая характерна не только для детей, но и для взрослых, поэтому очень важно контролировать собственные негативные выплески в момент общения с ребенком.

Вопрос: Что нужно делать для профилактики агрессивного поведения детей?

Каковы советы вы можете дать родителям? (практическая работа раздать листы).

1. Первым делом нащупать все болевые точки в семье.

2. Нормализовать семейные отношения.

3. Ликвидировать все агрессивные формы поведения близких, помнить, что ребенок видя все, подражает.

4. Принимать его таким, какой он есть, и любить его со всеми недостатками.

5. Учитывать его возможности, а не то, как вам хотелось бы это видеть.

6. Попытаться погасить конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло.

7. Дать понять, что он любим.

8. Научить его общению со сверстниками.

9. При драчливости ребенка главное-не разъяснить, а предотвратить удар.

10. Понимать ребенка.

11. Помнить, что и слово может ранить ребенка.

Правила экстренного вмешательства в конфликтной ситуации.

Правила экстренного вмешательства в конфликтной ситуации позволяют обеспечить позитивное разрешение конфликтов и установить партнёрские отношения.

Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, целесообразно использовать следующие позитивные стратегии.

• простое игнорирование реакций ребенка;

• выражение понимания чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;

• переключение внимания или предложение какого-либо задания;

• позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что устал».

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к себе внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах, можно просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое.

Правило 2. Акцентировать внимание на поступках (поведении, а не на личности ребенка и подростка.

Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Взрослые склонны обобщать однократные поступки. Самое опасное, если данную характеристику усваивают сверстники. Анализируя поступок, важно ограничиться обсуждением актуального поведения ребенка, по принципу «здесь и сейчас», избегая анализа других поступков. Оценивая поведение ребенка следует апеллировать только к фактам и к тому, что произошло только что. В этом случае ребенку объясняют, что его поведение вредит не столько окружающим, сколько ему самому.

В ряде случаев необходимым является установление с агрессивным ребенком обратной связи. Для этого используют приёмы:

1. констатация факта: «Ты преступаешь допустимую черту» или «Ты ведёшь себя агрессивно»;

2. констатирующий вопрос: «Ты злишься?»;

3. раскрытие мотивов агрессора: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?»;

4. «Я» - сообщение (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению): «Мне нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит»;

5. апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило».

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить три качества: заинтересованность, доброжелательность и твёрдость.

Правило 3. Контролировать собственные негативные эмоции.

Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает выраженные негативные эмоции, включая: раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым необходимо признать нормальность и естественность данных негативных переживаний. Но в тоже время необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.

Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он:

• не подкрепляет агрессивное поведение;

• демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;

• сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Правило 4. Не усиливать напряжение ситуации.

Основная задача взрослого – снизить напряжение ситуации.

Типичные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию, включают в себя:

• повышение голоса, изменение тона на устрашающий;

• демонстрация власти: «Учитель здесь пока ещё я», «Будет так, как я скажу»;

• крик, негодование;

агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

• использование физической силы;

• нотации, проповеди;

• угрозы или наказания;

• сравнение подростка с другими детьми и т. д.

Некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время. Однако отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем сама причина.

Правило 5. Обсуждать проступок.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение ребенка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог.

Когда стороны возбуждены, невозможно достичь конструктивной договоренности. Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки, только после того, как ситуация разрешиться и обе стороны успокоятся.

В то же время обсуждение необходимо провести как можно скорее после инцидента. Лучше это сделать наедине. При обсуждении важно сохранять спокойную и объективную позицию, апеллируя не к личности подростка, а к правилам, которые он нарушил.

Правило 6. Сохранять положительную репутацию.

Ребенку, тем более подростку очень сложно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка.

Для сохранения положительной публичной репутации целесообразно:

• публично минимизировать вину подростка «Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть», что не распространяется на последующую индивидуальную беседу;

• не требовать полного подчинения, позволить выполнить требования взрослого по-своему;

• предложить подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении, т. е. на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и вашим способом, можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Правило 7. Демонстрировать модели не агрессивного поведения.

В ситуациях повседневного общения с детьми и подростками необходима демонстрация альтернативного поведения их агрессивным реакциям. Чем меньше возраст ребенка, тем более не агрессивным должно быть поведение взрослого в ответ на его агрессивную реакцию.

Альтернативное поведение взрослого, направленное на снижение напряжения ситуации, может включать в себя следующие приёмы:

• выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);

• тайм-аут – предоставление возможности ребенку/ подростку успокоится наедине;

• внушение спокойствия невербальными средствами;

• прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

• использование юмора («Ты сейчас выглядишь круче Шварцнейгера»);

• признание чувств и интересов собеседника;

• сообщение своих интересов;

• апелляция к правилам и т. д.

Наибольшая польза от этих приёмов в том, что дети довольно быстро перенимают не агрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций.

Вспомните ситуации агрессивного поведения детей или подростков, которые происходили среди ваших воспитанников. Какие приёмы вы смогли применить? Разрешилась ли после этого ситуация?

Как помочь агрессивному ребенку?

Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3 направлениях:

- Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемыми способами выражения гнева.

- Обучение детей навыкам распознавания контроля, успешно владеть собой в ситуации провоцирующие вспышки гнева.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию сопереживанию.

Как перевести агрессию в позитив?

Существует несколько этапов снижения агрессивности ребенка и стабилизации его эмоционального состояния. Необходимо научить ребенка выражать свой гнев в социально-приемлемой форме и открыто. Какие способы вы знаете? (ответы)

1. Громко спеть любимую песню

2. Пометать дротики в мишень

3. «Бои» мечами

4. Попрыгать на скакалке

5. Используя «Стаканчик (мешочек для криков, высказать все свои отрицательные эмоции

6. Попинать (поколотить) подушку

7. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»

8. Скомкать бумагу кидать бумагу в корзину друг в друга

9. Быстрым движениями руками нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.

10. Слепить из пластилина и сломать.

11. Использовать физические силовые упражнения

12. Сильно потопать ногами

13. Лопать воздушные шары ногами

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения (картотека игр предлагается)

Упражнение «Гора с плеч»

Инструкция «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще

что-то сделать, сбрось "гору с плеч". Встань, широко расставив ноги, подними

плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе станет

легче».

Упражнение «Солнечный зайчик»

Инструкция. «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал по лицу, нежно погладь его ладонями: сначала лобик, носик, ротик, щёчки, погладь голову, шею, животик, ручки, ножки, он забрался за шиворот - погладь и там. Он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

Упражнение «Врасти в землю»

Инструкция «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулаки, крепко стисни зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни и никакие ветры тебе не страшны».

Упражнение «Возьми себя в руки»

Инструкция «Как только ты почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть, что-то крикнуть, обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека. Ты - хозяин своих эмоций».

Упражнение «Ты – лев»

Инструкция «Закрой глаза. Представь льва, царя зверей - сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твоё имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев - это ты!»

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают, как вести себя в конфликтных ситуациях. На этом этапе очень важны сюжетно ролевые игры, показывающие взаимодействие между людьми в различных ситуациях. И конечно, сами взрослые должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей. Кроме того, формирование таких позитивных качеств личности, как эмпатия, доверие к людям, доброта, происходит во время позитивного общения с ребенком, за совместным обсуждением книг, просмотром фильмов и передач и прочее.

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

Обобщение:

Итак, мы знаем что:

- Агрессивность присуща всем людям

- Избавиться полностью от агрессивности невозможно

- Агрессивность имеет свои отрицательные и положительные стороны

- Агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку

- Семья играет ведущую роль в формировании детской агрессивности

- Лучшее лекарство для преодоления детской агрессии - это внимание, понимание, требовательность, ответственность и терпение.

Упражнение «Комплименты»

Выберите кого-нибудь из членов группы, кому бы Вы хотели сказать комплимент, и скажите, что Вам в нём нравится. Начинайте со слов: Мне в тебе нравится.», «У тебя лучше, чем у меня получается.», «Я тебе благодарен за то, что ты.»

• Что Вы чувствовали, когда говорили хорошее и когда слышали хорошее?

• Не забывайте, что каждому человеку приятно слышать хорошие слова, чаще говорите их детям.

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Дела семейные» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное дошкольное учреждение -детский сад '' Ласточка '' г. Аркадак Воспитатель: Лютикова.

Семинар-практикум «Солнечная игралочка»Семинар-практикум «Солнечная игралочка» Семинар практикум 24.07.2017 Воспитатель: Редькина Инна Владимировна «Солнечная игралочка» Игра в жизни.

Детская агрессивность и её причины Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Паутовский детский сад «Солнышко» Детская агрессивность И её причины.

Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми .

Детская агрессивность: причины и пути ее преодоления У новорожденного ребенка нет никакой жестокости, он ее накапливает в течение жизни. Чаще всего жестокие дети - это результат неправильного.

Консультация «Детская агрессивность: что делать?» Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но.

Консультация-практикум для родителей «Детская агрессия» МБДОУ Детский сад №13 «Снежинка» город Юрга Воспитатель: Власенко Елена Викторовна Здравствуйте дорогие родители! Поговорим об очень.

Семинар-практикум «Детская художественная литература как составляющая духовно-нравственного воспитания»Семинар-практикум «Детская художественная литература как составляющая духовно-нравственного воспитания» Цель: Углубить знания педагогов о детской художественной литературе, раскрыть духовный и нравственный потенциал художественных произведений.

Семинар-практикум «Профилактика плоскостопия» Семинар – практикум для родителей детей среднего и старшего дошкольного возраста «Профилактика плоскостопия» Теоретическая часть Детская.

Семинар-практикум для педагогов «Трудные дети: гиперактивность, агрессивность» Ход семинара-практикумаОрганизационный момент. Упражнение «Ассоциации» Цели: получить обратную связь, развить навык размышлять, создать основу.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Детская агрессивность»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 03:32
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Дерево «Все времена года»
Для лучшего понимания и восприятия детьми признаков времени года решили использовать пространство на одной из стен в группе, нарисовать дерево со всеми...
Выставка работ «Осенние фантазии»
Осень прекрасная пора, потому что именно в это время года можно увидеть буйство красок в природе. Также осень это очень творческое время года, когда можно...
Фотоотчет Осеннее развлечение в младшей группе «Осень в гости к нам пришла»
Цель: создание радостного, праздничного настроения у участников праздника. Формирование устойчивого интереса ко всем видам музыкальной деятельности,...