Приложение МААМ

Семинар-практикум «Речевое развитие детей дошкольного возраста — необходимое условие формирования успешной личности»

Надежда Аджигитова
Семинар-практикум «Речевое развитие детей дошкольного возраста — необходимое условие формирования успешной личности»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для молодых педагогов ДОО:

«Речевое развитие детей дошкольного возраста – необходимое условие формирования успешной личности»

Цель: повышение теоретического уровня молодых педагогов в вопросах профилактики нарушений речи воспитанников дошкольного возраста.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум „Речевое развитие детей дошкольного возраста — необходимое условие формирования успешной личности“» размещена в разделах

- Смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.

- Поддерживать активность, творческий потенциал и направленность на самосовершенствование педагогов ДОУ.

Ход

I. Организационный момент

Старший воспитатель:

Колокольчик озорной,

Ты друзей в кружок построй.

Слева друг и справа друг –

Становись скорее в круг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Коммуникативная игра «Комплимент»

Я рада, что в нашем кругу есть вы (обращается к педагогу, называя его по имени-отчеству). Вы отзывчивый, душевный человек, всегда готовый прийти на помощь.

II. Погружение в тему

Метод «4 угла»

Участникам предлагается отвечать на вопросы по определенному алгоритму. Старший воспитатель задает вопрос, который имеет четыре заданных варианта ответов и пятый – свободный. При этом каждый из заданных ответов соответствует определенному цвету (красному, желтому, зеленому, синему, который, в свою очередь, соотносится с одним из четырех углов комнаты (на каждом из четырех углов помещен лист бумаги одного из упомянутых цветов).

Участники, прослушав вопрос, выбирают один из предложенных вариантов ответа и перемещаются в тот угол, который ему соответствует. В случае если ни один из четырех вариантов ответов не подходит, то участник остается в центре комнаты.

Таким образом, после озвучивания вопроса участники в соответствии со своим выбором делятся на группы (от одной до пяти).

Дальше в каждой группе идет обсуждение ответов на вопрос: «Почему я выбрал этот вариант ответа?».

Желательно, чтобы на него ответил каждый участник в группе. Этот этап длится несколько минут в зависимости от динамики обсуждения в группах (можно время изначально ограничивать). После чего участники возвращаются в центр помещения, им задается следующий вопрос.

Вопросы (техника Ледокол-3)

Ваш любимый цвет?

- Красный;

- Желтый;

- Зеленый;

- Синий;

Ваша любимая пора года?

- Весна – зеленый;

- Лето – красный;

- Осень – желтый;

- Зима – синий;

Ваше любимое время суток?

- Утро – зеленый;

- День – красный;

- Вечер – желтый;

- Ночь – синий;

Ваш любимый праздник?

- День рождения – зеленый;

- Пасха – красный;

- Рождество – желтый;

- Новый год – синий;

Ваша любимая телепередача?

- Новости – зеленый;

- Музыкальные передачи – красный;

- Телесериалы – желтый;

- Спортивные передачи – синий;

Где больше всего вам нравится учиться?

- На семинарах-практикумах – зеленый;

- На консультациях – красный;

- В интернете – желтый;

- У коллег – синий;

Главная роль в профилактике и исправлении речи детей принадлежит :

- Родителям/законным представителям – зелёный

- Воспитателям, так как большую часть времени ребёнок находится в дошкольном учреждении, – красный;

- Учителю-логопеду, он ведь специалист – жёлтый;

- Лишь совместными усилиями можно помочь ребёнку – синий;

Эффективнее будет, если ребёнку с нарушениями речи будет оказана помощь

- В индивидуальной работе – зеленый;

- В организации совместных занятий по звуковой культуре речи – красный;

- В оказании консультаций и рекомендаций родителям воспитанника – желтый;

- В режимных моментах – синий;

В становлении правильной речи важным является:

- Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики – зеленый;

- Игровые упражнения на развитие фонематического слуха – красный;

- Разучивание скороговорок – желтый;

- Дыхательные упражнения – синий.

Деление на компании, участники садятся на стулья в кругу. Вниманию участников предлагается папка-кейс «Путеводитель».

III. Актуальность темы семинара-практикума (старший воспитатель)

Вступление (показываю разные колокольчики).

Колокольчик… Удивительно музыкальное, поэтическое слово. В слове соединяются понятия театральной премьеры, удачной рыбалки, праздника школьного звонка, скоморошьи потехи, ямщицкая удаль, молчаливый голубой цветок…

Я хочу рассказать вам одну красивую легенду. Она пришла к нам из Италии. Однажды святой, которого звали Павлин, увидел во сне колокольчики – маленькие полевые цветы, которые трепетали на ветру и издавали при этом благостные звуки. Этот сон не давал святому покоя, и он велел литейщикам сделать такие же цветы и научить их петь. Так появились колокола и колокольчики.

Каждый колокол или маленький колокольчик имеет свой неповторимый звук, как будто мастер-литейщик вложил в него часть своей души. Разный тембр, разная тональность, разное звучание. Всем известно, что маленький колокольчик звучит тише, нежнее и игривее, а большой колокол – звучно, громко и важно (играем с колокольчиками).

Помните, как у Пушкина: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Наша речь – это звучание таких колокольчиков. В красивую чистую речь хочется вслушиваться и вслушиваться.

Но вот сломался колокольчик… сломан. Ребёнок «плохо говорит» (так выражаются родители, не выговаривает звуки, его плохо понимают взрослые, сверстники, он не может выразить словами свои желания, начинаются проблемы в поведении. Школьный звонок, такой желанный и долгожданный, извещает для него не первые радости и победы, а проблемы и огорчения.

После обследования, проведённого учителем-логопедом, было выявлено большое количество воспитанников с нарушениями речи.

Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Предлагаю составить два кластера.

Составление кластера.

1 компания - кластер «Чистая красивая речь – это…».

2 компания - кластер «Что может помочь формированию правильной речи.

Обсуждение полученного, выделение во втором кластере основных вопросов семинара – артикуляционная гимнастика, фонематический слух и фонематическое восприятие, слоговая структура.

1-й блок «Развитие артикуляции»

Старший воспитатель. Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.

1. Блиц-опрос «Знание органов артикуляции» (вопросы по очереди задаются компаниям) :

- Какой главный орган артикуляции у человека? (язык)

- Как образуется голос? (воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются)

- Какие части языка вы можете назвать? (кончик, спинка, корень, боковые края)

- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки)

Общий вопрос: Назовите правила проведения артикуляционной гимнастики (ответы педагогов).

Выработка правил проведения артикуляционной гимнастики (совместная работа). Полученные данные участники записывают в кейс.

2. Конкурс «Знание артикуляционных упражнений»

- назвать артикуляционные упражнения (упражнения к каждой группе звуков подбираются отдельно);

- определить, к каким группам звуков относятся данные комплексы (к сонорным, свистящим, шипящим);

- определить возраст детей, для которого подходит форма проведения данной артикуляционной гимнастики (в игровой стихотворной и в форме сказки).

2-й блок «Развитие фонематического слуха и восприятия,

слоговой структуры слов и навыков звукового анализа»

Старший воспитатель. Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический слух. Начиная с 4-х лет, детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги. Предлагаю игры, которые помогут вам в работе с детьми.

ИГРЫ в кругу

1. Старший воспитатель предлагает по очереди прохлопать своё имя, затем имя с ласкательно-уменьшительным суффиксом. Задания: Чьё имя так: 2 хлопка – похлопайте, 3 хлопка – пощёлкайте, 4 хлопка – попрыгайте.

2. Задание: «Придумай слово со звуком [С]».

«Придумай слово со звуком [Ш]».

3. Старший воспитатель предлагает рассчитаться на первый, второй. Первые называют слова со звуком [С]», вторые – со звуком [Ш]».

4. «Звуковая эстафета» («Цепочка слов») – (карандаш – шум – мешок и т. д.).

5. «Придумай рифму к словам». Старший воспитатель предлагает задумать любое слово для рифмы, подойти и встать напротив любого, но рифму предложить выбрать соседу слева (второму соседу справа и т. д.).

3-й блок «Планирование работы по звуковой культуре речи»

Старший воспитатель предлагает по компаниям спланировать работу по звуковой культуре речи в течение одного дня, выбрав возрастную группу, приёмы работы (в совместной деятельности, в индивидуальной работе, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности).

Рефлексия.

Старший воспитатель предлагает заполнить рефлексивный лист, ответив на вопросы:

Сегодняшний семинар помог мне разобраться ___

___

Выполнить задания мне помогало ___

___

У меня остались вопросы ___

Обсуждение заданий, планирование дальнейшей работы по теме.

Публикации по теме:

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Речевое развитие детей дошкольного возраста — необходимое условие формирования успешной личности»
Опубликовано: 28 января 2023 в 14:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Речевое развитие детей дошкольного возраста — необходимое условие формирования успешной личности»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Аджигитова (УИ 576857) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД