Получи документы

Семинар-практикум для педагогов Использование метода проектов в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения

Светлана Попова
Семинар-практикум для педагогов Использование метода проектов в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Создание системы работы по внедрению технологии - "метод проектов".

Задачи:

- повысить профессиональную компетентность воспитателей;

- обучить воспитателей проектной деятельности;

- внедрить в педагогический процесс технологию проекта;

Публикация «Семинар-практикум для педагогов Использование метода проектов в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения» размещена в разделах

- стимулировать развитие интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей.

Занятие № 1

Форма проведения – лекция – дискуссия.

Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Федеральные государственные требования

к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

«Цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются

4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:

- познавательно-речевое;

- физическое;

- социально-личностное;

- художественно-эстетическое.

Концептуальные основы ФГТ:

- Развивающее образование; единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;

- Научная обоснованность и практическая применимость (соответствие фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; культурно-исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка);

- Интеграция образовательных областей (взаимодействие содержания образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса);

- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (доступность тем, мотивация);

- Организация образовательного процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности (ведущий вид деятельности – игра);

Основные виды детской деятельности:

Игровая Коммуникативная Трудовая Познавательно-исследовательская

Продуктивная Музыкально-художественная Чтение

Основателями метода проектов являются Д. Дьюи и У. Х. Кильпатрик

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе :

Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка).

• Здоровьесберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).

• Технологии использования в обучении игровых методов (формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы).

• Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).

• Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).

• Информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования).

• Система инновационной оценки "портфолио" (проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности)

Типология проектов в ДОУ

По количеству индивидуальные

групповые

По содержанию Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности Информационные

Исследовательские

Творческие

Проектно-ориентированные

Типы проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)

Тип проекта Содержание Возраст детей

Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старшая группа

Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Вторая младшая

группа

Информационно-практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее,

ориентируясь на социальные интересы

(оформление и дизайн группы, витражи и др.) Средняя группа

Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Вторая младшая

группа

Жизненный цикл проекта (по В. Н. Буркову, Д. А. Новикову) определяется 3 фазами:

Фаза проектирования :

I Стадия концептуальная.

Этапы: Выявление противоречий: формулирование проблемы, определение проблематики, определение цели, выбор критериев.

II Стадия моделирования

Этапы: Построение моделей, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения).

III Стадия конструирования

Этапы: декомпозиция, агрегирование, исследование условий, построение программы.

Фаза технологическая

Стадия реализации модели проекта. Этапы определяются содержанием проекта

Фаза рефлексивная

Стадия итоговой оценки. Стадия рефлексии.

Способы разработки проектов :

• Системная паутинка по проекту;

• "Модель трёх вопросов"

• Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)

Системная паутинка по проекту

Познание

ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы: Чтение художественной литературы

ведущая деятельность - чтение, формы: Коммуникация

ведущая деятельность - коммуникативная, формы:

Социализация

ведущая деятельность - игровая, формы: Труд

ведущая деятельность - трудовая, формы: Безопасность

интеграция разных видов деятельности, формы:

Здоровье

интеграция разных видов деятельности, формы: Физическая культура

ведущая деятельность - двигательная, формы: Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами

формы:

Художественное творчество

ведущая деятельность - продуктивная, формы: Музыка

ведущая деятельность - музыкально-художественная, формы: Режимные моменты

интеграция разных видов деятельности, формы:

"Модель трёх вопросов"

Есть три начальных пути:

a) Воспитатели, прислушиваясь к детям, накапливают достаточно много информации об их интересах и насущных потребностях, о событиях в детском саду, семье и сообществе, затронувших душу и мысли ребенка. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы (потенциальная тема) проекта. Следующие действия посвящены развертыванию конкретной темы от выбора целей до получения продукта.

b) Другой, заключается в определении взрослыми темы, актуальной для развития детей как членов социального сообщества – таких традиционных для дошкольного мира, как «Одежда», «Животные» и т. д.

c) Ребенок задает вопрос.

ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?

Содержание, то что дети уже знают План (тема проекта) Источники новых знаний, т. е. средства

Модель трех вопросов на примере темы «Вода»

В заполнении модели принимают участие и дети, и родители. Так как «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны, они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляют себя в этой теме дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять в чем нужна их помощь.

Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?

Маша - голубая, можно мыться и быть чистым

Соня - вкусная, можно пить. Бывает горячая

Катя - есть в Неве

Ариша - дождик- это вода

Саша - лужа

Марго - бассейн

Диана - озеро- это вода

Артем - море

Аня - в кране

Марго - в воде живут рыбы Какая вода в бассейне

Почему замерзает

Почему в море соленая

Почему вода не стоит на месте

Как научиться плавать в бассейне

Почему тает

Есть ли в яблоке вода

Почему звучит вода

Почему не всю воду можно пить

Где берут воду для питья Спросить у мамы

Спросить у папы

Прочитать книгу с няней

Спросить у папы

С мамой сходить в бассейн

Наблюдать

Отжать сок

Посмотреть передачу про воду

Спросить у мамы

Поехать в музей

Создание развивающей среды:

Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группах должны быть центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.

Игра для ребенка – это познание, а познание – это игра. Центры активности – игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобранны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности. Воспитатель может работать в одном из центров, переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям, там, где это требуется, переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, наблюдать за конкретным ребенком. Необходимым условием работы ребенка в центре является наличие в нем рабочих листов. Учет деятельности детей фиксируется в «Карте работы в центрах активности».

Самый зрелищный этап – презентация

На презентацию приглашают всех желающих родителей. Опыт показывает, что это стимулирует другие семьи включиться в проект.

Главные герои презентации, - дети, рядом с ними находится воспитатель. Они рассказывают о том, что узнали, сделали, демонстрируют подготовленные материалы.

«Рядом и вместе» - главное правило презентации.

Завершающий этап работы над проектом :

Можно провести в виде беседы, вечернего или утреннего круга. Обсудить, понравилось ли детям заниматься проектом, какие ещё темы они хотели бы исследовать, о чем узнать. Т. е. заканчивая один проект, мы протягиваем нить к следующему.

Шесть"П" проекта Таким образом проект можно представить как "Шесть П"

• Проблема

Проектирование (планирование) проекта

• Поиск информации

• Продукт

• Портфолио проекта (папка, в которой собраны все материалы по проекту)

• Презентация

Советы воспитателю по работе над проектом

• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

• Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

• При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

• Развивать творческое воображение и фантазию детей.

• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

• Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

• Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Публикации по теме:

План МО для воспитателей по проектной деятельности План работы методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района на 2012-2013 учебный год Тема: «Использование проектной.

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов Использование метода проектов в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 21:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов Использование метода проектов в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Попова (УИ 97968) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД