Зюляева Марина Сергеевна
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики
Семинар практикум для педагогов ДОУ на тему :
«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
Подготовила: Зюляева М. С. ,
старший воспитатель, учитель – логопед
Дата проведения: 20.03.2019 г.
г. Козловка - 2019
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей.
Метод: «Дерево ожиданий»
Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего семинара видят свое продвижение вперед.
Материал: готовое дерево, шаблоны красных и зеленых яблок.
Ход семинара - практикума :
На заранее приготовленные шаблоны - яблоки педагоги пишут свои ожидания от семинара и помещают их на дерево.
Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
- Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т. д. (в зависимости от выбора необходимо своими словами подвести к значимости здоровья в жизни людей)
- Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов ДОУ. Проблема оздоровления детей - это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива нашего учреждения на длительный срок.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.
Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Таким образом, «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
ЗСПТ применяются в различных видах деятельности. Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий : технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии.
Упражнение «Дождь здоровья».
- Уважаемые педагоги, перед вами набор различных слов. Нужно весь этот беспорядок превратить в три группы здоровьесберегающих технологий. Из каждой тучки идет целительный дождик здоровья. У каждой тучки свое название – вид технологий. Вам нужно распределить технологии по группам.
Проверим.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, минутки вхождения в день и минутки шалости, кинезиологические упражнения.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурное занятие, проблемно-игровые ситуации (игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж.
3. Коррекционные технологии : арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Презентация
1 слайд.
«Здоровьесберегающие технологии в детском саду в рамках реализации ФГОС
ДО»
2 слайд.
«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и
сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут
беречься»
Януш Корчак
3 слайд.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(Всемирная организация здравоохранения)
4 слайд.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
5 слайд.
Задачи здоровьесбережения :
• сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
• создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
• создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
6 слайд.
Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
3. Коррекционные технологии.
7 слайд.
Технологии сохранения и стимулирования:
• Динамические паузы
• Подвижные и спортивные игры
• Релаксация
• Гимнастика пальчиковая
• Гимнастика для глаз
• Гимнастика дыхательная
• Бодрящая гимнастика
8 слайд.
Технологии обучения здоровому образу жизни :
• Утренняя гимнастика
• Физкультурные занятия
• Точечный массаж
• Занятия в бассейне
• Проблемно – игровые и коммуникативные игры
9 слайд.
Коррекционные технологии :
• Артикуляционная гимнастика
• Сказкотерапия
• Цветотерапия
• Арт –терапия
• Су-Джок терапия
• Музыкотерапия
10 слайд.
Гимнастика пальчиковая:
1. Способствует овладению навыкам мелкой моторики.
2. Помогает развивать речь.
3. Повышает работоспособность коры головного мозга.
4. Развивает психические способности: мышление, память, воображение.
5. Снимает тревожность.
11 слайд.
Дыхательная гимнастика:
1. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.
2. Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
3. Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения.
4. Повышает общую сопротивляемость организма.
12 слайд.
Су-Джок терапия:
1. Воздействует на биологически активные точки организма.
2. Стимулирует речевые зоны коры головного мозга.
3. Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом.
4. Развивает мелкую моторику рук.
5. Развивает память, внимание, связную речь.
13 слайд.
Точечный массаж и самомассаж:
1. Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье.
2. Является профилактикой простудных заболеваний.
3. Повышает жизненный тонуса у детей.
4. Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
14 слайд.
Гимнастика для глаз:
• Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз
• Укрепляет мышцы глаз
• Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
15 слайд.
Релаксация:
• Учит детей расслабляться
• Способствует концентрации внимания
• Помогает снять напряжение
• Снимает возбуждение
16 слайд.
Музыкотерапия:
• Повышает иммунитет детей
• Снимает напряжение и раздражительность
• Снимает головную боль
• Восстанавливает спокойное дыхание
17 слайд.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
18 слайд.
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз!
II ЧАСТЬ: «ПРАКТИЧЕСКАЯ»
1. Гимнастика для глаз.
Зрение — основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка
заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня
актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в
результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через
зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им
пользоваться — важнейшая задача родителей и педагогов.
Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению
работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации,
упражнению и восстановлению зрения.
Вот стоит осенний лес! (выполняют круговые движения глазами)
В нем много сказок и чудес.
Слева – сосны, справа – дуб. (влево, вправо)
Дятел сверху тук да тук. (вверх, вниз)
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой.
2. Пальчиковая гимнастика.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
Способствует овладению навыками мелкой моторики. Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга. Развивает у ребенка психические
процессы : мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность.
(Педагоги, выполняют пальчиковую гимнастику) :
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони
левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой
стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,
положить руки под щеку)
3. «Релаксация»
Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация. Уважаемые коллеги и сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и получить удовольствие. (Включается звуки лесного водопада)
Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох.
Расслабьтесь. Представьте себе жаркий летний день. Вы идете по лесной
тропинке, вдыхаете аромат разнотравья, слушаете пение птиц… И вот вы
слышите необычный звук. Вам интересно, что это, и вы идете на этот звук. И
неожиданно перед вами появляется водопад. Несмотря на палящую жару, воздух
здесь свежий. Капли воды попадают вам на лицо, руки… Вы делаете робкие
шаги в воду и становитесь под водопад. Вода чистая и теплая. Струйки воды
стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам. Они
стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом —
пусть вода омоет ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость…
Вы чувствуете легкость во всем теле. Выйдите из водопада, пусть солнце согреет
и обсушит вас… Пора возвращаться обратно. Оставьте в памяти те приятные
впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия… Сделайте
глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.
Рефлексия. Продолжим работу с нашим деревом. Если вам понравился сегодняшний семинар, и вы взяли что-то из него для себя, повесьте на дерево красное яблоко, если вам все это было уже знакомо, вам это не пригодится, повесьте зеленое яблоко. На этом наша встреча окончена. Спасибо за внимание.