Татьяна Богомолова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Стили педагогического общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов
Тема: Стили педагогического общения
Цель: способствовать повышению психологической компетентности педагогов в рамках темы.
Задачи: рассказать педагогам об основных стилях общения с детьми; показать эффективность стилей общения, на примере результатов деятельности в процессе занятия по изготовлению салфеток (с педагогами).
Оборудование: по числу присутствующих: ножницы, три листа цветной бумаги (разные цвета, карандаш.
Ход работы:
• Организационный момент
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Стили педагогического общения“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• Теоретическая часть:
- выступление с докладом социального педагога
- выступление с докладом педагога-психолога.
• Практическая часть:
- «Занятие по изготовлению салфеток»
• Обсуждение, подведение итогов.
Уважаемы коллеги!
Как нам всем известно, в общении складывается важная система взаимоотношений между людьми, которая способствует эффективности общения.
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.
Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и детей. В стиле общения находят выражение :
• особенности коммуникативных возможностей педагога;
• сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
• творческая индивидуальность педагога;
• особенности детского коллектива коллектива.
Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.
В наши дни выделяют много стилей общения, но остановимся на основных: авторитарный, попустительский и демократический стили педагогического общения.
1. Авторитарный
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что педагог часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания детям. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный педагог не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются педагогом поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию воспитанников, поскольку дети не знают, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль могут свидетельствовать о неуверенности педагога в позитивные возможности детей. Во всяком случае, в его глазах дети характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным педагогом, как проявление нежелательного самоволия. Детям не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу. Иногда авторитарный педагог позволяет детям участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает взрослый в соответствии со своими установками.
2. Попустительский
Главной особенностью попустительского стиля по сути дела является самоустранение педагога из воспитательно-образовательного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты деятельности детей при данном стиле общения — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что дети не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства педагог стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
3. Демократический
Главной особенностью демократического стиля является то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у детей развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях с педагогом и между детьми. Если при авторитарном стиле между членами группы царила «вражда», особенно заметная на фоне «покорности» руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении дети не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства педагог опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива педагог старается занять позицию «первого среди равных», вникает в их личные дела и проблемы. Дети обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует педагог.
«Занятие по изготовлению салфеток»
Цель: «проживание» участниками роли обучающегося на занятии в ситуации авторитарной модели взаимодействия и в модели сотрудничества.
Материал: каждому участнику по 3 листа бумаги, ножницы.
Педагогам предлагают «поиграть» в роль детей подготовительной группы на занятии «Изготовление бумажной салфетки» по определенному алгоритму действия, задаваемому ведущим в трех вариантах взаимодействия участников занятия.
Инструкция № 1
- Дети, вы уже большие. Скоро пойдете в школу. Там вам придется быть очень внимательными, хорошо слушать учительницу и выполнять все ее указания, точно так, как она скажет. Сегодня проведем занятие, а я проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания. Запомните, слушать только меня! Не отвлекаться! С соседом разговаривать нельзя! Ни о чем его не спрашивать, вопросов не задавать, делать все самостоятельно! Меня тоже не переспрашивать, вопросов не задавать, а сосредоточенно работать.
1. Из прямоугольного листа сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.
2. Сложите квадрат пополам.
3. А теперь получившийся четырехугольник еще раз пополам.
4. В левую руку возьмите угол получившегося малого квадрата, представляющего центр большого квадрата.
5. Отрежьте бумагу так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.
6. Соедините правый верхний угол с левым нижним и отрежьте столько же бумаги.
7. Проделайте то же самое с правым углом.
8. Разверните большой квадрат и из него сделайте большой треугольник.
9. Отогните правый и левый углы треугольника так, чтобы получился малый квадрат.
10. Согните его по диагонали.
11. Получившийся малый треугольник держите прямым углом, к правой руке и согните его пополам. На правой стороне треугольника в середине отрежьте бумагу так, чтобы получился круг в два раза больше, чем предыдущие.
Не разговаривайте. Подпишите салфетку № 1.
Инструкция № 2
- Дети, вы уже большие. Скоро пойдете в школу. Там вам придется быть очень внимательными, хорошо слушать учительницу и выполнять все ее указания, точно так, как она скажет. Сегодня проведем занятие, а я проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания. Сейчас вы можете общаться со своим соседом, спрашивать что-то у него, но только не отвлекайте его. Меня спрашивать нельзя. Делайте вместе, но без моей помощи.
1. Из прямоугольника сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.
2. Сложите квадрат по диагоналям и загладьте линии.
3. Сделайте из квадрата большой треугольник.
4. Из большого треугольника сделайте малый, еще раз сложив его пополам.
5. Держите прямой угол треугольника к правой руке и отрежьте верхний правый угол и нижний левый немного (1см*1см).
6. Раскройте большой треугольник и из него сделайте малый квадрат, отгибая правый и левый углы треугольника.
7. Согните малый квадрат по диагонали так, чтобы получился маленький треугольник.
8. Прямой угол к правой руке. Отрезаем прямой угол так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.
9. Держать этот треугольник прямым (отрезанным) углом вниз и на катете, на левой стороне в середине его отрезать бумагу так, чтобы получился круг диаметром 4 см.
10. На гипотенузе треугольника отрезать бумагу, чтобы получился такой же круг (диаметром 4 см, но ближе к верхнему углу треугольника.
Подпишите салфетку № 2.
Инструкция № 3
- Дети, вы уже большие. Скоро пойдете в школу. Там вам придется быть очень внимательными, хорошо слушать учительницу и выполнять все ее указания, точно так, как она скажет. Сегодня проведем занятие, а я проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания. Мы сделаем салфетку. Вы будете очень внимательны, но если вам будет что-то непонятно или вы не успеваете, вы можете обратиться ко мне, попросить помочь, показать, проверить, правильно ли вы сделаете. Можно советоваться с друзьями. Старайтесь сделать все правильно.
1. Из прямоугольного листа сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.
2. Сложите квадрат пополам.
3. А теперь получившийся четырехугольник еще раз пополам.
4. В левую руку возьмите угол получившегося малого квадрата, представляющего центр большого квадрата.
5. Отрежьте бумагу так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.
6. Соедините правый верхний угол с левым нижним и отрежьте столько же бумаги.
7. Проделайте то же самое с правым углом.
8. Разверните большой квадрат и из него сделайте большой треугольник.
9. Отогните правый и левый углы треугольника так, чтобы получился малый квадрат.
10. Согните его по диагонали.
11. Получившийся малый треугольник держите прямым углом к правой руке и на правой стороне треугольника в середине отрежьте бумагу так, чтобы получился круг в два раза больше, чем предыдущие.
Анализ игры (рефлексия) :
После окончания третьей серии занятия проводится обсуждение результатов деятельности.
1. Оценивается правильность узора салфетки, проводится сравнение количества успешной работы по всем трем сериям. (как правило, наименьшее количество правильных работ в первой серии; удвоенность ошибок при совместной деятельности во второй серии. В третьей серии – самый высокий процент правильных работ). Положительное эмоциональное состояние, продуктивность деятельности выше при сотрудничестве с педагогом.
2. Контакт со сверстниками не всегда был продуктивным, наблюдалось. Удвоение ошибочных работ.
3. В поведенческом репертуаре участников игры наблюдались аналогичные детские формы поведения: в авторитарном режиме взаимодействия обучающихся и обучающего была скованность, нежелание показывать всем свою работу.
- Через данную игру можно почувствовать состояние ребенка в условиях учебных занятий.
Таким образом, стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в детском коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.
Сегодня мы с вами убедились, что наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений сотрудничества взрослого с ребенком.
Авторы-составители:
Богомолова (Ермакова) Т. С.
Костенко С. И.
2006 год