Получи документы

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация и проведение артикуляционной гимнастики»

Светлана Лукошкова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация и проведение артикуляционной гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы

Задача: обучить правилам, методам и приемам проведения артикуляционной гимнастики педагогов ДОУ.

Раздаточный материал: зеркала, салфетки, ручки, шаблоны пустых памяток.

Ход семинара.

Вводное слово

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Организация и проведение артикуляционной гимнастики“» размещена в разделах

Количество детей с нарушениями речи постоянно увеличивается. В связи с этим возрастает потребность в организации профилактических мероприятий, способствующих развитию и укреплению артикуляционного аппарата у детей. Наш сегодняшний семинар – практикум направлен на то, чтобы обучить вас правилам, методам и приемам проведения артикуляционной гимнастики.

Практическая часть.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и переключаемости движений органов, участвующих в речевом процессе.

- Какие органы участвуют в речевом процессе?

Задачи артикуляционной гимнастики :

1. Формировать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата.

2. Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению звуков.

- Для того, чтобы артикуляционная гимнастика была эффективной, необходимо проводить ее строго по инструкции.

Инструкция к проведению артикуляционной гимнастики :

1. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно

(3-5, 7- 10 мин, для того, чтобы формируемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

2. Выполнять гимнастику необходимо перед зеркалом.

3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, постепенно по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5. Комплекс артикуляционной гимнастики необходимо усложнять и расширять новыми упражнениями.

6. Каждое упражнение выполнять от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

7. Желательно выполнять артикуляционные упражнения под счет, под стихотворные сопровождения.

- Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенное положение и движения артикуляционных органов для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует начинать с отработки основных движений и положений губ, щек, языка.

Комплекс № 1 - это упражнения, направленные на развитие подвижности органов артикуляционного аппарата :

(воспитатели записывают в памятку названия упражнений комплекса №1)

«Окошко», «Рыбка», «Бегемотики»

«Рупор»

«Улыбочка» «Лягушка»

«Слоник» «Дудочка»

«Лопатка» «Блинчик»

«Накажем непослушный язычок»

«Змейка»

«Часики»

«Качели»

«Толстячки – худышки»

- Возьмите зеркала и выполняйте упражнения. Для поддержания интереса можно сопровождать стихотворными текстами. (См. в приложении)

Упражнение «Окошко»

Задача: научить удерживать рот широко открытым, активизировать круговую мышцу рта.

Упражнение «Рупор» : укреплять круговую мышцу рта, развивать умение Задача: научить округлять губы и удерживать их в таком положении.

Упражнение «Улыбка»

Задача: развивать круговые мышцы губ, развивать умение удерживать губы в улыбке.

Упражнение «Трубочка»

Задача: развивать круговые мышцы губ

Чередование «Улыбочка – «Трубочка»

Упражнение «Лопатка»

Задача: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Упражнение «Наказать непослушный язычок «пя-пя-пя»

Упражнение «Змейка»

Задача: развивать боковые мышцы языка

Упражнение «Часики»

Задача: развивать боковые мышцы языка.

Упражнение «Качели»

Задача: упражнять в быстрой смене движений кончика языка.

Комплекс №2 – это упражнения, направленные на формирование свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц). Воспитатели записывают упражнения комплекса №2 в шаблоны – памятки для себя

Этот комплекс начинается с упражнений «Улыбка», «Лопатка», «Наказать непослушный язычок». Добавляются упражнения: «Почистим зубки», «Горка»,

«Киска сердится», «Желобок»

Упражнение «Почистим зубки»

Задача: учить удерживать кончик языка за нижними зубами.

Упражнение «Горка»

Задача: вырабатывать умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Упражнение «Желобок»

Задача: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх, вырабатывать умение управлять воздушной струей по средней линии языка к кончику.

Комплекс №3 – это упражнения, направленные на формирование шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ). Этот комплекс начинается с упражнений «Трубочка», «Лопатка», «Наказать непослушный язычок». Добавляются упражнения: «Чашка», «Кошка лакает молоко», «Вкусное варенье»

Упражнение «Чашка».

Задача: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Упражнение «Кошка лакает молоко»

Задача: активизировать боковые края и кончик языка, вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Упражнение «Вкусное варенье»

Задача: вырабатывать подъем широкий передней части языка, развивать подвижность языка.

Комплекс №4 – это упражнения, направленные на формирование звуков Л, Ль. В этот комплекс добавляются упражнения «Улыбка», «Змейка», «Качели»

Упражнение «Парус»

Задача: развивать растяжку подъязычной связки.

Упражнение «Пароход»

Задача: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Упражнение «Индюк»

Задача: вырабатывать подъем языка вверх и подвижность его передней части.

Комплекс №5 – это упражнения, направленные на формирование звуков Р, Рь. В этот комплекс добавляются упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Чашка», «Парус».

Упражнение «Лошадка»

Задача: укреплять мышцы языка и вырабатывать его подъем.

Упражнение «Барабанщик»

Задача: вырабатывать подъем языка вверх, умение делать кончик языка напряженным.

Упражнение «Грибок»

Задача: вырабатывать движения языка вверх и растягивать подъязычную уздечку

Упражнение «Гармошка»

Задача: вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении и растягивать подъязычную связку.

3. Сочинение сказок педагогами (работа в подгруппах)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Организация и проведение летних прогулок»Консультация для педагогов «Организация и проведение летних прогулок» Консультация для педагогов Систематизировать знания педагогов по организации проведения прогулок в летний оздоровительный период.

Мастер-класс для педагогов «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ» Мастер-класс для педагогов: Тема: «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»Формирование правильного звукопроизношения.

Мастер-класс для педагогов «Мой весёлый язычок». Методика проведения артикуляционной гимнастики с дошкольниками Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической.

Семинар-практикум для педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ» 26.02.2016 г. Семинар - практикум для педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ» Цель: повышение уровня профессионального мастерства.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Родительское собрание как форма работы с родителями» Цель семинара-практикума: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные технологии речевого развития» .

Семинар-практикум для педагогов «Создание развивающего математического пространства ДОУ в условиях ФГОС до» Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

Семинар-практикум «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» для педагогов ДОУ (с использованием ИКТ, технологии сотрудничества, личностно – ориентированной технологии) Книга — это волшебница. Книга преобразила мир.

Семинар-практикум «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация и проведение артикуляционной гимнастики»
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 10:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация и проведение артикуляционной гимнастики»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лукошкова (УИ 422486) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД