Получи документы

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Людмила Кистерева
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

• Создать условия, способствующие профилактике синдрома эмоционального выгорания;

• Передать психологические знания о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления педагогам ДОУ;

• Развивать коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу;

• Учить снимать эмоциональное напряжение;

• Формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом.

Практическая часть

Разминка.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: «я думаю», слушать друг друга внимательно.

Принцип нашего занятия: “ Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму”. Вот и мы с вами сегодня постараемся только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.

Упражнение «Карусель».

Сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и поиграть. В эту игру очень любят играть дети. Вы, наверное, знаете о разных способах приветствия: реально существующих и шуточных.

Итак, нужно встать в два круга лицом друг к другу. Под веселую музыку пары начинают здороваться разными способами. При этом необходимо поздороваться с каждым участником. Двигается только внешний круг. Начинаем здороваться:

• ладошками;

• коленями;

• ступнями;

• поочередно.

Игра “Поменяйтесь местами те, кто….” ( цель: снятие накопившегося напряжения; сплочение членов группы) Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего – занять чье-то место.

Теоретическая часть

Понятие «эмоциональное выгорание».

Профессия педагога, воспитателя (по-другому - работа сердца и нервов, требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания.

Термин "эмоциональное выгорание" введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году.

Согласно современным данным, под "психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к сотрудникам и детям. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными, возникающие негативные установки могут по началу иметь скрытый характер, проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается и приводит к конфликтам.

Исследование проведенное среди педагогов нашего учреждение показало, присутствие тенденции развития эмоционального выгорания у отдельных членов коллектива. В основном, выражен показатель по шкале «редукция личностных достижений» - у 43% респондентов, чуть менее выраженный показатель по шкале «эмоциональная истощенность» - 19% респондентов. Следовательно, сегодняшнее мероприятие проводится в профилактических целях. И нашей сегодняшней задачей является практическое овладение навыками борьбы со стрессами, приводящими к «ЭВ»

Как вы думаете, что может послужить причиной эмоционального выгорания, кроме большого объема работы? Ведь выгорание не одномоментное явление. Это следствие длительного воздействия множества факторов (запись на доске объединение в группу).

Таблица "Помоги себе сам"

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения) :

Психологическая причина болезни В каком органе проявляется болезнь Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема Высокое давление Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх Головная боль Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь Желудок Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.

Черствость, отказ от радости Сосуды Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.

Хроническое нытье Печень Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако, существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

Работа в группах

А сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и попытаться ответить на вопрос: «Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания?» (все педагоги делятся на группы, в работе используются ватманы и маркеры. Далее идет обсуждение и сравнение результатов)

Итак, все названные вами ресурсы можно разделить на четыре группы:

• Близкие люди (семья);

• Работа (не только в детском саду, но и на дачном участке, в деревне и т. д.)

• Интересы, увлечения, хобби;

• Друзья

Не секрет, что если какой-нибудь из ресурсов преобладает или отсутствует, тот возникает дисбаланс и, следовательно, человек становится более подверженный синдрому эмоционального выгорания.

Упражнение "Удовольствие"

Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как "скорую помощь" для восстановления сил.

Упражнение " Источник"

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется"

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно использовать это упражнение, принимая душ.

Упражнение «Дружественная ладошка».

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.

Рефлексия.

Сегодняшней целью нашей встречи было изучение синдрома эмоционального выгорания, причин его возникновения и способов защиты от него (ресурсы). Давайте по кругу выскажем своё мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас (каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения). Я благодарю всех участников за внимание и участие в тренинге.

Публикации по теме:

Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость»Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость» Доброе время суток, дорогие МАААМовцы! Спешу поделиться очередной публикацией в периодическом издании "Справочник педагога-психолога. Детский.

Синдром профессионального выгорания у педагогов ДОУ и его влияние на психологическое здоровье детей В процессе работы человек испытывает физические и психические нагрузки: при небольших нагрузках включается механизм естественной защиты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 07:56
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кистерева (УИ 283218) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД