Лучший педагог года

Семинар-практикум для педагогов «Достижение эффективного взаимодействия в коллективе посредством метафорических карт «Роботы» (2 фото)

Марина Александровна Савлюкова
Семинар-практикум для педагогов «Достижение эффективного взаимодействия в коллективе посредством метафорических карт «Роботы»

Цель: осознание педагогами своей индивидуальности, достижение эффективного взаимодействия в коллективе.

Задачи:

• развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах, навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей;

• развитие коммуникативных умений;

• снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.

Инструментарий: телевизор, 3 листа бумаги формата А3, кисточки, стаканы-непроливайки с водой, краски, простые карандаши, мольберт, магниты, цветные карандаши, МАК «Роботы», черно-белые копии карт.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Достижение эффективного взаимодействия в коллективе посредством метафорических карт „Роботы“» размещена в разделах

Этапы работы:

1. Вступление

- знакомство с историей возникновения метафорических ассоциативных карт,

- знакомство с автором колоды МАК «Роботы»,

- знакомство с колодой МАК «Роботы», целью и задачами работы.

2. Работа с закрытой колодой карт «Создатель робота»

- каждый педагог рассказывает о своём «роботе»:

1. «Кто я?»,

2. «Моя голова, моё туловище, мои ноги - какие они»,

3. «Какой я?» (приложение,

4. «Что я делаю?» (глагол,

5. «Что-то или кто-то мне мешает работать?»,

6. «Что я хочу?».

3. Работа с открытой колодой карт «Мой идеальный робот»:

1. «Кто я?»,

2. «Моя голова, моё туловище, мои ноги - какие они»,

3. «Какой я?» (приложение,

4. «Что я чувствую?»,

5. «Что-то или кто-то мне мешает работать?»,

6. «Что я хочу?».

4. Создание одного коллективного робота «КОЛЛЕКТИВ»

Педагоги делятся на три группы. Каждой группе даётся лист А3, краски, кисточки, стаканы с водой, карандаши. Задача каждой группы нарисовать часть тела робота: голова, туловище, ноги, раскрасить. Части тела складываются, представители от группы рассказывают о результате своего творчества.

5. «Дорисовка». Коллективное предложение и обсуждение о внесении коррективов в роботе.

6. Рефлексия. По традиции завершающие вопросы:

«С какой колодой было работать легче, интереснее? Закрытая или открытая?»

«Какие чувства вызвала работа с МАК?»

Ход работы:

1. Вступление

В 1975-м году профессор искусствоведения Эли Раман создал первую колоду ассоциативных карт «ОН». Раман хотел искусство сделать более доступным и понятным всем людям. В 1981-м году в Канаде опубликовали «О-карты». Метафорические карты состояли из двух колод: 1) ситуативные изображения (88 карт, художник Эли Раман, 2) рамочные карты со словами (88 шт.). Слова для рамочной колоды отбирались психотерапевтом Джозефом Шлихтером.

В 1983-м году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который также был уверен, что с помощью карт «О» можно побудить человека к откровенному разговору о себе и своих проблемах. По договору, Эгетмейер должен был продать карты «О» в Европе и Германии.

В 1985-м году Моритц Эгетмейер начинает издавать «О-карты» в специально открытом им «О-издательстве», т. к. ни одно издательство не соглашалось их производить. Издатели сомневались в востребованности данного товара и финансовой прибыли. Затем Эгетмейеру пришла мысль сопровождать картинки историями. Эта идея стала толчком в создании «Саги» — второй колоды метафорических карт. Дальнейшая работа способствовала появлению ещё 17 колод метафорических карт, которые могут использоваться как по отдельности, так и вместе с другими колодами, дополняя друг друга.

Самые популярные колоды МАК: «Персона / Persona» – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния; «Экко / Ecco» – раскрытие творческого потенциала; «Коуп / Cope» – работа с душевными травмами;

«Сага / Saga» –развитие воображения и творческого потенциала;

«Морена / Morena» помогает увидеть ресурс.

Метафорические ассоциативные карты имеют уже более чем 20-летнюю историю. Благодаря активной деятельности Моритца Эгетмейера и его издательству «ОН Verlag» карты распространились по всему миру.

В последнее время многие психологи создают свои карты. Разработан алгоритм создания колоды метафорических ассоциативных карт, состоящий из нескольких последовательных шагов.

Есть колоды универсальные. С ними можно решать любые запросы. Есть — универсальные, которые заточены под определенные запросы.

Можно делать микс разных колод в одном упражнении. Можно наоборот по одной колоде провести 101 и более техник.

(Слайд различных колод)

Сегодня я познакомлю Вас, уважаемые коллеги, с автором метафорических ассоциативных карт «Роботы» - Татьяной Олеговной Ушаковой.

Педагог-психолог, кандидат педагогических наук, преподаватель, сертифицированный арт-терапевт; член Ассоциации арт-терапевтов, НЛП-мастер, клинический психолог, заведующая отделением психолого-педагогической помощи населению Сергиево-Посадский социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, доцент кафедры педагогики и психологии МГПУ им. Шолохова, автор различных психолого-педагогических программ для детей и подростков, в частности, по профилактике и коррекции разных форм девиантного поведения.

Татьяна Ушакова — автор колод метафорических карт «Роботы» и «Кнуты и пряники», «Огонь, мерцающий в сосуде».

С 2010 года ведет арт-терапевтические детские, подростковые, семейные группы с использованием метафорических карт. Более 15 лет работает с семьями, находящимися в сложной жизненной ситуации.

(Слайд с фото)

Прежде чем мы ближе познакомимся с колодой карт «Роботы» необходимо сказать о том, что одни воспринимают этот инструмент работы как игру, другие чаще всего как гадание на колоде и ждут волшебства. На самом деле это огромный труд, это коммуникация (общение, это состояние диссоциации. Диссоциация - это психический процесс, механизм психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, как будто это происходит не с ним, а с кем то посторонним, стимулирует его к самопознанию и самораскрытию. Поэтому чувство безопасности прежде всего.

Для этого существуют определенные принципы проведения игры и правила игрового взаимодействия, способствующие созданию доверительной и доброжелательной атмосферы:

- работа в группе идет лучше, если участники реагируют на созданный образ СПОНТАННО, используют больше свою ФАНТАЗИЮ, нежели логику;

- играя в «Роботов», мы УВАЖАЕМ других участников и заботимся об их комфорте и безопасности;

- НЕЛЬЗЯ ПРЕРЫВАТЬ рассказ других участников. И ПЕРЕБИВАТЬ их;

- ВАЖНО воздерживаться от интерпретации образов, получившихся у другого игрока.

Существует два типа работы с картами: в закрытом виде (рубашкой вверх, открытом виде (клиент видит что изображено на картах). В закрытом виде сложнее и не безопаснее для клиента, но большинство психологов работают именно с закрытой колодой, т. к. клиент начинает мыслить, глядя на выбранные карты «вслепую», включает фантазию и эмоции.

(Слайд с правилами)

Итак, переходим к этапу знакомство с колодой метафорических ассоциативных карт «Роботы». Комплект состоит из двух идентичных наборов карт - цветного и черно-белого. Каждый включает в себя 3 вида карточек: изображения головы, изображения туловища и изображения ног. Итого в наборе содержится 84 карты с цветными изображениями: 28 голов, 28 туловищ, 28 пар ног. И столько же черно-белый вариант. Черно-белые варианты так же можно выбирать, когда есть необходимость изменить цвет, дорисовать, а иногда и допускается создать свою карту, просто нарисовав её.

Варианты работы с МАК «Роботы» большое множество как с детьми, подростками так и со взрослыми. Можно использовать индивидуально, в парах и в группах. Можно комбинировать с другими техниками и картами. В зависимости от запроса клиента. Разбирать проблемы личного характера, находить пути выхода из сложных взаимоотношений. Карты могут дать ответы на многие заданные вопросы, взглянуть на проблемы с другой стороны, прочувствовать и задуматься в действиях, поступках, словах. Так как мы с Вами, уважаемые коллеги, педагоги, работаем в коллективе, предлагаю необычную работу с использованием колоды. Абсолютно безопасно для Вас, для ваших чувств, как личности, но надеюсь, поможет взглянуть со стороны какие мы в работе, в коллективе, чего не хватает, что нужно изменить, внести, для плодотворного и качественного взаимодействия?

Как ранее уже я говорила, есть два приема с закрытой колодой и открытой.

Первое задание «Создатель робота» будет проходить с закрытой колодой. По очереди выбираете СВОЮ карту: голова, туловище и ноги. Соедините получившегося робота, посмотрите внимательно на него. Для соединения и знакомства с роботами необходимо ответить на вопросы, они на экране.

Вот и познакомились с необычными роботами, как и любой творец, создатель через какое то время хочет поменять и изменить своё творение.

Задание «Мой идеальный робот». Работа с открытой колодой. Теперь Вы можете выбрать либо часть робота, необходимую для полноценного, идеального работа, либо создать нового. Делимся своим идеальным творением, отвечая на те же вопросы.

Выполняя первое и второе задание мы определились, какие черты должны быть у роботов, чтобы они работали. Следующее задание предлагаю «КОЛЛЕКТИВ»: создание одного робота, который будет включать то необходимое, ценное для каждого из Вас. Педагоги делятся на три группы. Каждой группе даётся лист А3, краски, кисточки, стаканы с водой, карандаши. Задача каждой группы нарисовать часть тела робота: голова, туловище, ноги, раскрасить. Части тела складываются, представители от группы рассказывают о результате своего творчества.

Весьма симпатичный и занимательный робот получился. Задание «Дорисовка» предполагает коллективное предложение и обсуждение о внесении коррективов в роботе. У кого какие предложение, можете высказаться?

Рефлексия:

«С какой колодой было работать легче, интереснее? Закрытая или открытая?»

«Какие чувства вызвала работа с МАК?»

Семинар-практикум для педагогов «Достижение эффективного взаимодействия в коллективе посредством метафорических карт «Роботы»
Фото «Роботы»
Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Достижение эффективного взаимодействия в коллективе посредством метафорических карт «Роботы»
Опубликовано: 10 января 2023 в 12:40
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД