МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Русское народное творчество и нетрадиционные методы отпечатывания»

Наталья Белоусова
Семинар-практикум для педагогов «Русское народное творчество и нетрадиционные методы отпечатывания»

Как-то в своей практике от педагога услышала такое неприятное для себя высказывание, а нужно ли знакомить детей дошкольников с русским народным промыслом, разве дети могут полноценно осмыслить и понять суть, самобытность основную идею народного промысла. Они ведь дети, только и могут скопировать изображение при помощи педагога, знакомить их с промыслами глубоко, пустое занятие, дети слишком далеки от этого понимания. С чем я крайне не согласилась, здесь всё зависит от педагога, который преподносит детям материал. В какой мере сам педагог понимает, то о чём он рассказывает детям, как владеет приёмами росписи, как может их показать и объяснить детям материал. И самое главное педагог должен знать чего он хочет добиться от детей, какого результата. А если педагог сам не сведущ в декоративно - прикладном творчестве или сведущ поверхностно, то, как он может донести до детей знания о декоративном промысле, никак. И очень часто педагогам не хватает личных знаний о декоративно прикладном творчестве. Поэтому сегодня мы обратимся к теме декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Русское народное творчество и нетрадиционные методы отпечатывания“» размещена в разделах

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всём, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.

Рождённое в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами её обновления, проявлением её жизнетворных сил.

Само существование человека неотделимо от природы, которая даёт материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времён года. Потому и находит своё отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа России.

Народные мастера глубоко понимают тот материал с которым им приходится работать, который позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза, метал все эти материалы находят органичное использование в нашей жизни.

Если я у вас сейчас спрошу, а сколько видов декоративно прикладного искусства вы можете мне сейчас назвать, скорее всего вы назовё те: дымковскую игрушку, филимоновскую, каргопольскую, гжельскую, городецкую, жостовскую роспись, ну пожалуй и всё. Я сегодня в свою очередь хотела бы вас познакомить с тем минимумом который необходимо знать педагогам работающим с детьми дошкольниками. Я покажу промыслы иллюстративно и расскажу о каждом вкратце, но со сравнительной характеристикой. А вот ваша потом задача будет выбрать для себя и своих воспитанником заинтересовавший вид народного промысла и более полную развёрнутую информацию о промысле найти самостоятельно в разных источниках.

Виды декоративно-прикладного искусства:

(демонстрация мультимедиа-презентации)

Хохломская роспись:

Родилась в конце 17 века в городе Семёнове в деревнях Коверинского района Нижегородской области. Название своё получила от села Хохлома, где проходили большие ярмарки по продаже деревянной посуды. Этот промысел широко известен в России и за рубежом.

Городецкая роспись:

Украшение деревянных изделий росписью ещё в одном центре Нижегородской области в городе Городце своё название промысел получил от названия места где он родился.

Роспись Полхов-Майдана:

Характер весёлых расписных игрушек имеют деревянные изделия Полхов-Майдана и Крутца двух сёл Нижегородской области, где почти в каждом доме есть семейная мастерская. Почти все изделия выполняют токарным способом.

Роспись с выжиганием:

Декорирование изделий в виде росписи с выжиганием получило развитие в работах мастеров города Загорска на рубеже 19-20 веков. Оно возникло под влиянием профессиональных художников, которые пытались помочь сохранению и развитию кустарных промыслов. Изделия украшали изображениями Троице-Сергиевой лавры с изображениями памятников культуры 15-18 веков.

Гжельская керамика:

Одно из первых мест занимает Гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства. Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти всё население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. С 17 века промысел был официально признан как производитель керамической продукции высокого качества. А с середины 18 века гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготавливать посуду с многоцветной росписью по белой эмали. После открытия русским учёным Дмитрием Ивановичем Виноградовым состава фарфоровой массы в Гжели началось освоение нового материала – фарфора. С начала 19 века фарфор, и фаянс заняли в гжельском промысле господствующее положение.

Дымковская игрушка:

Её название связано с селом Дымково, что находится возле города Кирова (бывшая Вятка). Здесь издавна местные мастерицы лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делались как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья».

Каргопольская игрушка:

Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохраняется в городе Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, живущие в деревне Гринёво Каргопольского района. Поэтому в тематике игрушки основательно закрепились образы сказочных персонажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катанием на тройках или лодках по реке.

Филимоновская игрушка:

Среди изделий народных промыслов Тульской области своей оригинальностью выделяется игрушка деревни Филимоново. Её художественные отличия проявляются как в форме, так и в росписи (тягучая глина). Вся гамма росписи красно-розового, зелёного, жёлтого цветов, эффективно играющая на фоне забелённой поверхности игрушки, придаёт ей необыкновенную звучность и праздничность.

Ростовская финифть:

Один из центров производства оригинальных художественных изделий. Если в северной черни по серебру господствует рисунок, то здесь основа всего – цвет. Эмаль в сочетании с камнями – самоцветами украшала работы, выполненные, мастерами Киевской Руси. В 16-17 веках эмаль оживляла литые перстни и серьги, пуговицы и миниатюрные складни. Жив промысел Ростова - Ярославского и до сих пор.

Жостовские подносы:

Декоративная роспись подносов в Мытищинском районе Подмосковья стала развиваться в начале 19 века. Подносы изготовляли в сёлах и в деревнях – Жостове, Троицком, Новосильцеве и др. Жостовский поднос испытал влияние уральской росписи, федоскинской лаковой живописи, а также росписи по фарфору, восприняв от уральского промысла декоративность цветовых решений, от лаковой живописи и росписи фарфора – тщательность проработки объёма.

Федоскинская лаковая живопись:

На протяжении истории своего развития ориентировалась на образцы русской классической живописи. От неё же она восприняла технику многослойного письма масляными красками.

Палехская лаковая живопись:

Следует старинной технике иконописи, выполняется темперными красками (цветные пигменты, разведённые на клею и яичном желтке). В характере живописи видно продолжение иконописных традиций.

Мстерская лаковая живопись:

Мстерский промысел имеет достаточно самостоятельный характер, хотя в основе своей так же, как палехский и холуйский, опирается на иконописные традиции. При безусловных связях современной мстерской миниатюры с древнерусской живописью она смело отступает от неё в строну реалистичной трактовки пространства и изображения человека. Эту живопись называют просветлённой.

Практическая часть:

С введением ФОГС ДО от педагогов требуются нестандартные подходы в работе и организации непосредственно - образовательной деятельности с дошкольниками, в связи с этим в практической части семинара хотелось бы вспомнить и показать один из наиболее старых, но креативных декоративно-прикладных приёмов, такой, как отпечатывание.

Оно имеет довольно глубокие корни, которые ведут в далёкую древность. Ещё первобытный человек первые свои печатные оттиски оставил руками и босыми ногами на мокром песке. Отпечатывание появилось ещё на расцвете цивилизации, у каждого народа оно имеет своё лицо. Так в истории мы можем встретить примеры печати на камне, на глине, на металле, коже, клейменее один из видов печати, на бумаге, благодаря которой мы получили бумажную печать, и имеем возможность печатать книги, газеты, журналы. Способ отпечатывания получил большое своё развитие в конце 18 века, когда в России мастера научились украшать ткани, предметы быта, фасады зданий, стены, способом отпечатывания.

Способ отпечатывания находит своё большое место в работе с детьми дошкольниками, как один из видов нетрадиционной детской деятельности. Что мы можем создать с детьми дошкольниками в рамках детского сада? Это – работы отпечатывание пальцами, ладонями рук, складывание бумаги пополам (монотипия)отпечатывание цветных пятен, отпечатывание листьями с деревьев, трафаретная печать, отпечатывание нитью, отпечатывание бросовым материалом колпачками от фломастеров, пустыми бутылками, катушками от ниток и от скотча, печать различными овощами картофелем, морковь и даже свеклой, отпечатывание тычками большими поролоновыми и крохотными ватными и т. п.

Сегодня мне хотелось бы вам показать нетрадиционный способ отпечатывания простой сырой картошкой, и показать вам этот приё м на деле:

• Очищаем картофель от кожуры;

• Из очищенного картофеля вырезаем болванку для печати или штампа, обычным кухонным или любым другим удобным вам ножом, болванок может быть одна или несколько;

• Находим удобную устойчивую посуду для гуашевой краски необходимого цвета, отпечатывать можно и подкрашенной колером дисперсионной краской;

• Макаем в посуду с краской наш штамп и отпечатываем изображение на белой или тонированной бумаге, композицию можно создать по желанию, или в определённой форме на полосе, круге, квадрате или т. п.

• Для работы другим цветом штамп необходимо промыть под проточной водой и вытереть салфеткой, либо заготовить несколько штампов для работы разными цветами;

• Эту работу легче и лучше проводить с подгруппой детей;

• Штампами можно работать до той поры пока они не подвянут, после их выбросить;

• После работы руки вымыть с мылом, рабочее место убрать;

• Что вы уважаемые коллеги будете делать вместе с детьми используя штампы из картофеля или морковки, это уже ваш выбор и ваша фантазия, а может быть творческий запрос ваших детей;

Творческих успехов!

Литература: П. И. Уткин, Н. С. Королёва «Народные художественные промыслы» Москва» «Высшая школа»-1992год.

Фотоматериал с сайтов: www.rospis.net, dymka.teploruk.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Волшебная паутинка». НОД в проектной деятельности «Русское народное творчество» Ребята, мы с вами уже знаем, что в жизни русских людей все было подчинено работам в поле. Чтобы прокормиться и собрать хороший урожай, надо.

Консультация для педагогов на педагогическом часе по теме «Устное народное творчество» Устное народное творчество в развитии и воспитании детей дошкольного возраста Устное народное творчество в воспитании ребенка несомненно,.

Курс «Русское народное творчество «Посиделки в избе» (старший дошкольный возраст) Курс «Русское народное творчество «Посиделки в избе» Красоту, чистоту мы у старших берём, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому, что.

Русское народное творчество и подготовка руки к письмуРусское народное творчество и подготовка руки к письму Ну вот, мы уже средняя группа. Вторая неделя сентября прошла под темой "Народные игрушки". Для того чтобы лучше познакомить детей с русским.

Семинар-практикум для педагогов «Цветотерапия» Цветотерапия для детей. «Все мы родом из детства». Эти слова принадлежат знаменитому французскому писателю, философу Антуану Экзюпери автору.

Семинар-практикум для педагогов «Детский темперамент» Цели: 1. Углубить знания педагогов об особенностях типов темперамента. 2. Развивать умение анализировать и систематизировать педагогические.

Семинар-практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования, используемые в детском саду» Семинар – практикум для педагогов "Нетрадиционные техники рисования, используемые в детском саду" Воспитателя Семеновой М. В. 23.01.2014г.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного.

Семинар-практикум по здоровьесбережению для педагогов ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20» Г. РОСТОВА Семинар-практикум для педагогов Тема: «Виды здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Русское народное творчество и нетрадиционные методы отпечатывания»
Опубликовано: 15 января 2017 в 13:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД