Семинар-практикум для родителей «Новогодний праздник в семье».

Надежда Потапова
Семинар-практикум для родителей «Новогодний праздник в семье».

Цель: Способствовать эмоционально – положительному общению детей, родителей и педагога. Обобщать опыт семейного воспитания.

Материал и оборудование: СД-диски. Яблоки, груши, виноград, печенье, конфеты, снежки из ваты, зубочистки,.

Предварительная работа: оказание помощи родителям в подготовке выступлений, посвящённых семейным традициям встречи нового года.

Звучит аудио запись новогодней музыки. Родители входят в зал, садятся за столы.

В: Здравствуйте, уважаемые родители! Наш семинар - практикум посвящён встрече Нового года. Сегодня вы не только сможете поделиться опытом подготовки, и надеемся, узнаете много нового интересного и полезного.

В: У всех народов существовали и существуют до сегодняшнего дня свои традиции празднования Нового года и Рождества. Были они и у народа коми.

В: Традиции – это всё то, что переходит от одного поколения к последующему. От поколения к поколению наследуются хозяйственно – бытовые традиции, касается это и праздничных традиций.

В: Праздничные традиции уходят своими корнями вглубь веков. У предков коми праздники являются своеобразным порубежьем между временами года, смены одного вида деятельности другим. В календарной обрядности особое место уделялось зимнему солнцевороту. В это время происходило взаимопроникновение Верха и Низа, мира людей с иномирами. Поэтому в это время девушки гадали, но гадания эти считали «страшными».

В: Из всех праздников, несомненно, одним из самых ярких, весёлых и ожидаемых – это было Рождество. К Рождеству готовились и отмечали его долго, от Нового года до Васильева дня (14 января). На этот же период приходятся и Святки. Молодёжь собиралась в каком- нибудь доме. Пели песни, играли. Девушки обязательно брали с собой рукоделие, сочетая приятное с полезным.

В: Например, загадывали загадки:

С вечера заяркалось,

К полуночи задёргалось,

К утру вконец устало,

И ходить перестало (тесто).

В лесу выросло,

Из лесу вынесло,

На руках плачет,

А на полу скачет (балалайка).

31 декабря, накануне Нового года, ставили ёлку. Подготовка к Новому году совпадала с Модестовым днём. Наши предки почитали Модеста заступником скотины и просили его уберечь животных от хищников и мора.

В: В Рождество было принято ходить по домам и славить Христа. По утрам молодёжь ходила по селу, пели рождественские молитвы (тропари, славили хозяев, те подавали угощения.

На Рождество обязательно ходили ряженые. В разных сёлах действие происходило по - разному. Где – то в дом заходили молча, не разговаривали, не пели, только плясали под гармонь. Делалось это для того, чтобы хозяева их не узнали. В других сёлах ряженые ходили в масках, просили угощение, пели молитвы. Если ряженого узнавали, то он должен был очиститься. Его купали в проруби или парили в бане. Рядились обычно в «попа», «старика», «журавля», «цыган», «медведя»; надевали берестяные маски – «йогра - яран».

В: В День Крещения ряженые обязательно купались в иордани – смывали с себя грех.

На Рождество пекли пироги, шаньги, варили сур. Красиво одевались и шли в церковь. После церкви молодёжь собиралась на улице и играла в игры.

Вечером начинали гадать. Гадание – это сближение иномиров с миром людей. Это сближение опасно, так как человека может унести «туда», если не уберечься. Способы гадания были разные. Например, гадание с лошадью. Лошади завязывали глаза, выводили во двор и ставили перед ней бочку. Если лошадь бочку перешагнула, значит, девушка выйдет в этом году замуж, если обойдёт – нет.

У коми очень популярным гаданием было гадание «Сизим чашка», когда под чашки прячут какой – либо предмет. Кто хочет узнать свою судьбу?

МОНЕТА – весь год будешь при деньгах.

ПОДКОВА – к удаче, счастью.

САХАР (КОНФЕТА) – к сладкому году, сладкая жизнь.

ХЛЕБ – к сытому году, хлебосольный год.

НИТКА – к дороге, к путешествию.

ПУГОВИЦА – весь год в обновках ходить.

СОЛЬ – весь год будешь ссориться, слёзы лить.

Обязательным святочным увеселением были шуточные сватовство и женитьба.

В: Также гадали с кольцом, зеркалом, животными, домашней птицей. Одним из распространённых гаданий было гадание с помощью звуков (на гадания полагалось идти нечётному количеству человек). Во время гаданий существовала целая система оберегов: замкнутый круг, накинутое полотенце на голову. Затем слушали какие звуки услышат.

Хорошие звуки (смех, хороший разговор) – хороший год

Плохие звуки (ссоры, крик, плач) – неудачный год

Скрип шагов – с той стороны суженый придёт

Стук топора – самый плохой звук, к болезни

Церковное пение – к венчанию

В: У любого, даже самого светлого праздника существовал злой дух – нечистая сила. У коми народа тоже существовал персонаж нечистой силы – «Куття войса». Появлялся он только на рождественские праздники, приезжал на «куття доддя» (куттьиных санях).

В: Этот рождественский дух появлялся с Рождества до Крещения, а затем изгонялся. Представляли этого духа в виде маленького человечка, тащившего за собой железные санки. Изгоняли его с помощью святой воды и молитв.

В: И сегодня Рождество отмечают, как большой и радостный праздник, но, к сожалению, многие традиции этого праздника уже ушли в прошлое, и о них помнят только очень пожилые люди. А как бы хотелось, чтобы эти народные традиции не уходили из нашей памяти.

В: Семейные традиции – это то, что делает наши семьи крепче, создаёт её неповторимый облик «характер», делает её уникальной. Чем больше традиций в вашей семье, тем крепче ребёнок будет привязан к семейному очагу, сильнее станет ценить дом, родителей и ваши отношения. (Некоторые вместе с детьми отправляются в лес, наряжают там живую ёлку, водят вокруг неё хоровод и ищут подарки в сугробах).

В других семьях принято выходить во двор и лепить снеговиков. Кто-то всей семьёй отправляется в новогоднее путешествие. Расскажите, как в ваших семьях отмечают этот праздник.

(Родители рассказывают о праздновании новогоднего праздника в их семьях.)

В: Все знают примету: как встретишь год так его и проведёшь. И не удивительно, что каждый человек стремится этот праздник провести в кругу семьи и близких друзей в атмосфере домашнего уюта. Согласитесь часто можно наблюдать такую картину: взрослые веселятся за праздничным столом, а их дети сидят у телевизора или слоняются по дому, периодически донимая взрослых вопросами или капризами. В результате дети переутомляются, переедают, а главное у них формируется «застольное» представление о празднике. Самыми яркими воспоминаниями, о котором остаются обилие сладостей и возможность не спать ночью.

В: Как же сделать Новый год общим семейным праздником, о котором и дети и взрослые будут вспоминать с радостью.

Давайте все вместе, попробуем, подготовимся к семейному торжеству. Чтобы не упустить ни одной мелочи. Пункт первый – украшение ёлки и дома. Главное украшения новогоднего праздника - ёлка.

В: Зачастую новогоднюю ёлку взрослые в большей степени наряжают для себя. Они подбирают украшения в определённой гамме и, опасаясь, что дети повредят хрупкие игрушки, не позволяют им самостоятельно развешивать их на ветках. В: Желательно, чтобы все члены семьи принимали участие в новогоднем оформлении дома. Это прекрасная возможность стать ближе друг к другу, ощутить причастность к созданию праздничной атмосферы. Не беда, если ребёнок разобьёт пару игрушек, главное – ОН САМ СДЕЛАЛ ЁЛКУ ТАКОЙ КРАСИВОЙ!

В: Кроме того, ёлка замечательное «учебное пособие» для развития речи и ознакомления с окружающим миром. Можно предложить ребёнку рассказать о каждой игрушке, описать её, выучить о ней рифмовку. Во время украшения ёлки можно поиграть с ребёнком.

Проводится игра «Найди игрушку по описанию». (Ведущий описывает ёлочную игрушку, участники находят её)

В: В старину украшали ёлки орехами, фруктами и конфетами, которые на празднике можно было сорвать и есть. Такая сладкая ёлка вызовет восторг и у современного ребенка.

В: Сейчас почти забыта традиция самостоятельно мастерить новогодние украшения. А ведь ещё сравнительно недавно взрослые и дети садились вместе за стол, вырезали из цветной бумаге фигурки зверей и птиц, клеили фонарики, коробочки для подарков, гирлянды, сделанные из разных материалов: бусин, шишек. Давайте вместе с вами попробуем смастерить необычную игрушку из обычного материала.

Мастер – класс по изготовлению новогодней игрушки (Кирушева Е. А.).

(Родителям предлагается сделать новогоднее украшение своими руками из подручного материала).

В: Второй пункт - подготовка новогодних подарков.

Ребёнок должен чувствовать себя членом сообщества, поэтому подарки должны получить все члены семьи, а не он один. Напишите вместе с ним письмо Деду Морозу от имени всех членов семьи. Таким образом, вы не только узнаете, что мечтает найти под ёлкой ваш ребёнок, но и научите его заботиться о близких, считаться с их желаниями.

В: Приобретая подарки, обязательно подумайте об их оформлении. Каждый подарок упакуйте в красивую обёртку, украсьте лентой и наклейкой с именем получателя.

Подарки могут быть доставлены приглашённым Дедом Морозом, спрятаны заранее в холодильнике или на балконе. Желательно, чтобы каждый год способ получения подарков был новым и неожиданным. (Родители рассказывают свои способы дарения подарков)

В: Одним из важнейших элементов праздника является празднично накрытый стол с необыкновенным угощением, которое будет не только вкусным, но и полезным для взрослых и детей. Третий пункт - необыкновенное угощение.

В: Заранее обсудите с домашними, что будет на праздничном столе, и составьте меню с учётом их пожеланий. Каждый член семьи будет доволен, если вы учтёте его вкусы. При этом к приготовлению и оформлению некоторых блюд по возможности следует привлечь и ребёнка.

Например, ребёнок с удовольствием скатает шарики из сырной массы (тёртый сыр со сметаной) и, нанизав их на зубочистку, смастерит снеговика, снабдив его носом из кусочка моркови и глазами из горошин душистого перца. И таких простых блюд-украшений множество.

(Родители подходят к столам, на которых стоят тарелки с продуктами и оборудование, и приступают к приготовлению блюд)

«Ёжики из яблок и груш»

Разрезать яблоко (грушу) вдоль, вырезать плодоножку с частью мякоти. Выложить половинки фруктов на тарелку, приставить к ним мордочку (вырезанную часть мякоти).Украсим спинку каждого ежа зубочистками, на которые нанижем виноград.

«Пальма из банана».

«Ёлка» (из фруктов).

В: Четвёртый пункт - развлечение. Важной частью любого праздника являются развлечения. Можно устроить новогодний огонёк. Пусть каждый член семьи подготовит свой номер: исполнит праздничные частушки, песню под караоке или шуточный танец, прочитает весёлые стихи.

В: Подготовьте программу забавных конкурсов, чтобы и дети и взрослые смогли подвигаться и от души повеселиться.

Проведём несколько игр и конкурсов. Те, которые вам понравятся, вы можете использовать при составлении новогодней программы.

Родители образуют круг. Проводятся игры.

«Новогодний колпак».

Дети образуют круг и под музыку начинают передавать друг другу колпак. Когда музыка останавливается, ребёнок, у которого колпак, должен надеть его на голову и выполнить задание ведущего. Как правило, дети заранее готовят новогодние стишки и песенки, которые с удовольствием исполняют в присутствии гостей.

«Письмо Деду Морозу».

Участники поочерёдно называют имена прилагательные (13). Ведущий их записывает, затем зачитывает, вставляя в текст письма.

«…Дедушка Мороз! Все…. дети с нетерпением ожидают твоего….прихода. Новый год-это самый…праздник в году. Мы будем петь для тебя…. песни, танцевать …. танцы! Принеси скорее свой…мешок и вручай нам….подарки. Наконец-то наступят …. каникулы! Так хочется с утра до вечера кататься на …. санках…лыжах…. коньках. С уважением…мальчики…. девочки!»

«Снеговик».

Игроки делятся на команды. Один из участников каждой команды залезает в мешок, а все остальные по сигналу ведущего складывают туда снежки. У кого снежков будет больше, та команда побеждает.

В: Новогодний праздник длится одну ночь. Но впереди у вас и ваших детей каникулы. Очень важно решить заранее, как вы их проведёте. Во время каникул постарайтесь насытить ребёнка разнообразными впечатлениями, а главное, будьте с ним рядом на горке или на катке, в лесопарке или в театре. Важно не сидеть дома у телевизора. Пусть ребёнок узнает что-то новое, почувствует ваше внимание.

В: Если вы подготовитесь к Новому году тщательно, ваша семья проведёт этот волшебный праздник весело и интересно.

Не забывайте: близкие люди – главное в жизни ребёнка, а радость в их глазах и улыбки на их лицах – лучший подарок.

В: Новый год – отличное время для начала создания семейных традиций. И если

в вашей семье нет традиций встречи Нового года, может быть настало время их создать ради того, чтобы ребёнок чувствовал себя одним из участников и организаторов семейных дел, чтобы у него сформировались чувства семьи и уверенность в собственной значимости. Ведь от того, настолько комфортно он чувствует себя в кругу родных и близких, во много будет завесить его собственное семейное счастье.

В:Помните: Новый год – праздник, а в праздник принято веселиться. Создайте хорошее настроение себе и поднимайте его другим! Где бы вы ни оказались в Новый год, загадайте желание.

В: В следующем году оно обязательно сбудется!

2. Разное (организационные вопросы: подготовка к новогоднему утреннику).

Прикреплённые файлы:

seminar-praktikum-novogodnii-prazdnik-v-seme_3a0f0.pptx | 10449,18 Кб | Скачан: 17
 
Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей «Новый год-семейный праздник» Семинар-практикум для родителей. Тема: «Новый год- семейный праздник» Цель: Способствовать эмоционально положительному общению в семье.

Семинар-практикум для родителей «Ах ты, русская игрушка!» Цель: приобщение к русской народной культуре детей и их родителей, знакомство с техникой изготовления «куклы-самокрутки», развитие творчества.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Игрушки своими руками»Семинар-практикум для родителей «Игрушки своими руками» .

Семинар-практикум для родителей «Эмоции в жизни детей» Семинар-практикум на тему «Эмоции в жизни детей» В разработке семинара участвовали: воспитатели Крылова Е. В., Логачева А. О., ИФК Янцен Н. Г.

Семинар-практикум для родителей «О здоровье всерьез» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 "Радуга" Сивкова Любовь Васильевна "О здоровье всерьез" Семинар.

Семинар-практикум для родителей по познавательно-исследовательской деятельностиСеминар-практикум для родителей по познавательно-исследовательской деятельности Семинар – практикум для родителей по познавательно-исследовательской деятельности. Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием,.

Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.

Семинар-практикум для родителей в подготовительной группе по здоровьесбережению Тема: За здоровьем в детский сад Подготовила: Воспитатель 1 квалификационной категории Акиньщина Н. В. Задачи: 1). Расширение уровня педагогических.

Семинар-практикум для родителей «Золотые» дети»Семинар-практикум для родителей «Золотые» дети» Цель: педагогическое просвещение родителей. Задачи: -формирование у родителей эффективных навыков коммуникации с детьми; -оптимизация форм.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Новый год
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Новогодний праздник в семье».
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 19:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Изготовление объёмной аппликации «Ягодное ассорти» из коктейльных трубочек
В рамках тематической «ягодной» недели мы с ребятами потрудились на славу: делали объёмную аппликацию «Вишни», рисовали веточку черники пальчиками, слушали...
Открытая непрерывная образовательная деятельность в детском саду «Лаборатория воздуха»
Открытая непрерывная образовательная деятельность в детском саду по теме "Лаборатория воздуха". На занятии с детьми мы проделывали различные опыты и...
Фоторепортаж «Покормите птиц зимой»
В нашем детском саду проводится акция "Покормите птиц! ". Целью акции является конечно, развитие гуманного отношения к птицам. Но чтобы проводить такую...
Мастер-класс «Шнуровки для детей своими руками «Кеды»
Наталья Пугач Мастер – класс «Шнуровки для детей своими руками «Кеды» Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом...
Конспект инсценирования песни «Два веселых гуся» для детей младшей группы
Цель: создание положительного эмоционального настроя Задачи: Образовательные: формировать эстетический вкус у детей, знакомить детей с русским народным...