Бадмаева Наталья
Семинар-практикум для родителей «Безопасность ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
(1 слайд) Практикум для родителей на тему «Безопасность ребёнка»
(2 слайд)
Цель:
Педагогическое просвещение родителей по теме собрания.
Задачи:
· Сохранение жизни и здоровья детей.
· Формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребёнка.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Безопасность ребёнка“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
· Обозначить возможные опасности для ребёнка дошкольного возраста.
· Определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.
Форма проведения: практикум
Участники: воспитатели, родители.
План проведения:
Вступительная часть.
Активизирующая игра «Слепой и поводырь».
Совместные игры с родителями.
Кроссворд «Безопасность».
Заключительная часть.
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап
· Оформление помещения, тематической выставки, текста программы собрания.
Подготовка оборудования и инвентаря:
- презентация по теме «Безопасность ребёнка»;
- ладошки красного и зелёного цвета на каждого родителя;
- кроссворд со словом «БЕЗОПАСНОСТЬ»;
- памятки для родителей по безопасности ребёнка.
2. Организационный этап
Столы в помещении расставлены.
Музыкальный фон.
ХОД
3. Вступительная часть
(3 слайд)
Воспитатель:
Спасибо что дела вы отложили,
В зал наш светлый поспешили
Пообщаться, поиграть,
Много нового узнать!
Уважаемые родители! Я рада встрече с вами!
Сегодня мы собрались, чтобы постараться найти ответы на очень важные вопросы, которые волнуют и детей, и взрослых.
Сложившаяся на сегодняшний день социальная обстановка в нашем обществе вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за маленьких детей. Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Все мы – педагоги и родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?»
Давайте вместе постараемся найти ответ на него.
Что такое безопасность?
Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике.
Как вы думаете, что должны делать взрослые, чтобы обеспечить безопасность и здоровье своих детей?
(Ответы родителей.)
(4 слайд)
Вывод.
· Во - первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения.
· Во - вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
· В - третьих, развить у дошкольника самостоятельность и ответственность.
(5 слайд)
В нашей группе работа по этому вопросу ведется ежедневно и выступает как составная часть комплексной программы. В основном это касается занятий по ознакомлению с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой, развитию реи и т. д, а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов, например гигиенические и оздоровительные процедуры.
(6 слайд)
Детский сад работает по программе --- Работа ведется по нескольким разделам, а именно:
1. «Ребенок и другие люди», в котором дается объяснения тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
2. «Ребенок и природа», мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях, о контактах с животными.
3. «Ребенок дома»; пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях.
4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»; изучение и строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. д.
5.«Ребенок на улице»; правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
(7 слайд)
Для лучшего усвоения материала в своей работе мы используем различные дидактические пособия и игры. В дальнейшем мы планируем расширить объем дидактического материала, а также углубить работу с детьми по заданной теме.
(8 слайд)
Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Уже с дошкольного возраста надо учить ребёнка правильному поведению в чрезвычайных ситуациях. Но вначале надо учиться нам, взрослым.
Знаете ли вы такое мудрое правило: «Входишь в помещение – оглядись, сумеешь ли выйти?» Это мы сейчас и проверим.
Вопросы:
- Где находятся запасные выходы в нашем здании?
- Какой кратчайший путь выхода из помещения, в котором мы сейчас находимся?
Ответы родителей.
(9 слайд)
Итак, на что же следует обратить особое внимание при обучении дошкольников безопасному поведению?
Ответы, размышления родителей.
1. Важно научить ребёнка объяснять собственное поведение. Ребёнок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
2. Решение задач обеспечения безопасного образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных : вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся.
3. Большую роль играет положительный пример взрослых. Это следует учитывать в собственном поведении. Нельзя требовать от ребёнка выполнения какого – либо правила поведения, если мы сами не всегда ему следуем. (Например, сложно объяснить детям, что надо переходить улицу на зелёный сигнал светофора, если родители сами этого не делают.)
(10 слайд)
4. Очень важно достичь полного взаимопонимания между взрослыми: педагогами и родителями, мамой и папой, так как разные требования, предъявляемые детям, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
5. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они слова «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что – либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Всё это, как правило, даёт обратный результат. Если запретов будет слишком много, ребёнок не сможет выполнить их в полной мере, и неизбежно будет нарушать.
6. Эффективен способ показа последствий неправильного поведения или обращения с каким – либо предметом (животным, веществом). Вместо того, чтобы кричать: «Ты что! Прекрати немедленно!», лучше сказать: «Положи ножницы на место! Драться из – за них опасно. Посмотри, что могло бы случиться, если бы в этот момент ножницы раскрылись!»
(11 слайд)
7. Следует чаще хвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.
8. Очень полезно, если мама пометит одежду ребёнка именем и фамилией, а ещё лучше, если будет где-нибудь указаны точные данные ребёнка.
9. Как можно раньше учите называть своё имя, фамилию, имена родителей, название детского сада, имена педагогов, домашний адрес. Конечно, важно внушить ребёнку, что не следует сообщать сведения о себе посторонним людям.
(12 слайд)
Выводы:
Любая общепринятая норма должна быть осознанна и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Прямолинейное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.
Важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Дорогие родители на этом наш семинар подошел к концу, а сейчас мы займемся практической частью.
Практическая часть.
Вам нужно будет взять у меня со стола детскую ладошку любого цвета которого вы пожелаете. А сейчас у кого красные ладошки в одну команду, а у кого зеленые в другую. Вам нужно придумать названия команд.
А жюри у нас будет аттестационная комиссия.
1. Активизирующая игра «Слепой и поводырь»
Родители разбиваются на пары по собственному желанию. Определяются, кто из них будет играть роль первого номера, а кто – второго.
- Первый номер играет роль Слепого.
- Второй – Поводыря.
Задача: пройти по обозначенному маршруту, выполняя свои роли (поводырь ведёт слепого).
Определяется маршрут, даются указания о направлении движения.
Вопросы:
- Какие чувства испытывали «слепые»? (Неуверенность, страх или спокойствие, потому что был уверен в поводыре)
- Какие чувства испытывали поводыри? (Ответственность, тревогу за партнёра)
- Как вы думаете, а в отношениях РОДИТЕЛЬ – РЕБЁНОК кто какую роль выполняет? (РЕБЁНОК – это слепой, а РОДИТЕЛЬ – поводырь.)
Совершенно верно, вы заботитесь и беспокоитесь о своих детях, стараетесь за них определить их дальнейшие шаги. Не проще ли научить своего ребёнка навыкам безопасного поведения? И начинать это надо уже в дошкольном возрасте.
Вопросы для команд:
1 вопрос:
1 команда: - Какие опасности могут подстерегать ребёнка?
2команда: - Что больше всего может беспокоить родителя ребёнка данного возраста?
2 вопрос «Вспомни сказку»
Задание для родителей обеих команд по очереди кто больше назовет сказок, литературных произведений, которые помогают научить детей безопасному поведению.
3 вопрос «Назови правила»
1 команде: Назовите правила поведения при пожаре в квартире.
2. команде: Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой.
4 вопрос «Ситуации»
1команде. Ситуация № 1: Молодая женщина приятной наружности говорит девочке (мальчику) : «Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? А где ты живешь?» Как должна ответить девочка незнакомке?
2 команде. Ситуация № 1: Подъехала машина и от туда выглядывает незнакомый человек и предлагает шоколадку ребенку.
Как должен поступить ребенок в данной?
5 вопрос «Ситуации»
1 команде. № 2: "Девочка! Покажи мне, пожалуйста, где находится аптека. Проводи меня туда. У меня что-то сердце разболелось. " Незнакомец берет девочку за руку.)
Как должна поступить девочка?
2 команде. № 2: Сережа вышел во двор и увидел около песочницы большой яркий пакет. Сережа огляделся вокруг, но во дворе никого кроме него не было. «Интересно, что лежит в этом пакете, может быть новый мяч или машина.»- подумал мальчик. Ему захотелось заглянуть в пакет.
Вопрос: Правильно ли поступит Сережа заглянув в пакет? Почему?
6 вопрос «Знаки»
1команде. «Найти запрещающие дорожные знаки»
2 команде. «Найти предупреждающие дорожные знаки».
7 вопрос «Набери номер телефона»
(Как правильно набрать номер и правильно сообщить информацию)
1 команда. «Номер пожарной части».
2 команда. «Номер скорой помощи».
8 вопрос Кроссворд «Безопасность».
Подведение итогов жюри.
Пока жюри подводят итоги мы еще поиграем.
. «Я работаю над безопасностью своего ребёнка»
Уважаемые родители встаньте в круг (в середине круга стул на нем кукла)я буду задавать вопросы, если ответ положительный сделайте шаг вперёд, если отрицательный то стойте на месте.
1. пользуйтесь ли вы неисправными электроприборами.
2. дотрагивайтесь до электроприборов мокрыми руками.
3. пользуйтесь электроприборами в ванной.
4. накрывайте лампы и светильники тканью или бумагой.
5. оставляете опасные предметы без присмотра которыми ребенку категорически запрещается пользоваться:
• спички;
• газовые плиты;
• печка;
• электрические розетки;
• включенные электроприборы.
6. знакомите ли вы с предметами, которыми дети должны уметь обращаться (в зависимости от возраста) :
• иголка;
• ножницы;
• нож.
7. храните опасные для детей предметы в недоступных для детей местах:
• бытовая химия;
• лекарства;
• спиртные напитки;
• сигареты;
• пищевые кислоты;
• режуще-колющие инструменты
- Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем (ребёнком? Это… Мы за вас очень рады, дружно поаплодируем Вам, и будем брать с Вас пример.
И так жюри объявляет нам победителей нашего соревнования.
Награждение победителей.
Игра «Солнышко»
Воспитатель: Все люди любят солнце, скучают по нему, когда оно долго не показывается осенними или зимними пасмурными днями. Сегодня на улице зима и не так много солнца, а у нас появилось вот такое симпатичное солнышко (Показ игрушки Солнца). Давайте мы будем передавать солнышко друг другу и каждый скажет свое доброе пожелание нашим детям.
Рефлексия. В заключении мне хочется сказать: - одно неправильное действие родителей на глазах детей или вместе с ним может перечеркнуть сто словесных правильных указаний. Не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте им только положительный пример! Пусть каждый день будет безопасным! Берегите детей!
В финале нашей встречи, мы просим Вас оценить, насколько полезной была сегодняшняя информация.
Литература:
• «Родитель – ребёнок – педагог» : модели развития взаимоотношений / авт. – сост. В. Е. Лампман, И. А. Желтикова. - Волгоград: Учитель, 2011.
• Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5 – 7 лет : диагностика, тренинги, занятия / авт. – сост. Е. В. Коробицына. – Волгоград: Учитель, 2009.
• Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт. – сост. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева. – Волгоград: Учитель, 2010.
• Родительские собрания в детском саду: Средняя группа / авт. – сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2011.
• Голицына Н. С., Люзина С. В., Бухарова Е. Е. Обж для старших дошкольников. Система работы. – М. : Издательство «Скрипторий 2003». 2010.
Анкета для родителей по ОБЖ
1. Была ли сегодня информация для Вас новой?
Да Нет
2. Что Вы узнали полезного?
3. Какие вопросы вас еще интересуют по безопасности детей?
4. Понравилась ли Вам данная форма взаимодействия?
5. Хотели бы Вы от нас получить информацию касающуюся воспитанию и безопасности жизнедеятельности ваших детей? Если да то по какому направлению.
6. Ваши пожелания:___
Спасибо, что Вы были с нами!