Постнова Наталия Викторовна
Семинар-практикум для родителей «Особенности развития речи детей раннего возраста»
Цель:
Способствовать формированию компетентности родителей в вопросах развития речи детей раннего возраста.
Задачи:
-познакомить родителей с содержанием и задачами развития речи детей раннего возраста в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения;
-познакомить родителей с приёмами активизации речи детей раннего возраста в условиях семейного воспитания;
-формировать у родителей навыки речевого контакта с детьми.
Средства. Презентация, памятка для родителей, сказка «Курочка Ряба».
Ход семинара-практикума.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш семинар-практикум. Компасом сегодняшней встречинам будут служить следующие строки:
Слайд 2
«Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: - «О! Как же ты красива!»
Слайд 3-4
Ранний возраст - наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Всем известно, что ведущая роль в развитие ребенка принадлежит семье.
Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первое знание и умения.
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Именно в этом возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Для ребенка в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди и задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов и научить произносить звуки.
Слайд 5-6.
В образовательной программе дошкольного образования нашего детского сада, которая разработана с учётом программы «От рождения до школы», указаны содержание и задачи работы по развитию речи детей раннего возраста. Они представлены на слайдах.
Слайд 7.
Сегодня я предлагаю познакомиться с некоторыми приёмами активизации речи детей, которые вы сможете использовать, гуляя или играя с детьми, проводя гигиенические процедуры или занимаясь продуктивными видами деятельности.
Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша.Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.
Предлагаю выполнить задание: представьте, что Вы и Ваш ребёнок гуляете по пляжу; начните «разговор с самим собой» по содержанию картинки.
Слайд 8.
Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем,что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
Задание для вас, родители: представьте, что на картинке изображены Вы и Ваш ребёнок; начните «параллельный разговор» по содержанию картинки.
Слайд 9.
Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю,что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
Слайд10.
Распространение. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит.Например:
Ребенок: «Суп».
Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»
Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.
Слайд 11
Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном контакте со взрослыми (прикосновения, поглаживания).
Слайд 12
Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор,если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»
Слайд 13.
Игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов,которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В «возне»с ними заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции, называет их.
Слайд 14-15
Продуктивные виды деятельности. На ранней стадии речевого развития ребенок овладевает самыми разнообразными способами, заменяющими слова, — жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки, конструирования, лепки, аппликации. Так, старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.
Один из приёмов развития речи детей – это пальчиковые игры. Они наиболее доступны пониманию и подражанию для малышей. Развивают мелкую моторику рук, а также стимулируют малышей к проговариванию текста. Эти формы игр способствуют полноценному и развивающему общению ребенка. Следующие приёмы влияющие на развитие речи детей- это артикуляционная, дыхательная гимнастика и подвижные игры с проговариванием слов.
Слайд 16.
Замещение. К трем годам ребёнок способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п.Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша.Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю».Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить»заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.
Слайд 17.
Ролевая игра. Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.
Слайд 18.
Музыкальные игры. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Это не должно вас пугать — пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец!
Слайд 19.
Чтение книг, рассматривание иллюстраций книг, показ различных видов театра (настольного, кукольного, пальчикового) так же является основой развития речи детей.
С самого раннего возраста у детей закладываются основы любви к книге, желание узнать из книги что-то новое и интересное. Воспитывает у детей желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
А сейчас мы с вами увидим, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи.
Задание для родителей «Чтение сказки»:
Предлагаю трём участникам нашего семинара-практикума прочитать сказку «Теремок».
Первый участник читает отрывок, сидя к остальным членам группы спиной. Второй читает, повернувшись лицом, но не отрывая взгляда от текста.
Третий эмоционально рассказывает, лишь изредка посматривая на текст.
После трех разных прочтений родителямпредлагается ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему?»
Выполнение этого задания показало нам, что эмоциональное чтение и общение глаза в глаза помогает лучше воспринимать текст даже нам, взрослым. А для ребенка на этапе становления речи тем более важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства и мысли малыша.
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации речи детей, используя разные методы и приемы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности. Поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.