Получи документы

Семинар-практикум для родителей «Поговори со мною, мама!»

елена медведева
Семинар-практикум для родителей «Поговори со мною, мама!»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар - практикум для родителей

«Поговори со мною, мама»

Цель: Обучение родителей приемам работы с детьми по развитию речи.

Задачи:

1. Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи.

2. Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.

3. Формировать у родителей представление о средствах интонационной выразительности.

4. Дать рекомендации как правильно работать со скороговорками.

План проведения

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Поговори со мною, мама!“» размещена в разделах

I. Теоретическая часть

1. Выразительная речь - звуковой портрет человека.

2. Почитай мне мама сказку…

3. Как разговаривать с ребенком.

II. Практическая часть

1. Артикуляционная гимнастика «Секреты веселого Язычка» (презентация)

2. Работа над интонацией (работа с дидактическими карточками)

3. Скороговорки

I. Теоретическая часть

1. Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т. к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные двигательные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

2. Почитай мне сказку мама.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки. А как вы6ирать полезные и интересные книги для малышей разного возраста?

Легкость и прочность

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

Она лёгкая — у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон. Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст — только крупный, фразы — чёткие и лаконичные. Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке)

Всему своё время

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т. п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой» — все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками, хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, — приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение — вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события. Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться книги, прежде всего, предназначены для чтения — это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года — возраст почемучек — оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10—15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией

Расширяем кругозор

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же, воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще. Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции. Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе. Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное — такое чтение очень сплачивает.

3. Как разговаривать с ребенком.

Рутина повседневности может убить даже радость общения с детьми. И это очень обидно – "прошляпить" детство своего ребенка и спохватиться, когда он уже вырастет. Что можно предпринять, чтобы не допустить эту ошибку?

Когда читаешь в умных педагогических книгах восклицания типа: "Наши дети – наши учителя!", "Каждый миг общения с ребенком бесценен", "Ваш маленький философ" и т. п., реакция рождается разная: если дело происходит в среду вечером, в переполненном метро или в пробке, когда язык на плече от усталости, – то раздражение. Все эти умные мысли кажутся слишком искусственными и надуманными. А если в субботу утром, когда вы выспались и отправили всех гулять с папой/няней/бабушкой – то расслабленное умиление: "Ведь и правда, дети такие мудрые, непосредственные, тонкие – всегда ли я это замечаю и способна оценить?" Тут начинаются воспоминания о том, как много ценного сказал ребенок, в основном во младенчестве, когда вы еще сидели с ним в декретном отпуске, так как дальше времени его послушать особо не было.

Потом, правда, это лирическое настроение пропадает, суббота заканчивается и как-то вдруг наступает понедельник и начинается работа. И никакого "качественного общения с ребенком", к которому призывают умные статьи, не получается. Потому что глаз "замыливается" ежедневными заботами, потому что мы все очень заняты, много работаем и сильно устаем.

А жаль. Получается, что нам не хватает времени именно для душевного общения, предполагающего обмен не фразами и информацией, а теплом и положительными эмоциями. Воспитываем мы своих детей все время: делаем замечания, уговариваем и увещеваем, не особо настаивая при этом на глубинном контакте. А он между тем жизненно необходим – хочется ведь, чтобы рядом вырос близкий человек, способный понимать ваши мысли и чувствовать ваши эмоции.

Ищем резервы

Когда же поговорить с ребенком? Практика показывает, что наилучшее время – утренняя дорога в сад. А вот вечер трудового дня не особенно подходит для разговора.

Во-первых, дни бывают разные, и не очень удачные в том числе. Так что предугадать утром, в каком настроении придется встретиться вечером с ребенком, трудно. У дошкольника, кстати, за день тоже может случится много всего, способного в корне изменить утреннее настроение. Во-вторых, вечером бывает необходимо зайти в магазин, что увлекательно для мамы, но не всегда интересно для ребенка. Ему как раз интереснее побегать по детской площадке, покачаться на качелях, поиграть со знакомыми, которые не ходят в его сад.

Утренний маршрут выверен заранее, хронометраж его известен, идете ли вы пешком или едете на машине. К тому же, как правило, выспавшийся ребенок находится в хорошем расположении духа. Вот и получается, что дорога в сад – лучшее время для того чтобы по-человечески пошутить и поговорить.

Хит-парад тем для разговора

В любое время суток разговор можно бесповоротно испортить, с первых слов скатившись в поучения или начав машинально поддакивать. Разговаривать с ребенком – отдельная наука, которой стоит поучиться. Ведь наша главная задача – получить удовольствие от общения с близким человеком, зарядиться положительными эмоциями и как максимум – сохранить хорошее настроение хотя бы на первую половину дня.

Что же можно сделать, чтобы разговор с ребенком был приятным и полезным? Незаменимая вещь в таком случае – воспоминания. Только не о том, как "неделю назад ты разлил в группе компот, третьего дня уронил карниз со шторой, а вчера дразнил кота". Такие воспоминания могут расстроить, разбудить в ребенке дух противоречия, а в вас – раздражение на весь оставшийся день. Мы ведь не этого добиваемся, правда?

В нашем случае больше подойдут короткие истории о самом ребенке: "Когда тебе был год и три месяца, ты учился ходить на этой тропинке и т. п. ". Почти все дошкольники обожают рассказы о себе в "глубоком детстве", так что радостная улыбка ребенка вам гарантирован.

Следующим пунктом в рейтинге тем идут воспоминания о родительском детстве. Расскажите сыну или дочке, что с вами происходило и что волновало вас в их возрасте. Ребенку приятно понимать, что мама и папа не родились на свет сразу строгими и серьезными родителями, а вы улыбнетесь самому себе.

Еще один практически неисчерпаемый источник – наблюдения за окружающим миром: в пейзаже всегда можно найти дерево, которое выглядит по-разному в зависимости от времени года; строящийся дом, этажи которого можно посчитать, отмечая прогресс; буквы на вывесках и прочие культурные и природные явления. Такое познавательное общение наверняка подарит вам душевное равновесие: во-первых, ребенку трех–четырех лет все это действительно интересно знать и замечать; во-вторых, вы лично почувствуете удовлетворение прилежного родителя, который использует каждую возможность для расширения кругозора своего отпрыска.

Планируем радость

В разговоре с ребенком обязательно стройте планы. На ближайшую перспективу: вечер текущего дня, завтрашний день и выходные – и на дальнюю: лето (когда можно будет покачаться на качелях, не рискуя примерзнуть к сиденью) или зиму (когда папа покажет класс в строительстве снежной крепости). Если вы или ребенок находитесь в не лучшем расположении духа, обсуждение грядущих приятных событий поможет вам вспомнить, что все еще обязательно будет хорошо.

Список успехов

Отличный ход – перечислить, чему научился малыш, например за прошедший месяц. Завязывать шнурки, метко бросать снежки в стену, рисовать мелком буквы на асфальте, смазывать сметаной блинчик, не капая на стол, смешно подражать попугаю. Для ребенка список его успехов – чрезвычайно радостная тема, для родителей – тем более.

Правила взрослого собеседника

В разговорах с детьми надо соблюдать несложные рекомендации.

Во-первых, все вопросы, которые вы задаете, должны быть предельно конкретными. Потому что, если вы спрашиваете: "Понравился тебе утренник?",то в ответ, скорее всего, получите односложное "да" или "нет". А вот рассказать подробнее, почему "да" или "нет", маленькому человеку бывает сложно. Так что лучше спросить: "А кто был волком?", "А какой бант был у Кати?" Вспоминая подробности, ребенок расскажет вам много интересного и юмористического.

Во-вторых, никогда нельзя перебивать, даже извинившись! Ребенок – это вам не взрослый, вернуться к своей мысли он может не всегда, так что вы рискуете не услышать что-то крайне важное. Кроме того, говорить, когда тебя перебивают, неприятно, отрицательная эмоция может закрепиться, и вы как собеседник надолго потеряете доверие.

Конечно, как уже говорилось выше, мы все очень заняты – работой, домом, самими собой. Но найти двадцать минут в течение дня для приятного разговора со своим ребенком все-таки, наверное, сможем.

II. Практическая часть.

1. Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики, а поможет нам в этом презентация“Секреты веселого Язычка”

1. Упражнение “БЕГЕМОТИКИ”.

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти. Описание упражнения: голова держится прямо, открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета “пять”, потом закрыть рот.

2. Упражнение “УЛЫБОЧКА”

Чтобы научиться красиво говорить, надо научить свои губы хорошо работать. И знаете, что здесь главное? Улыбка. Больше улыбайтесь и учите улыбаться своих детей.

Рот до ушей,

Хоть завязочки пришей. Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета “пять”, затем вернуть губы в исходное положение.

3. Упражнение “ТРУБОЧКА”

Еще одно упражнение для губ. И секрет этого упражнения прост. Больше целуйте своих детей и учите их передавать через поцелуй свои чувства. Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета “пять”, вернуться в исходное положение.

4. Упражнение “ЛОШАДКА”

Это упражнения для язычка. Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и “прыгал” только язык.

5. Упражнение-дразнилка “ИНДЮК”

Это упражнение для губ и мышц языка. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: была-была-была…

6. А, сейчас, мы научимся чередовать эти упражнения. Приготовились: бегемотики-улыбочка-трубочка-лошадка-индюк. бегемотики-улыбочка-трубочка-лошадка-индюк

2. Работа над интонацией

Мы с вами выполнили основные виды упражнений для развития мышц речевого аппарата.

Эти упражнения полезны не только детям, но и взрослым.

- Уважаемые родители, вы обратили внимание, что на утренниках одни дети выразительно читают стихи, другие не очень.

А все дело в интонации. Интонация – это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон. Интонация бывает разная. Например, испуганный человек громко кричит или вскрикивает, грустный человек говорит тихо, с печалью, у сердитого, злого человека мы можем услышать нотки угрозы в голосе. Именно эмоциональная речь взрослых служит для ребенка образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания.

- Я предлагаю Вам произнести стихи с заданной интонацией. Достаньте из конверта карточки (карточки лежат на столе). И начнем с карточки № 1.

Карточка № 1.

Прочитайте стихотворение, как “робот”. Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Карточка № 2.

Прочитайте стихотворение, как “новый русский”. Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плач:

Не утонет в речке мяч.

Карточка № 3

Прочитайте стихотворение, как “школьник, не выучивший урок” : Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Карточка № 4

Прочитайте стихотворение, как “сентиментальная дева” : Постой паровоз, не стучите колеса.

Кондуктор нажми на тормоза…

Я к маменьке родной с последним приветом,

Спешу показаться на глаза.

Карточка № 5.

Прочитайте стихотворение, как “дошкольник” : У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.

- Уважаемые родители! Вы, наверно, поняли, что над интонационной выразительностью нужно работать.

Дома попробуйте с детьми разучить стихи с разной интонацией. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания.

3. Скороговорки.

А сейчас мы поговорим о скороговорках.

Скороговорка – это своеобразный тренажер, а игровые задания – своего рода развлечения в кругу семьи. Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Перед вами скороговорка. Прочитаем ее “глазами”. Хорошо. Проговорим скороговорку беззвучно. Теперь шепотом. Вполголоса. Медленно, в полный голос. Быстро. Быстро-быстро.

1. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

2. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

3. Жили были три японца:

Як, Як Ци Драк, Як Ци Драк Ци Драк Ци Дроне,

Жили-были три японки:

Ципе, Ципе Дрипе, Ципе Дрипе Лимпопони,

Вот они переженились:

Як на Ципе, Як Ци Драк на Ципе Дрипе,

Як Ци Драк Ци Драк Ци Дроне на Ципе Дрипе Лимпопони.

Итак, вы сегодня познакомились с приемами работы по развитию речи, а именно: с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата, на формирование интонационной выразительности, по развитию дикции. Приемов по данной теме очень много, я вас познакомила с некоторыми из них. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Поговори со мною, мама! Задайте себе вопрос, когда вы в последний раз разговаривали со своим ребенком. “Вчера, только что”, — ответите вы себе. Но давайте задумаемся,.

Консультация для родителей «Поговори со мной, мама!» В последнее время все чаще встречаются мамы, которые говорят: «Ну, объясните причину, по которой мой ребенок не говорит, а ведь ему уже.

Консультация «Поговори со мною мама» Дорогие родители! Вы – первые и самые важные учителя вашего ребенка. Несмотря на свою занятость и нехватку времени должны с ответственностью.

Консультация «Поговори со мною, мама» «Поговори со мною, мама» Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью.

Практикум-семинар для родителей «Игра в жизни ребенка» Выступление старшего воспитателя на практикуме-семинаре для родителей. Старший воспитатель: Добрый вечер, всем присутствующим! Сегодня у.

Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка» .

Семинар-практикум для родителей «Игрушка — это серьезно» Здравствуйте уважаемые родители. Я рада приветствовать Вас на первом заседании «Школы материнства» в этом году. Я вас попрошу сесть удобнее.

Семинар-практикум для родителей «Путешествие в экологию» Семинар – практикум для родителей на тему: «Путешествие в экологию» Семинар — практикум «Путешествие в экологию» (Слайд 1) Цель: (Слайд.

Семинар-практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика» Семинар-практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика». Цель: обучение родителей методам развития мелкой моторики пальцев рук. Задачи:.

Семинар-практикум для родителей «Воспитываем добротой»Семинар-практикум для родителей «Воспитываем добротой» Цель: психолого – педагогическое просвещение родителей, мотивация к улучшению детско – родительских отношений. Задачи: 1. Помочь родителям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Поговори со мною, мама!»
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 20:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Поговори со мною, мама!»» (включая файлы) размещена пользователем елена медведева (УИ 941100) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД