Получи документы

Семинар для педагогов «Государственные символы — средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников»

Москалева Елена Александровна
Семинар для педагогов «Государственные символы — средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создание условий для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой.

Задачи:

• Актуализировать знания педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе.

• Познакомить с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой.

Публикация «Семинар для педагогов „Государственные символы — средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников“» размещена в разделах

Уважаемые коллеги, предлагаю сегодня проанализировать значение нравственно-патриотического воспитания на современном этапе и рассмотреть этапы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой России, Мордовии.

Современные стандарты дошкольного образования содержат задачи ознакомления детей с государственными символами : флагом, гербом страны, мелодией гимна. Ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России. Детей нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несёт в себе огромный потенциал нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

Таким образом, всё вышеизложенное подводит нас к осознанию того, что патриотическое воспитание подрастающего поколения на сегодняшний день является актуальным.

Что такое патриотизм? (ответы педагогов) Патриотизм в переводе с греческого языка означает соотечественник, родина, отечество, а по отношению к человеку – чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам. Он проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Родина! Россия! Мордовия! Какое большое значение имеют эти слова для каждого взрослого человека. А как научить ребенка любить свою Родину, быть её патриотом? Сегодняшние дети – это будущие руководители, депутаты, ученые, рабочие. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться своей страной, в которой родились, заботиться о её процветании.

Что такое Государственные символы и как постепенно знакомить дошкольников с ними мы сегодня постараемся выяснить на нашем мероприятии. Знакомство дошкольников с государственными символами нашей страны я разделила на три этапа.

1 этап Ознакомление с флагом страны.

Первоначальное знакомство с Государственным флагом России обусловлено двумя причинами.

Во - первых, с изображением российского триколора дети встречаются наиболее часто: на улицах,

на открытках, плакатах, телевизионных заставках, на сувенирах, одежде.

Во-вторых, при ознакомлении с флагом России ребенку необходимо уяснить лишь две вещи: цвета, из которых состоит флаг, и их взаимное расположение, красная полоса – наша прекрасная, красивая земля, на которой иногда, к сожалению, случаются войны и проливается кровь. Над землей - синее небо. Это синяя полоса. А над землей и небом находится самое чистое, светлое, некая Божественная сила. Это – белая полоса.

Далее происходит знакомство с изображением флага Республики Мордовии. Флаг РМ - это полотнище, которое поделено на три основных цвета горизонтальными полосами: красной, белой

и синей. При этом центральная белая полоса шире двух крайних полос, а еще на ней, в ее центре

располагается символ республики : солярный знак, являющийся символом солнца.

Детей необходимо познакомить с такими символами, как: копия Знамени Победы. Знамя Победы таково его официальное название. Оно наследник того знамени, которое было водружено

над Рейхстагом в 1945 г. в знак победы над фашистской Германией. Знамя символизирует не только победу в Великой Отечественной войне, но и великое мужество, и подвиг нашего народа, проявленные в этой войне. Знамя Победы поднимается вместе с Государственным флагом в дни государственных праздников, во время проведения воинских парадов.

Далее можно познакомить с Андреевским флагом. Андреевский флаг является старым знаменем военно-морского флота России еще со времен Петра I и главным корабельным кормовым флагом Российского Флота. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест, который называется Андреевским, в честь Андрея Первозванного. Вывешивается Андреевский флаг на 23 февраля и 9 мая.

Еще одно официальное знамя — штандарт Президента Российской Федерации. В рабочем кабинете Президента России постоянно установлен Государственный флаг. Вместе с Государственным флагом главу государства представляет его особый знак – Штандарт. От Государственного флага штандарт отличается, прежде всего, квадратной формой и тем, что на фоне трехполосного флага изображается еще и Государственный герб РФ. Штандарт в виде небольшого флажка укреплен и на служебном автомобиле Президента.

Ознакомление детей с флагами нашего государства проходит постепенно, так в старшей группе знакомим детей с Государственным флагом РФ, РМ и с копией Знамени Победы, а в подготовительной группе закрепляем знания об этих флагах и знакомим с Андреевским флагом и Штандартом президента РФ, флагом города. Совместное размещение Государственного флага с иными флагами требует соблюдения следующих условий:

1. При совместном размещении с одним флагом Государственный флаг располагается с левой стороны от него, если стоять к ним лицом.

2. При одновременном размещении нечетного числа флагов Государственный флаг располагается в центре.

3. Государственный флаг рекомендуется вывешивать, размещать выше остальных.

2 этап Ознакомление с гимном страны.

Что такое гимн? (ответы педагогов).

Гимн - в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова слово гимн трактуется следующим образом: «Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. Хвалебная песня, музыкальное произведение».

Детям необходимо объяснить, что гимн – это музыкальная песня, славящая кого-либо. Гимн

России прославляет нашу Родину – Россию. Слушают гимн, молча, или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Необходимо рассказать дошкольникам, кто написал гимн (Композитор А. В. Александров и поэт С. В. Михалков).

3 этап Ознакомление с гербом.

Этот этап более сложный для восприятия ребенка.

Понятие «символ», а также такие термины, как «символизирует», «олицетворяет», для дошкольников весьма сложны. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной. Чтобы суметь донести до ребенка значение и содержание символики, педагог должен владеть необходимым минимумом информации, подобрать интересные методические приемы, знать содержание государственных знаков, касающихся символики России. Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? В первую очередь необходимо познакомить детей с историей происхождения герба, его значении, как в прошлой, так и в современной жизни.

Что же такое герб? (ответы педагогов).

Следующий этап работы – объяснение изображения на гербе. Опыт работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или «живность», в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится.

Работа с гербами может стать фрагментом многих занятий по ознакомлению с окружающим и природой. Например, разговаривая об образе жизни насекомых (птиц, животных) и их значении в жизни природы и человека, можно в заключение рассмотреть, какие города внесли подобное изображение в свои гербы. А разговор о роли воды можно начать с рассматривания гербов с изображением рек, волн, синих полос (их в геральдике великое множество).

Таким образом, гербы помогают педагогу в приемлемой форме посвятить дошкольников в историческое прошлое России. На заключительном этапе работы, когда дети хорошо ориентируются в символике гербов, когда их представления о родной стране, ее природе, истории, людях значительно расширились, можно приступать к работе по ознакомлению с такой сложной символикой, как «московский герб – Георгий Победоносец»

При ознакомлении детей с гербом города Москвы рассматриваем форму и основной цвет герба, рассказываю легенду о Георгии Победоносце.

В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье. Напал на него лютый змей дракон. Поселился он в темной пещере недалеко от моря. Огнем жег землю и разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же требовал, чтобы каждый день его кормили свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого, ни коров, ни овец, ни коз – все съел змей. Тогда повелел змей приводить ему на съедение каждый день человека. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на морской берег и оставили там. А в это время проезжал мимо добрый молодец Георгий на своем добром белом коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и поразил его своим копьем. За эту победу и прозвали Георгия Победоносцем.

Для эмоционального восприятия детьми главного символа России – двуглавого орла, после всей проведенной ранее работы, можно воспользоваться следующим наглядным приемом. Если на большой карте России разложить все карточки с изображением гербов городов, она получится очень впечатляющей. В этих маленьких картинках она разом отразит все богатство, уникальность и величие нашей страны. А если над этой картой мысленно поместить большое изображение двуглавого орла, этой гордой, свободолюбивой птицы, то орел раскинет свои крылья над всей Россией. Он объединяет русские города под своими крыльями, опекает их, как своих птенцов, и защищает от всех бед и напастей. И, конечно же, его необычный внешний вид говорит об уникальности нашей страны. От востока до запада, от крайнего севера до юга протянулась территория России. Далее на заключительном этапе знакомим детей с «двуглавым орлом – символом России».

Двуглавый орел – один из древнейших в истории человечества символ власти, силы, мудрости. «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан 2 малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». В центре герба России герб города Москвы, это говорит о том, что Москва – столица (сердце) нашей Родины.

Ознакомление детей с гербом РФ, РМ проходит постепенно. В старшей группе знакомим детей с историей происхождения герба и создаем с детьми эмблемы. В подготовительной к школе группе знакомим с гербами российских городов, гербом Москвы и на заключительном этапе с гербом РФ, РМ. Далее дети совместно с родителями создают герб семьи.

Требования при размещении герба:

1. При совместном размещении с одним гербом Государственный герб располагается с левой стороны от другого герба, если стоять к ним лицом.

2. При размещении нечетного числа гербов Государственный герб располагается в центре.

3. При размещении четного числа гербов Государственный герб размещается левее центра.

4. Размер Государственного герба не может быть меньше размеров других гербов и не может быть размещен ниже других гербов.

Система работы реализуется в непосредственно образовательной деятельности. В комплексно - тематическом планировании отражается, как часть занятия. Хочется отметить, если организована систематическая работа со старшими дошкольниками, то геральдика становится доступна их пониманию и осознанию. Использование геральдики в нравственно-патриотическом воспитании детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Дети становятся любознательными, у них расширяется кругозор. Они с увлечение слушают и рассказывают о гербах разных городов и сами придумают различные эмблемы и гербы. Кроме детей эта тема интересна и родителям, которые с большим удовольствием принимают участие в конкурсах «Герб семьи».

Работа, построенная таким образом, позволяет детям, не только понять смысл государственных символов. Но и значительно расширяет знание о родной стран. Воспитывает чувство гордости и уважение к Родине. Воспитывает настоящих патриотов.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Сетевое взаимодействие в процессе реализации нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольниковСетевое взаимодействие в процессе реализации нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников «Сетевое взаимодействие в процессе реализации нравственно-патриотического, духовного воспитания и этнокультурного наследия дошкольников.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Учебно-игровое пособие для нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Поле боя»Учебно-игровое пособие для нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Поле боя» Великая Отечественная война, это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Государственные символы — средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников»
Опубликовано: 11 марта 2024 в 11:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов «Государственные символы — средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Москалева Елена Александровна (УИ 2206277) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД