Получи документы

Семинар-практикум для родителей «Психологические аспекты адаптации ребенка к условиям детского сада»

Оксана Литвинова
Семинар-практикум для родителей «Психологические аспекты адаптации ребенка к условиям детского сада»

-Добрый вечер, уважаемые родители!

Когда мы работаем на занятиях с детьми раннего возраста, то используем следующий прием: приветствуем друг друга хлопками, вот так (пример).

Предлагаю нам всем вместе поздороваться также (упр. "Приветствие")

Сегодня мы поговорим о психологической помощи ребенку в период адаптации к условиям детского сада. Что такое социальная адаптация?

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Психологические аспекты адаптации ребенка к условиям детского сада“» размещена в разделах

Любая адаптация – это сложный процесс приспособления организма к новым условиям существования.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: новые стены, обстановка, чужие люди- взрослые и дети.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением познавательной, речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида:

Тяжелая адаптация может длиться до 6 месяцев. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение дневного и ночного сна, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы, нарушения стула и мочеиспускания. Кроме того, малыш очень часто болеет - более 3х раз, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

Ребенок пребывает в крайне негативном эмоциональном состоянии (либо агрессивно-разрушительное поведение и сильный негодующий плач; либо уход в себя, состояние сильной подавленности и напряжения – отказ от всего).

Может возникнуть задержка речевого и психического развития.

Второй вид адаптации - средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго.

Отношение к сверстникам безразличное, речевая активность замедляется, избирательность в отношениях со взрослыми, общение только в определенных условиях. Болеет не более 2х раз.

Этот период может длиться до 3 месяцев.

Последний вид адаптации – легкая. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад.

Быстро восстанавливается аппетит, налаживается дневной и ночной сон (глубокий, спокойный, преобладает спокойное эмоциональное состояние, адекватное и активное поведение, свободно контактирует со взрослыми и детьми.

Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические "срывы" все же возможны. Длительность легкой адаптации до 2х недель.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Рассмотрим следующие факторы:

Возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту дети становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

От степени развития интеллектуальной сферы, а именно познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Рассмотрим нормативы раннего возраста 2-3 года (демонстрация игр и упражнений):

• Ведущий психический процесс данного возраста - восприятие. Ребенок воспринимает окружающие предметы через соотнесение их по цвету, форме и величине. Знает и называет понятия «большой-маленький», собирает с учетом величины пирамидку из 5 колец, 3-х составную матрешку, соотносит и называет 4 основных цвета (красный, зеленый, желтый, синий, 3-4 формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).

• Процессы внимания, в основном, носят непроизвольный характер. Ребенок обращает внимание на яркие предметы, звуки. Занимаясь увлекательным делом, ребенок способен удерживать внимание в течение 10-15 мин. В игре «Что изменилось? Сделай, как было!» способен с первого раза расставить заданные игрушки на свои места.

• Различают слуховую и зрительную память. Ребенок может запомнить 3-4 картинки с первого предъявления. Определяет недостающую игрушку из 4х в игре «Чего не стало?». Быстро запоминает небольшие песенки-потешки, простые четверостишия (Стихи А. Барто).

• В раннем возрасте формируется наглядно-действенное мышление. Ребенок зрительно соотносит и вставляет фигурки в пазлы без силовых проб: «Вкладыши», «Почтовый ящик»; собирает разрезную картинку из 3 частей, определяет «Парную картинку». Может конструировать по образцу из 5 палочек.

Характер адаптации также зависит от сформированности эмоционально-волевой и социально-психологической сферы.

А именно, выбор благоприятного для ребенка стиля семейного воспитания.

Если ваш стиль воспитания гиперопека и выполняете любой каприз вашего ребенка, то у него не формируется самостоятельность, ответственность и навыки самообслуживания.

Если ваш стиль попустительский, и ребенок привык к тому, что в течение дня предоставлен самому себе, то в дальнейшем могут возникнуть сложности с умением подчиняться требованиям взрослых.

Поэтому в рамках демократического стиля воспитания, на собственном положительном примере, взрослые должны систематически обучать ребенка, играть, общаться, трудиться. Быть рядом с ребенком и активно участвовать в его жизни.

Наличие опыта общения со сверстниками и взрослыми - важный фактор успешной адаптации.

Для приобретения навыков общения необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения.

Например, посещение детских игровых площадок, посещение родственников, знакомых, театральных представлений, участвовать в праздничных мероприятиях.

Когда у ребенка ограничен опыт общения со сверстниками, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех.

Чем более узок круг общения со взрослыми до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем.

Сформированность предметной и игровой деятельности.

Для успешной адаптации у ребенка должны быть сформированы навыки игровой деятельности. У ребенка в период 2-3 лет происходит переход от предметной деятельности к игровой, когда игрушки становятся частью игры, а не предметами для перекладывания с места на место. Для мальчиков характерны игры- «Стройка», «Технопарк», для девочек – «Чаепитие у Куклы Маши», «Дочки-матери», «Больница» и т. д. В данном возрасте появляется- "игра рядом", "игры в паре".

Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, различными игровыми заданиями, игрой. Привлечь к продуктивным видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации.

Но если ребенок не умеет занять себя игрушкой, игрой. Не умеет держать карандаш, не умеет пользоваться красками, пластилином – все это может осложнить процессы адаптации.

Поэтому больше уделяйте в свободное, вечернее время совместной игровой деятельности с ребенком.

Чтобы избежать подобных осложнений, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно необходимо соблюдать следующие правила- техники «Позитивного расставания» (рассмотреть на примерах из жизни, из опыта родителей и педагога):

Обеспечьте малышу эмоциональную стабильность утром и вечером - собственным примером: хорошим настроением, доброжелательностью.

Выберите в семье гаранта позитивного расставания. Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка.

Позвольте малышу взять в детский сад эмоциональный якорь. Приготовьте вместе с ребёнком "Радостную коробочку" – «Волшебный мешочек» - «Чудо сундучок» - «Мини-фотоальбом», с которым он отправится в детский сад: положите туда небольшие игрушки, вырезки из журналов, мини-открытки, - пусть это будет частичка дома и тепла рук мамы.

С ребенком обязательно надо попрощаться, но помните о золотой середине. Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро.

Разработайте ритуал прощания. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, ритуалов и малышу будет проще отпускать Вас.

"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, «уходя, мама всегда»:

- на три минутки берет малыша на руки;

- целует и говорит, куда уходит и когда придет;

- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;

- уходит.

Найдите «прощальное окошко», откуда можно выглянуть и помахать рукой.

Запаситесь терпением, и детский сад будет привычным и уютным миром для малыша!

Публикации по теме:

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!» Проект Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!» «От пятилетнего ребенка до меня только.

Учёт индивидуальных особенностей ребенка при адаптации к условиям детского сада Адаптация ребёнка к условиям детского учреждения Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые.

Игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня,.

Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада «У нас в гостях котенок» Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада Цель: - развитие коммуникативных навыков общения.

Консультация для родителей первой младшей группы «Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада» Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада. С самого начала существования детских дошкольных учреждений стоит проблема адаптации.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка 3–4 лет к условиям детского сада» Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся.

Проект «Музыкальные занятия в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада» Автор проекта: Усольцева Надежда Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №15 «Жар-птица» Вид проекта: Информационно-творческий;.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №38» Проект по адаптации детей раннего.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Совместная деятельность детей и родителей в период адаптации к условиям детского сада «В гости к бабушке Арине»Совместная деятельность детей и родителей в период адаптации к условиям детского сада «В гости к бабушке Арине» Совместная деятельность детей и родителей в период адаптации к условиям детского сада «В гости к бабушке Арине» Участники: дети второй младшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Психологические аспекты адаптации ребенка к условиям детского сада»
Опубликовано: 21 октября 2018 в 15:00
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД