Надежда Аджигитова
Семинар-практикум «Речевое развитие детей дошкольного возраста — необходимое условие формирования успешной личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для молодых педагогов ДОО:
«Речевое развитие детей дошкольного возраста – необходимое условие формирования успешной личности»
Цель: повышение теоретического уровня молодых педагогов в вопросах профилактики нарушений речи воспитанников дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум „Речевое развитие детей дошкольного возраста — необходимое условие формирования успешной личности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.
- Поддерживать активность, творческий потенциал и направленность на самосовершенствование педагогов ДОУ.
Ход
I. Организационный момент
Старший воспитатель:
Колокольчик озорной,
Ты друзей в кружок построй.
Слева друг и справа друг –
Становись скорее в круг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Коммуникативная игра «Комплимент»
Я рада, что в нашем кругу есть вы (обращается к педагогу, называя его по имени-отчеству). Вы отзывчивый, душевный человек, всегда готовый прийти на помощь.
II. Погружение в тему
Метод «4 угла»
Участникам предлагается отвечать на вопросы по определенному алгоритму. Старший воспитатель задает вопрос, который имеет четыре заданных варианта ответов и пятый – свободный. При этом каждый из заданных ответов соответствует определенному цвету (красному, желтому, зеленому, синему, который, в свою очередь, соотносится с одним из четырех углов комнаты (на каждом из четырех углов помещен лист бумаги одного из упомянутых цветов).
Участники, прослушав вопрос, выбирают один из предложенных вариантов ответа и перемещаются в тот угол, который ему соответствует. В случае если ни один из четырех вариантов ответов не подходит, то участник остается в центре комнаты.
Таким образом, после озвучивания вопроса участники в соответствии со своим выбором делятся на группы (от одной до пяти).
Дальше в каждой группе идет обсуждение ответов на вопрос: «Почему я выбрал этот вариант ответа?».
Желательно, чтобы на него ответил каждый участник в группе. Этот этап длится несколько минут в зависимости от динамики обсуждения в группах (можно время изначально ограничивать). После чего участники возвращаются в центр помещения, им задается следующий вопрос.
Вопросы (техника Ледокол-3)
Ваш любимый цвет?
- Красный;
- Желтый;
- Зеленый;
- Синий;
Ваша любимая пора года?
- Весна – зеленый;
- Лето – красный;
- Осень – желтый;
- Зима – синий;
Ваше любимое время суток?
- Утро – зеленый;
- День – красный;
- Вечер – желтый;
- Ночь – синий;
Ваш любимый праздник?
- День рождения – зеленый;
- Пасха – красный;
- Рождество – желтый;
- Новый год – синий;
Ваша любимая телепередача?
- Новости – зеленый;
- Музыкальные передачи – красный;
- Телесериалы – желтый;
- Спортивные передачи – синий;
Где больше всего вам нравится учиться?
- На семинарах-практикумах – зеленый;
- На консультациях – красный;
- В интернете – желтый;
- У коллег – синий;
Главная роль в профилактике и исправлении речи детей принадлежит :
- Родителям/законным представителям – зелёный
- Воспитателям, так как большую часть времени ребёнок находится в дошкольном учреждении, – красный;
- Учителю-логопеду, он ведь специалист – жёлтый;
- Лишь совместными усилиями можно помочь ребёнку – синий;
Эффективнее будет, если ребёнку с нарушениями речи будет оказана помощь
- В индивидуальной работе – зеленый;
- В организации совместных занятий по звуковой культуре речи – красный;
- В оказании консультаций и рекомендаций родителям воспитанника – желтый;
- В режимных моментах – синий;
В становлении правильной речи важным является:
- Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики – зеленый;
- Игровые упражнения на развитие фонематического слуха – красный;
- Разучивание скороговорок – желтый;
- Дыхательные упражнения – синий.
Деление на компании, участники садятся на стулья в кругу. Вниманию участников предлагается папка-кейс «Путеводитель».
III. Актуальность темы семинара-практикума (старший воспитатель)
Вступление (показываю разные колокольчики).
Колокольчик… Удивительно музыкальное, поэтическое слово. В слове соединяются понятия театральной премьеры, удачной рыбалки, праздника школьного звонка, скоморошьи потехи, ямщицкая удаль, молчаливый голубой цветок…
Я хочу рассказать вам одну красивую легенду. Она пришла к нам из Италии. Однажды святой, которого звали Павлин, увидел во сне колокольчики – маленькие полевые цветы, которые трепетали на ветру и издавали при этом благостные звуки. Этот сон не давал святому покоя, и он велел литейщикам сделать такие же цветы и научить их петь. Так появились колокола и колокольчики.
Каждый колокол или маленький колокольчик имеет свой неповторимый звук, как будто мастер-литейщик вложил в него часть своей души. Разный тембр, разная тональность, разное звучание. Всем известно, что маленький колокольчик звучит тише, нежнее и игривее, а большой колокол – звучно, громко и важно (играем с колокольчиками).
Помните, как у Пушкина: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Наша речь – это звучание таких колокольчиков. В красивую чистую речь хочется вслушиваться и вслушиваться.
Но вот сломался колокольчик… сломан. Ребёнок «плохо говорит» (так выражаются родители, не выговаривает звуки, его плохо понимают взрослые, сверстники, он не может выразить словами свои желания, начинаются проблемы в поведении. Школьный звонок, такой желанный и долгожданный, извещает для него не первые радости и победы, а проблемы и огорчения.
После обследования, проведённого учителем-логопедом, было выявлено большое количество воспитанников с нарушениями речи.
Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Предлагаю составить два кластера.
Составление кластера.
1 компания - кластер «Чистая красивая речь – это…».
2 компания - кластер «Что может помочь формированию правильной речи?».
Обсуждение полученного, выделение во втором кластере основных вопросов семинара – артикуляционная гимнастика, фонематический слух и фонематическое восприятие, слоговая структура.
1-й блок «Развитие артикуляции»
Старший воспитатель. Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.
1. Блиц-опрос «Знание органов артикуляции» (вопросы по очереди задаются компаниям) :
- Какой главный орган артикуляции у человека? (язык)
- Как образуется голос? (воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются)
- Какие части языка вы можете назвать? (кончик, спинка, корень, боковые края)
- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки)
Общий вопрос: Назовите правила проведения артикуляционной гимнастики (ответы педагогов).
Выработка правил проведения артикуляционной гимнастики (совместная работа). Полученные данные участники записывают в кейс.
2. Конкурс «Знание артикуляционных упражнений»
- назвать артикуляционные упражнения (упражнения к каждой группе звуков подбираются отдельно);
- определить, к каким группам звуков относятся данные комплексы (к сонорным, свистящим, шипящим);
- определить возраст детей, для которого подходит форма проведения данной артикуляционной гимнастики (в игровой стихотворной и в форме сказки).
2-й блок «Развитие фонематического слуха и восприятия,
слоговой структуры слов и навыков звукового анализа»
Старший воспитатель. Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический слух. Начиная с 4-х лет, детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги. Предлагаю игры, которые помогут вам в работе с детьми.
ИГРЫ в кругу
1. Старший воспитатель предлагает по очереди прохлопать своё имя, затем имя с ласкательно-уменьшительным суффиксом. Задания: Чьё имя так: 2 хлопка – похлопайте, 3 хлопка – пощёлкайте, 4 хлопка – попрыгайте.
2. Задание: «Придумай слово со звуком [С]».
«Придумай слово со звуком [Ш]».
3. Старший воспитатель предлагает рассчитаться на первый, второй. Первые называют слова со звуком [С]», вторые – со звуком [Ш]».
4. «Звуковая эстафета» («Цепочка слов») – (карандаш – шум – мешок и т. д.).
5. «Придумай рифму к словам». Старший воспитатель предлагает задумать любое слово для рифмы, подойти и встать напротив любого, но рифму предложить выбрать соседу слева (второму соседу справа и т. д.).
3-й блок «Планирование работы по звуковой культуре речи»
Старший воспитатель предлагает по компаниям спланировать работу по звуковой культуре речи в течение одного дня, выбрав возрастную группу, приёмы работы (в совместной деятельности, в индивидуальной работе, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности).
Рефлексия.
Старший воспитатель предлагает заполнить рефлексивный лист, ответив на вопросы:
Сегодняшний семинар помог мне разобраться ___
___
Выполнить задания мне помогало ___
___
У меня остались вопросы ___
Обсуждение заданий, планирование дальнейшей работы по теме.