Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по развитию связной речи «Пути эффективного формирования связной речи дошкольников»

Светлана Сурова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по развитию связной речи «Пути эффективного формирования связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

• Активизировать деятельность педагогов;

• Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е. Щукина

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ по развитию связной речи „Пути эффективного формирования связной речи дошкольников“» размещена в разделах

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.

Связная речь подразумевает умение ребенка выстраивать развернутые предложения, рассуждать логично и четко формулировать свои мысли. Развитие связной речи начинается с трех лет, а наиболее активная фаза её формирования протекает в пять-шесть лет. В это время чаще надо предлагать малышу пересказывать сказки, озвучивать свои мысли по поводу прочитанного материала или объяснять значение пословиц своими словами. Это поможет ребенку научиться мыслить, формулировать собственные мысли и выстраивать причинно-следственные связи.

К окончанию дошкольного возраста развитие речи ребенка должно достигнуть того уровня, который необходим для успешной учебы в школе. Это звуковая культура речи, овладение грамматическим и лексическим строем родного языка, а также уверенное осознание речи и её произвольности, которое дает малышу возможность выбирать адекватные языковые средства в процессе общения с окружающими его людьми.

Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи : работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности - игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности и др.

Специальные речевые занятия нацелены на формирование готовности ребенка к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о языковой системе родного языка, учится оценивать продукт собственной речевой деятельности.

В центре нашего внимания - развитие связной речи.

Это объясняется рядом обстоятельств:

• в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения);

• в связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

• в связной речи отражены все другие задачи речевого развития : формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи.

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». (Ушакова О. С.)

Речь современного дошкольника имеет множество проблем, это и:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Связная речь – это определенная последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами.

К поступлению ребенка в первый класс речь становится универсальным средством общения с окружающим миром, поэтому очень важно уметь выражать свои чувства, мысли, эмоции и желания. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Что имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Основная задача педагога в работе по развитию связной речи – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Поэтому мы с вами собрались сегодня еще раз поговорить о важности развития связной речи у детей, о том, как сделать работу над развитием связной речи ещё более эффективной, поделиться опытом работы.

Понятие связной речи и ее функция и значение для развития ребенка :

Речь считается связной, если для нее характерны:

• содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

• точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

• логичность (последовательное изложение мыслей);

• ясность (понятность для окружающих);

• правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе, которым присущи свои особенности.

И так начнём нашу деловую игру «Раз словечко, два словечка!»

Участники делятся на две команды с помощью жребия.

Первая команда «Умники», вторая команда «Знайки»

И так начнём

1. Первый вопрос для команды «Умники»

• Назовите основную функцию связной речи? (коммуникативная)

Вопрос для команды «Знайки»

• Какие две формы речи включает в себя связная речь?

(Связная речь включает в себя две формы речи : монологическую и

диалогическую.)

2. Второй вопрос

Для команды «Умники» : продолжите предложение

• Диалогическая речь – это…. (беседа нескольких людей, не меньше двух, обмена репликами.)

Для команды «Знайки»

• Монологическая речь – это …. (последовательное связное изложение одним лицом определенной системы знаний или события.)

3. Задание.

1 команда - постройте последовательность работы над связной речью :

• воспитание понимания связной речи;

• воспитание диалогической связной речи;

• воспитание монологической связной речи,

2 команда - постройте последовательность обучению связной речи

• Пересказ

• Составления рассказа по игрушке

• Рассказывание по картине

• Рассказывание из опыта на основе

• Творческое рассказывание

4 задание «Вопрос –ответ»

Умники : То, что служит основой рассказа по памяти, называется

(Опыт)

Знайки : Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (Диалог)

Умники : Изложение прослушанного произведения, называется

(Пересказ)

Знайки : Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Сказка)

Умники : Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (Монолог)

Знайки: Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (Скороговорка)

Умники : Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (Басня)

Знайки: Диалог педагога и ребёнка, в котором взрослый путём постановки вопросов проверяет уже имеющиеся знания или подводит к пониманию и усвоению новых знаний (Беседа).

5 задание. Назовите этапы развития связной речи (Какому возрасту

соответствуют эти критерии)

• Использование в речи простых и сложных предложений

• Договаривание стихов

• Пересказ текста с помощью воспитателя

(3 –4 года младший возраст)

• Пересказ литературных произведений

• Сочинение рассказов по игрушкам, картинам

• Составление загадок

(4 -5 лет средний возраст)

• Проявление интереса к самостоятельному сочинению

• Создание разнообразных творческих рассказов

(5 – 6 лет старший возраст)

6 задание : Назовите современные технологии речевого развития

здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, логоритмика, сказкотерапия, музыкотерапия; кинезиотерапия (игротренинг); литотерапия (камешки «Марблс»); арт-терапия (нетрадиционные формы изобразительной деятельности, пескотерапия,

• технологии проектной деятельности

• технология ТРИЗ

• технологии исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

• игровые технологии

• мнемотехника

• синквейн технология.

Переходим ко второй части нашей игры – практической

Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе есть четыре группы игр, предложенные Бондаренко А. К. Приведу краткие характеристики каждой группы:

1. группа - игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да - нет», «Чьи вещи?»

2. группа - игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?»

3. группа - игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».

4. группа - игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает», «Белого и черного не называть».

Сейчас мы с вами проведём по одной игре из каждой группы

Игра «Радио» — веселое и полезное занятие, которое укрепляет память ребенка. Ее цель — восстановить по памяти особенности и признаки увиденных людей и предметов. Таким образом малыш запоминает детали, рассказывает о них другим детям, а те дают своеобразную обратную связь и отгадывают нужный предмет по этому описанию.

В «Радио» могут играть как мама с ребенком, так и большая компания детей. Она может стать веселым и полезным развлечением на детском празднике.

Кто больше заметит небылиц?»

Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

«Что изменилось?»

Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Игра «Назови одним словом»

В игре может участвовать как один ребенок и взрослый, так и группа детей. Взрослый назначается ведущим игры и следит за правильностью выполненных заданий.

Правила игры:

1. Ведущий придумывает одно обобщающее слово, которое может означать множество других наименований.

2. Задача ребенка — назвать три слова, которые относятся к одному обобщающему слову ведущего.

А теперь давайте окунемся в историю первобытного общества. Что использовал первобытный человек для общения? (жесты). Речь как форма общения появилась гораздо позже. Люди изъяснялись с помощью жестов, движений головы, ног, тела. Затем в речи появились отдельные звуки, возгласы, крики, т. е. первичная речь. Прошло много лет, пока человек овладел речью в том виде, в котором она существует сейчас. Поначалу движения пальцев, кистей были неуклюжими, но постепенно с появлением промыслов люди научились выполнять более тонкую, сложную работу. Речь становилась более четкой, образной. Потребность в общении вместе с развитием моторики стали факторами формирования речи.

У нас с вами есть такая игра «Расскажи стихи руками»

7 Задание «Поиграем — угадаем»

Цель: развивать пантомимические навыки.

«Жили у бабуси два весёлых гуся» сл. нар

«Маму я свою люблю»

Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию связной речи является театрализованная игра.

В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Задание 8. Инсценировка сказки «Репка»

Вот и подошла к концу наша игра, подведём итоги

Команда «Умники» набрала баллов

Команда «Знайки» набрала баллов

Поздравляем победителей!

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития связной речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНРКонспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР (2 год обучения, 3 период)Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 5–7 лет «Петушок с семьёй» Тема: Обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества Цели: 1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по развитию связной речи «Пути эффективного формирования связной речи дошкольников»
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 15:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ по развитию связной речи «Пути эффективного формирования связной речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сурова (УИ 153159) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД