Полина Ножова
Семинар-практикум для психологов «Дидактические игры в коррекционной и развивающей работе педагога-психолога»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение ФГОС ДО ориентирует каждое образовательное учреждение на создание условий психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования, на основе которых педагогами и специалистами детских садов выстраивается траектория реализации образовательной программы, развития детей группы, каждого ребенка в отдельности.
Публикация «Семинар-практикум для психологов „Дидактические игры в коррекционной и развивающей работе педагога-психолога“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Одной из задач деятельности педагога-психолога является выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения, содействие развитию воспитанников, преодоление трудностей развития, оказание содействия педагогическому коллективу по организации комфортных психолого-педагогических условий в образовательном учреждении.
Таким образом, одним из направлений деятельности педагога-психолога детского сада является организация индивидуальной, подгрупповой, групповой коррекционно-развивающей работы с детьми, с целью профилактики и преодоления трудностей в развитии воспитанников.
Перед специалистом стоит вопрос – как организовать коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими трудности в развитии. Зачастую такие дети не проявляют желания активно действовать, их познавательный интерес снижен, а результаты деятельности не доставляют ребенку удовлетворения. Поэтому специалисту необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Одной из эффективных форм работы является дидактическая игра.
В организации коррекционно-развивающей работы с детьми активно применяю дидактические игры с целью развития психических процессов, функций и качеств, поскольку в дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. Это особенно важно для детей, имеющих те или иные трудности в познавательном развитии.
Дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Ценность дидактических игр с предметами в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Так используя игры с предметами дети учатся выделять их свойства, преобразовывать предмет, опираясь на схему. В процессе игры дети развивают наглядно-образное мышление, пространственную ориентировку, зрительный анализ и синтез, учатся работать по схеме-модели, выполнять правила игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. При этом настольно-печатные игры актуальны не только для детей, но и для родителей и педагогов.
Настольные игры становятся все более популярным инструментом в работе психолога. Они оказывают влияние не только на развитие психических процессов и качеств, но помогают дошкольникам научиться согласовывать свои действия с действиями сверстника, соблюдать правила игры.
Словесные игры могут быть использованы как ритуал начала занятия с целью организации детей и погружения в тему занятия, а также в качестве самостоятельной игры. Неотъемлемым атрибутом словесных игр является мяч. Считаю необходимым включать в работу с детьми разнонаправленные словесные игры уже с младшего дошкольного возраста. Применение словесных игр способствует развитию слухового внимания, образной памяти, фонематического слуха.
Таким образом, в дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержание, игровые действия, правила, результат.
Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Игровые действия не всегда носят видный характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминание ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей.
Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.
Зачем развивать психические процессы у ребенка?
Познание мира было бы невозможно если бы люди не могли запечатлевать, сохранять в памяти на продолжительное время все то, что узнали из окружающей действительности через восприятие и мышление.
В мире психологов особое внимание многих психологов специалистов приковано к проблемам развития психических процессов именно в дошкольном возрасте, так как именно достаточный уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления помогают нам ориентироваться в жизни, познавать новое, решать возникающие проблемы.
Почему именно в дошкольном возрасте? Казалось бы, растет ребенок, да и растет. Но именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным и интенсивным. Это период, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития. И будущее ребенка, конечно, напрямую будет зависеть от тех условий, в которых это развитие будет протекать.
Игра – основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком лёгкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если по своей сложности игры не соответствуют возрасту детей, то они не могут в них играть и наоборот – слишком лёгкие задачи не возбуждают у них умственной активности. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
1. Игры с игрушками и предметами («Чего не хватает?», «Домик», «Сложи пирамидку»).
2. Игры настольно-печатные («Собери картинку», «Логические головоломки», «Сложи квадрат», «Собери автомобиль»).
3. Игры словесные («Назови три слова», «Назови одним словом», «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает»).