Семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте дошкольников»

Валентина Романенок
Семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте дошкольников»

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам обучения будущих школьников.

Задачи: Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях;

уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова);

закрепить навык звукового анализа слова;

воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Предварительная работа: Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы предложений, плоскостные корзинки- карманы красного, желтого и зеленого цветов, карточки с картинками. Выставка методической литературы.

Участники семинара - практикума: воспитатель, родители.

Ход семинара – практикума.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет", если не согласны.

Проводится игра «Да – нет»

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю…

Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ,

Помочь откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Упражнение «История имени ребенка»

Родителям предлагается назвать имя своего ребенка, охарактеризовать его по первой букве имени с помощью прилагательного и добавить ласковое обращение к ребенку. Например: Мирослава – миролюбивая, солнышко мое.

Воспитатель: Приближается к концу наш учебный год и осталось не так много времени до поступления ваших детей в первый класс. На сегодняшний день у детей есть достаточный запас достижений и имеются определенные трудности. Сегодня мы поговорим о подготовке к обучению грамоте.

- что такое речь? – (всё, что мы говорим, читаем и пишем)

- формы речи – (устная и письменная)

- из чего состоит наша речь? – (из предложений)

- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)

- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)

- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)

- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)

- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу

Могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Воспитатель: Вспомните и назовите гласные звуки (А,О,У,И,Ы,Э)

Воспитатель: Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, (МММ). Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие зеленым.

Воспитатель: Давайте немножко поиграем.

Игра «Твердый – мягкий» родители стоят в кругу, и под музыку одновременно передают друг другу две кегли - синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, педагог показывает букву. Родители, у которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.

Воспитатель: Звук может стоять в начале, середине и конце слова.

Игра «Разноцветные корзинки»

Воспитатель помещает на доску три корзинки с изображенными на них схемами, а на стол – карточки с картинками и объясняет, что в красную корзинку нужно положить картинки, в названиях которых заданный звук находится в начале, в желтую – те картинки, в названиях которых звук находится в середине, в зеленую – те картинки, в названиях которых звук находится в конце. Картинки: кот, морковь, мишка, утка, фиалка, рак, хек, хомяк.

Воспитатель: Самое сложное дается детям – это звуковой анализ слова. Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить. При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом. Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализа слова «МАК»

Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.

1. Произнести слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)

2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). Какой это звук? (согласный, твердый)

3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак). Какой это звук? (гласный)

4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк). Какой это звук? (согласный, твердый)

5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к)

6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» - 3 звука). Сколько гласных? Сколько согласных?

Игра «Придумай слово к схеме». На экране схемы звукового анализа слов.

Воспитатель: Игра «Новое слово»

Воспитатель: Что такое слоги? (Это части слова). Как можно определить сколько слогов в слове? Слова делим на слоги при помощи хлопков, слова можно прошагать, можно определить с помощью ладони руки под подбородком, сколько раз подбородок коснется руки, столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Игра «Кому в какой дом» (деление слов на слоги)

На экране изображение домов (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный)- предлагается определить количество слогов в словах, изображенных на картинке и «заселить» эти слова в соответствующие домики.

Воспитатель: Что же такое предложение? Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Родителям предлагается составить предложение по опорной картинке из 3, 4, 5 слов.

Составление предложений по графической схеме (индивидуально)

Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

Разнообразие игр позволяет нам интересно, увлеченно и занимательно обучаться грамоте.

Воспитатель:

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы. «Больше всего мне понравилось…», «В дальнейшем я буду использовать…», «Здесь я узнала нового…».

Педагог предлагает родителям оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» - «не владею…»

Домашнее задание.

Я предлагаю Вам вместе с детьми смастерить книжку, в которой придумаете разные задания для детей.

Для этого Вам надо:

- выбрать любой звук (букву);

- выбрать картинки с заданным звуком;

- приклеить на странички и придумать задание;

- оформить титульный лист.

Думаю, что вам было интересно. Всем желаю успехов![/b]

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей «Русский фольклор — источник взаимопонимания родителей и детей» «Русский фольклор – источник взаимопонимания родителей и детей» Актуальность: Представление о том, что для воспитания нужны специальные.

Семинар-практикум для родителей «Путешествие в экологию» Семинар – практикум для родителей на тему: «Путешествие в экологию» Семинар — практикум «Путешествие в экологию» (Слайд 1) Цель: (Слайд.

Семинар-практикум для родителей «Обучение детей грамоте» Подготовила воспитатель Кайтан И. М. Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: 1. Расширить.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для родителей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить.

Семинар-практикум для родителей «Развиваем играя» МБДОУ детский сад №2 «Светлячок» «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого - деятельность, работа, служба. Каков ребёнок.

Семинар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»Семинар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР» Цель — обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с ОНР. Задачи: -заинтересовать родителей речью собственного.

Семинар-практикум для родителей «Воспитываем добротой»Семинар-практикум для родителей «Воспитываем добротой» Цель: психолого – педагогическое просвещение родителей, мотивация к улучшению детско – родительских отношений. Задачи: 1. Помочь родителям.

Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие?» Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие» Разработала и провела: учитель-логопед Л. В. Овчинникова.

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». ФотоотчетСеминар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте дошкольников»
Опубликовано: 29 апреля 2018 в 20:20
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Конспект занятия по ФЭМП «В гости к зайчику» во второй младшей группе
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе « В гости к зайчику» Цель: Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. Совершенствовать...
День здоровья в детском саду в старшей группе №7
День здоровья в детском саду – это праздник для детей. Невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых развлечений, шумных праздников, соревнований,...
Взаимодействие детей и родителей 2–3 лет «Чудо — дерево»
Семья -это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и...