МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Интегрированный подход к планированию занятий в ДОО»

Aлина Врублевская
Семинар-практикум для педагогов «Интегрированный подход к планированию занятий в ДОО»

Семинар – практикум для педагогов

«Интегрированный подход к организации образовательного процесса»

Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации образовательного процесса с использованием принципа интеграции.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с интегрированным подходом к организации образовательного процесса в ДОУ.

2. Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства педагогов ДОУ.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Интегрированный подход к планированию занятий в ДОО“» размещена в разделах

3. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

План :

1. Практическая часть

1.1Открытый просмотр интегрированного НОД.

1.2 Анализ, самоанализ проведенного мероприятия.

2. Теоретическая часть

2.1 Презентация «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ».

3. Рефлексия.

Участники: педагоги

Материал и оборудование:

- карточки с заданиями (приложение «Блиц-опрос») ;

- ТСО: проектор, ноутбук, экран, слайдовая презентация - «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ».

Ход.

1. Самоанализ мероприятия, анализ коллегами.

Структура (вводная, основная, заключительная)

Время

Соответствие возрасту, доступность

Интеграция каких областей

Методы, приемы

2. Игра «1,2,3, пальцы покажи» на сплоченность коллектива. По команде выбрасываем пальцы и собираемся в группы, кто сделает это быстрее.

3. Презентация

Интегрированные занятия – это совместные занятия педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми.

Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен : и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

4. Блиц-опрос:

какие выделяют виды занятий

Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) .

Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) .

Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

какие направления деятельности отражены в ФГОС к структуре ООП ДО

- познавательное развитие

- речевое развитие

- социально-коммуникативное развитие

- художественно – эстетическое развитие

- физическое развитие

какая основная форма работы с детьми, отражена в ФГОС к структуре ООП ДО.

Игра - основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности для детей.

Примерная структура образовательной деятельности

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?») .

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Алгоритм подготовки интегрированного занятия :

1) Выбор объекта интеграции.

2) Отбор компонентов интеграции.

3) Отбор материала.

4) Выбор структуры занятия.

5) Отбор методов интегрирования.

Актуальность проведения интегрированных занятий.

1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях

в его многообразии и единстве

2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности

3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности

4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности

5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов

Задание: Составьте примерный конспект интегрированного занятия.

Требования к структуре интегрированных занятий

• Четкость, компетентность, сжатость учебного материала.

• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.

• Взаимообусловленность, взаимосвязанность материла интегрируемого на занятии.

• Систематичность и доступность изложения материла.

• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Примерная структура занятия

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»)

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для реше-ния проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации ранее усвоенной.

Основная особенность интегрируемого занятия

К основной особенности интегрируемого занятии относится синтез :

• содержание изучаемого материала, теоретического и практического обучения;

• предметов образовательного цикла между собой;

• деятельность двух и более педагогов и др.

Характеристика интегрируемого занятия

• Является из направлений межпредметной интеграции.

• Имеет среднюю степень интеграции.

• Структурирование материала осуществляется через горизонтальный тематизм.

• Форма имеет смешанную структуру.

• Предметом анализа выступают многоплановые объекты, сохраняется самостоятельность каждого раздела со своими целями, задачами, программой.

Педагогические возможности интегрируемого занятия

• Формирование в единстве знаний и умений.

• Коммуникативность умений

• Повышение интереса к учению.

• Снятие напряженности, страха, неуверенности.

Преимущество интегрируемых занятий.

• способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

• углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;

• основываются на нахождение новых связей между фактами, которые под-тверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;

• эмоционально развивают детей, т. к. основаны на элементах музыки, живо-писи, литературы, пластики движения и др.

Закономерности интегрируемого занятия

• все занятия подчинено авторскому замыслу;

занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;

• этапы и компоненты занятия находится в логическо-структурной зависимости;

• отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;

• цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.

Соблюдение этих закономерностей позволяет рассматривать занятие как научно-деловое построение, в котором важны:

• комплекс знаний и умений и свободное оперированное ими;

• соотношение изученного и изучаемого;

• соединение отдельных зачетов в один общий.

Трудности проведения интегрированного занятии

• Сложность отбора учебного материал.

• Подробное структурированное занятие.

• Проблем личной совместимости педагогов.

• Общий подход к оценке знания и умений детей.

• Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо из моделирование. Самостоятельный поиск оптимальных схем-моделей –проявление творческой активности педагога.

Методика подготовки интегрированного занятия

(рекомендации К. Ю. Беловой по осуществлению интеграции в ДОУ)

• Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

• Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.

• Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

• Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содер-жания образования.

• Выявить основной принцип построения системы интегрированных заня-тий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.

• Продумать развивающие задачи.

• Использовать разнообразные виды деятельности (например, (драматиза-цию сказки с конструированием из строительного материала, музыкаль-ным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики).

• Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибут-ного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

• Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного харак-тера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.)

• Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

Учет условий при планировании и организации интегрированных занятий

1. Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.

2. В интегрированном занятии объединяются блоки различных предме-тов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного занятия.

3. При разработке необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережива-ющее дифференцированные знания.

4. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятий, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.

5. Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки утомленно-сти за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.

6. При планировании и проведения интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий.

7. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отноше-ний между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индиви-дуальные и психологические особенности детей группы.

8. На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообраз-ные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

Работа по созданию системы интегрированных занятий

Наибольший эффект интегрированные занятия дают, тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой програм-ме система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ.

Этапы создания системы интегрированных занятий

• Согласование учебных программ (разделов) по направлениям деятельности.

• Обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения.

• Вопросы оплаты интегрированных занятий.

• Взаимные консультации педагогов различных дисциплин по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в курсах (предметах) образовательных областей.

Планирование тематики и развернутых планов занятий.

Анализ интегрированного занятия

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия

1. Качество занятий по теме (направлению и др.) : полнота, правильность, осознанность.

2. Умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов.

3. Отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.

Специфика анализа

(по С. В. Кульневичу)

1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.)

2. Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических, новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?

3. Направление в объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:

- в создании нового раздела (программы);

- цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

- единичных интегративных занятий.

1. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии;

2. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

3. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление?

4. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегриро-ванному занятию (спонтанность или результат тщательной полготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).

5. Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников (разумность сочетания).

6. Количество педагогов, участвующих на интегрированном занятии. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия. отсутствие противоречий в используемых ими материалах.

7. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность к проблеме.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов ДОО «Как помочь агрессивному ребенку» Цели: 1. Предоставить информацию о том, что такое агрессия, каковы ее причины и формы проявления, чем агрессия отличается от агрессивности.

Семинар-практикум для педагогов «Театральный ринг» Семинар-практикум «Театральный ринг» Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного.

Семинар-практикум для педагогов «Королева детства!» Тема: «Игра – королева детства!» Форма проведения: семинар – практикум Количество участников: воспитатель, педагог – психолог Цель: 1.

Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом.

Семинар-практикум для педагогов «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наушкинский детский сад" СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЛИЧНОСТНО –.

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Цель: объединить усилия коллектива МДОУ.

Семинар-практикум для воспитателей «Гендерный подход в образовании» Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Гендерный подход в образовании» Вопрос для педагогов: В чем различие понятий половое и гендерное.

Семинар-практикум «Развитие профессиональной направленности педагогов ДОО» Цель: рассмотрение понятия «педагогическая направленность», самодиагностика развития профессионально важных качеств, осознание истинных.

Семинар-практикум «Системно — деятельностный подход в ДОУ, как основа реализация ФГОС» «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Тема: Системно - деятельностный подход В ДОУ, как основа реализация ФГОС.

Семинар-практикум «Внедрение БОС технологий в образовательный процесс ДОО» Происходящие изменения в российском образовании указывают на необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. Одним.

Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Интегрированный подход к планированию занятий в ДОО»
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 09:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД