МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности» (2 фото)

Диана Эюпова
Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности»

Тема: «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности»

Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов по интеграции

художественно – эстетического развитию в рамках ФГОС ДО

Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги!

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности“» размещена в разделах

Сегодня мы с вами собрались поговорить о системе художественно-эстетического воспитания детей в детском саду. Ведь приоритетным направлением работы нашей дошкольной организации является художественно – эстетическое. Реализация художественно-эстетического направления осуществляется как за счёт специально организованной деятельности детей, так и в свободной деятельности, а также через интеграцию данной области с другими образовательными областями.

В. : Если правильно организовать творческую деятельность детей, можно обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие ребёнка и подготовку его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием.

В. : 1 вопрос – «Как ФГОС раскрывает художественно-эстетическое развитие?» -

После того как участники предположили, зачитываем выдержку из ФГОС ДО.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В. вопрос 2: Какие есть виды детской художественно-эстетической деятельности?

(ответы) После ответов: Театрализованная. Художественная литература. Продуктивная. Игровая. Музыкальная.

В. Следующий вопрос мы раскроем через тему доклада:

«Реализация системы художественно-эстетического развития детей в детском саду через художественное творчество».

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность данной темы определяется тем, что художественно-эстетическое воспитание - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.

Современные подходы к образованию детей дошкольного возраста требуют сочетания традиционных методик обучения, воспитания и развития в соответствии с последними тенденциями, направлениями в области педагогики и социальным заказом современного общества. В настоящее время многие отечественные и зарубежные производители изобразительных материалов расширяют свой ассортимент товаров, предлагая пользователям все больший простор для творчества и фантазии.

На прилавках можно встретить как неизвестные ранее материалы (краски по стеклу, гель с блестками, акриловые и темперные краски, так и традиционные в современном исполнении (например, перламутровая акварель, флуоресцентные восковые мелки и гуашь, плавающий пластилин).

Все это способствует популяризации изобразительной деятельности и художественного труда среди педагогов и родителей, пробуждает еще больший интерес детей к продуктивной деятельности. Однако педагогам и тем более родителям трудно ориентироваться на рынке современных изобразительных средств, подбирая соответствующие техники и разрабатывая методики для творческого использования. Выбирать изобразительные материалы для работы с детьми необходимо в соответствии с такими требованиями:

-безопасность материала для здоровья детей; - высокое качество материала, влияющее на его изобразительные свойства и способствующее получению удачного конечного рисунка и поделки (хороший результат вызывает у ребенка желание сделать еще что-либо необычное и программирует его на успех); - учет возрастных особенностей и возможностей детей (например, толщина грифеля восковых карандашей различна для детей 5 и 7 лет);

- прочность формы и содержания материала для возможности экспериментирования;

- привлекательность продукции (яркая, забавная упаковка вызывает у детей желание взять набор в руки, рассмотреть его, применить на практике).

При реализации методики организации изобразительной деятельности и художественного труда рекомендуется взрослым руководствоваться следующими положениями:

- изобразительные материалы и обучение технике работы с ними не являются самоцелью;

- предлагаемые изобразительные материалы и показ вариантов их использования должны пробуждать творческое воображение ребенка, помогать ему в создании ярких и выразительных образов;

- получение продукта (поделки, рисунка) – главный результат каждой встречи ребенка с новым изобразительным материалом;

- обучение технике работы с материалом следует строить на решении простых и доступных для выполнения задач, а методика работы должна быть интересной и занимательной;

- при подборе тем и содержания работы с материалом следует строить на решении простых и доступных задач, а методика работы должна быть интересной и занимательной;

- рассматривание произведений искусства, выполненных художниками в данной технике, чтение занимательных рассказов об истории использования материалов, решение задач «открытого типа», экспериментирование и изучение свойств и качеств современного изобразительного материала – эффективные методы и приемы сотрудничества взрослого с ребенком.

Хотелось бы поделиться некоторыми соображениями и полезными находками, конкретизирующими организацию детской продуктивной деятельности, обусловленную применением современных изобразительных материалов. Определяя тематику занятий по изодеятельности и реализуя ее на практике, стоит учитывать характер и качество материала.

Витражные краски используются для украшения предметов интерьера и деталей архитектуры с прозрачной поверхностью. Они эластичны, пропускают свет, а рисунок может быть использован многократно и переносится с объекта на объект. Дети радуются волшебному свечению фонарика для гнома, возможности украсить витражами окна домов разных сказочных персонажей, подарить друг другу воздушный шар с необыкновенным рисунком.

Клей ПВА лучше использовать по прямому назначению – для изготовления поделок из ткани, бумаги, картона, природного и бросового материалов; для аппликации, мозаики, создания объемных фигур. А также в качестве изобразительного материала: как для показа текстуры предмета, его декорирования, так и для ограничения распространения краски. В силу своей универсальности клей незаменим. Для реализации задуманного образа дети с огромным удовольствием и кропотливостью выкладывают на клейкую основу непривычный материал: разноцветной яичной скорлупой украшают сказочную птицу, с помощью полосок из журналов и газет передают пестрое оперение Курочки Рябы.

Удобство применения акриловых красок состоит в том, что они быстро высыхают, после чего не пачкаются. Широкий спектр технических возможностей позволяет использовать этот материал для предметного, сюжетного и декоративного рисования: декоративной росписи объемных предметов, поделок из пластмассы, ткани, кожи, дерева, керамики. Краски хорошо ложатся на стекло. Они применяются в детской декоративно-оформительской деятельности, для изготовления макетов («На скотном дворе», «На лужайке») и атрибутов для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Семья»).

Акварель – достаточно сложный материал для изобразительного творчества дошкольников, поэтому следует вводить его аккуратно, и дозировано. Начинающему маленькому художнику необходимо раскрыть «секреты» материала и работы с ним. Разнообразие приемов работы с акварелью (рисование по-сырому, вливание краски в краску, размывание) позволяет создавать выразительные образы: сочную гамму осеннего натюрморта, мягкость пушистой шерстки зверят, замысловатые узоры весеннего дождя, гармоничное сочетание цветов в вазе.

Качества определенных материалов и особенности некоторых техник требуют порциального ознакомления детей с ними. Необходимость поэтапного распределения познавательного материала регулирует математическое построение методики. Например, осваивая технику работы с клеем ПВА, дети сначала украшают объекты – брелоки и кулоны – нанося простой узор на основу, а впоследствии используют клей как живописный материал.

Творческую мысль будят во время создания поделок и рисунков, обмен идеями и знаниями. Этому в большей степени способствует такая форма организации занятий, как мастерские, где дети создают коллективные работы. На первых этапах дошкольники под руководством педагога выполняют отдельные детали и, соединяя их в общую композицию, приобретают уверенность в своих силах, наблюдают, как из кусочков складывается красивое произведение для украшения группы.

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

Формирование творческой личности особенно ярко проявляется в изобразительной деятельности детей. Одно из наиболее ажных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Их очень привлекают нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности и чем разнообразнее они, тем интереснее с ними работать.

Нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности :

- монотипия предметная, пейзажная,

- тычок жесткой полусухой кистью,

- оттиск пенопластом, паралоном, смятой бумагой,

- рисование пальчиками и ладошкой, свечой и акварелью, восковыми мелками, по мокрому.

- печать по трафарету,

- отпечатки листьев,

- набрызг,

- тиснение,

- граттаж.

Используя нетрадиционную технику в работе, дети познают выразительные возможности изображения, что также приводит к положительному эмоциональному отношению к изобразительной деятельности, удовлетворению потребности детей в познании нового, интересного, активизирует творческую активность.

Рисование, лепка, аппликация и художественный труд - это те виды творческой деятельности которые, способствуют познанию мира, развитию эстетического восприятия окружающего, наблюдательности, воображения, мышления, памяти и продуктивной творческой активности ребенка.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Самостоятельная художественная деятельность детей представляет собой совокупность действий, связанных с восприятием произведений художественной литературы и искусства, с исполнением и оценкой результатов деятельности.

К самостоятельным действиям воспитанника побуждают различные причины : интерес к произведениям, стремление научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, выразительно прочитать стихотворение, рассказать сказку, придумать и рассказать свою собственную историю, лепить, рисовать, показать спектакль.

Усвоенное в процессе НОД воспитанники дошкольного учреждения закрепляют и применяют самостоятельно в новых условиях. Наблюдения показывают, что в самостоятельную художественную деятельность дети переносят не только содержание различных видов деятельности (по рисованию, лепке, музыке, но и саму форму (игра в «занятия», дидактические музыкальные игры).

Наиболее ярко самостоятельная художественная деятельность проявляется в творческом рассказывании, в придумывании собственных загадок, рифмовок. Самостоятельность проявляется, прежде всего, в выборе темы, в замысле. Воспитанники сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка, выбирают изображения персонажей и показывают их на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.

В такой художественно-речевой деятельности дети с удовольствием воспроизводят праздник, участниками которого они были, вносят свою интерпретацию, свой замысел в содержание, оформление, проведение игры. Становление и развитие самостоятельной художественной деятельности происходит у детей при наличии интереса к ней, имеющихся у них способов самостоятельных действий, дающих возможность применить знания и умения в новых условиях, при косвенном педагогическом руководстве взрослого, учитывающего индивидуальные особенности дошкольников, при обращении к методическим приемам.

Самостоятельная музыкальная деятельность складывается под влиянием НОД по музыкальному развитию. Музицирование на детских музыкальных инструментах в разные периоды пребывания ребёнка в группе детского сада, пение без сопровождения, напевание, слушание музыки, музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы) – эти действия в повседневной жизни вне НОД выявляют естественную потребность детей (не только в ДОУ, но и дома) воспроизвести то, что они услышали в ходе НОД.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей связана с их собственными интересами и желаниями. Детские интересы обусловлены теми впечатлениями, тем опытом, который накапливается у ребёнка в процессе НОД, участия его в играх, праздниках и развлечениях, в процессе общения с окружающим миром

В. Следующий вопрос: 3 вопрос- Чем должен обладать ребенок на этапе завершения дошкольного образования по художественно-эстетическому направлению?

«Целевые ориентиры по художественно-эстетическому направлению»

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

-Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

С. В. : Как можно объединить несколько видов деятельности в единое целое? (Предположительные ответы педагогов).

Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре.

Формирование гармонично, всесторонне развитой личности ребёнка, обеспечивающей эффективное развитие художественно-творческих способностей, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой деятельности. И чтобы установить взаимосвязь между знаниями нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников.

Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у детей-дошкольников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

При реализации художественно – эстетического направления важную роль играет интеграция деятельности всех специалистов ДО.

Музыкальный руководитель – направление работы:

- проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком произведений искусства;

- разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников;

- подбор музыкальных произведений;

- подготовка детей к участию в городских конкурсах детского творчества;

- использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр;

- постановка танцев для детских утренников, праздников, развлечений;

Воспитатель – направление работы:

- разработка и осуществление отдельных проектов, в рамках приоритетного направления;

- участие в конкурсах детского художественного творчества;

- создание условий для художественноэстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества;

- работа с родителями в системе художественно – эстетического воспитания;

Вывод: Актуальность использования принципа интеграции применительно к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединить впечатления детей, углубить и обогатить образное содержание детского творчества через взаимосвязь содержания музыки, изобразительного искусства и детской художественной деятельности.

В. : А теперь я предлагаю вам еще немного поработать. Но уже творчески.

Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности»
Фото «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности»
Публикации по теме:

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Художественно-эстетическое развитие в интеграции с изучением ПДД. Конспект занятия по аппликации «Уважайте светофор»Художественно-эстетическое развитие в интеграции с изучением ПДД. Конспект занятия по аппликации «Уважайте светофор» .

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности»План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности» План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность» Актуальность: Третья.

Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при проведении различных видов деятельности» Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Видео «Консультация для педагогов «Образовательная область художественно-эстетическое развитие» Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию консультацию "Образовательная область художественно-эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности»
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 22:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД