Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей «Ранняя профориентация» с использованием ИРС «Навигатум в мире профессий»

Ирина Александровна Павлова
Семинар-практикум для родителей «Ранняя профориентация» с использованием ИРС «Навигатум в мире профессий»

Семинар – практикум для родителей

«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации «Использование ИРС «Навигатум в мире профессий»

Подготовительная группа «Звёздочки»

Павлова Ирина Александровна.

Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки родителей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи:

1. определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Ранняя профориентация“ с использованием ИРС „Навигатум в мире профессий“» размещена в разделах

2. изучить содержание профориентационной работы в ДОО, соответствие педагогических задач в старшей группе

3. познакомить родителей с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации. (Знакомство с ИРС «Навигатум в мире профессий».)

Подготовка к семинару :

1. Анкетирование родителей «Что мы знаем о профориентации дошкольников (Приложение 1)

2. Анализ ППРС по организации профориентационной работы со старшими дошкольниками (Приложение 2).Памятка для родителей.

3. Методические рекомендации родителям (Приложение 3).Памятка

4. Знакомство родителей с Картой «Взросляндия», с профисказками.

Ход семинара - практикума :

1. Теоретическая часть (воспитатель)

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т. п.).

Мы, взрослые, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным отраслям и профессиям в этих отраслях. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.

Мною было проведено анкетирование с целью определения места профориентационной работы в дошкольной образовательной организации. В результате данного анкетирования были выявлены следующие проблемы:

- 30% родителей считают проведение ранней профориентационной работы не актуальной;

- 15% недостаточно чётко определили задачи профориентационной работы с дошкольниками в соответствии с возрастной группой;

- 13% родители затрудняются с выбором форм и методов проведения данной работы.

Общая картина говорит о следующем: в настоящее существует проблема ранней профориентации детей; потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере; не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность взрослых с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации

представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

«Мозговой штурм» определил основные направления развития ППРС, способствующей освоению знаний и становлению устойчивого интереса дошкольников к различным профессиям.

-игровые центры;

-дидактические игры;

-настольно – печатные игры;

-сюжетно – ролевые игры;

-демонстрационный материал

ИРС «Навигатум в мире профессий»(книга профисказок, Профисказки,карта «Взросляндия»,ламинированные карточки, иллюстрации к сказкам, мультфильмы)

2. Практическая часть

Во второй части семинара родители приняли участие в «Игротеке», в ходе которой обобщили и расширили представления о формах и методах активизирующих познавательный интерес ребёнка-дошкольника. Родителям было предложено поделиться на команды. Обеим командам предлагались задания. В конце игротеки подводились итоги.

*1. Игра "Самая, самая профессия"

Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная», «детская», «серьёзная», «общительная», «высотная», «сильная», «красивая», «заботливая», «быстрая», «глубокая», «ответственная», «интересная».

*2. Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву…»

Задача участников: назвать как можно больше профессий, на заданную букву.

Условия игры: команды называют по одной профессии, друг за другом, не повторяясь. Выигрывают та команда, которая придумала больше профессий.

*3. Конкурс «Закончи пословицу»

Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку и получает две минуты на выполнение задания.

Задача команды: прочитать начало пословицы и сформулировать (додумать) её окончание.

«Какой мастер - ….» (такова и работа)

«Тяжко тому жить… (кто от работы бежит)

«Словами туда и сюда… (а делами – никуда)

«Труд кормит, … (а лень – портит)

«Кто любит трудиться, …. (тому без дела не сидится)

«Красна птица оперением,. (а человек – рукоделием)

Конкурс «Устами младенца»

Задача команды: определить профессию, по детскому описанию. Условия конкурса: транслируются по одному для каждой команды. Команда даёт ответ без подготовки. Если команда даёт неправильный ответ, то шанс ответа переходит к соперникам.

*4. Конкурс – Работа с картой «Взросляндия»

Задача команды: Найти на карте, назвать отрасль и профессии в ней.

рассказать о профессии по следующей схеме : назва,0ние профессии – место работы –условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда (иначе говоря – составить рассказ в определённой последовательности).

Условия конкурса: На выполнение задания командам даётся 4 минуты, затем выслушиваются полученные рассказы.

*5 Работа с мультфильмом «Навигатум в мире профессий»

Задание ;команды смотрят мультфильм после просмотра записывают на листе бумаги профессии которые они запомнили. Выигрывает та команда, у которой будет больше записано профессий.

Подведение итога игры.

Раздать родителям памятки.

1 «Предметно развивающая среда»

2.«Задачи ранней профориентации»

.

Приложение 1

Анкета для педагогов

«Что мы знаем о профориентации дошкольников

1. Что такое профессиональная ориентация?

___

2. Что входит в понятие профессиональная ориентация дошкольников?

___

3. Какое место занимает профориентационная работа с дошкольниками в вашей возрастной группе?

___

4. Через какие формы работы с дошкольниками осуществляется ранняя профориентация?___

5. Какие современные образовательные технологии наиболее применимы для ознакомления дошкольников с профессией? ___

6. Выберите из предложенного списка задачи профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста:

-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

-учить сравнивать профессии;

-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий;

-систематизировать знания о труде людей в разное время года;

7. Какие традиционные методы обучения и воспитания при ознакомлении детей с трудом взрослых можно применять:

- беседы с использованием игровых персонажей и наглядности;

- чтение детской художественной литературы;

- наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий;

-рассматривание картин и иллюстраций;

- опыт хозяйственно-бытового труда;

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- игровые ситуации.

8. Какие парциальные образовательные программы дошкольного образования профориентационной работы с дошкольниками вам известны?

___

Приложение 2

Памятка «Предметно развивающая среда»

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации

подразумевает:

-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

-подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);

- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

- выпуск настенной газеты, посвящ нной профессиям взрослых;

- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

- материалы для сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игры

Деревянная головоломка-пазл «Профессии» для детей от 2-х лет.

Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.

Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.

Развивающая настольная игра – пазл «Профессии» для детей от 3-х лет.

Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии» для детей от 3-х лет.

Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.

Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет.

Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет.

Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет.

Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!» для детей от 5-ти лет. Настольная экономическая игра «Золотая рыбка» для детей от 5-ти лет.

Сюжетно – ролевые игры

«Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека», «Магазин», «Почта», «Больница», «Мастерская», «Парикмахерская».

Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов

для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр

Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк».

Конструктор.

Куклы крупные и средние (девочки и мальчики).

Кукольные коляски, соразмерные куклам.

Комплект постельных принадлежностей для кукол.

Кукольные стол, стул, кровать, диванчик.

Кукольные кухонный шкафчик и плита.

Набор чайной посуды.

Набор кухонной посуды.

Набор продуктов (объ мные муляжи).

Весы.

Касса.

Игрушечные деньги.

Сумки, корзины, рюкзачки.

Белая шапочка, белая косынка, белый халат.

Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель).

Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расч ска, фен).

Светофор.

Гараж.

Руль автомобильный.

Грузовые машины. Спецмашины («Скорая помощь», пожарная).

Полицейский набор.

Набор «Железная дорога».

Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самол т, ракета).

Фуражка / бескозырка.

Штурвал на подставке.

Бинокль (подзорная труба).

Машины общественного транспорта.

Машины – строительная техника.

Каска строительная.

Набор инструментов.

Домашние и дикие животные и птицы.

Телефон.

Набор бытовой техники.

Набор музыкальных инструментов.

Приложение 3

Памятка «Задачи ранней профориентации»

Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста

Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Задачи работы:

-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

-развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Задачи работы:

-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение

потребностей человека и общества;

-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

-формировать первичные представления о мотивах труда людей;

-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

-учить сравнивать профессии;

-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

-знакомить с наиболее распростран нными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

-систематизировать знания о труде людей в разное время года;

-знакомить с трудом людей творческих профессий : художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

-расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

-расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –помощниках человека;

-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- называет профессии разных сфер экономики;

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Публикации по теме:

«Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.

Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования»Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования» Разработка новых программ и методик обучения - актуальная задача психолого - педагогической науки и практики обучения детей. Развитие познавательной.

«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности Семинар - практикум в старшей группе компенсирующей направленности «Пчелки» на тему «В мире звуков и слов» Цель: повысить компетентность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Ранняя профориентация» с использованием ИРС «Навигатум в мире профессий»
Опубликовано: 31 января 2021 в 09:08
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД