Юлия Каштанова Доценко
Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Мы будущие первоклассники»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга
"Мы будущие первоклассники"
Старший воспитатель: Павлюк Евгения Мифодиевна
Психолог: Каштанова Юлия Михайловна
Логопед: Званцева Ирина Анатольевна
Цель:
- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.
Публикация «Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга „Мы будущие первоклассники“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» февраль 2024
- Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.
Задачи:
• Повышение родительской компетентности по вопросам психологической готовности к школе
• Развитие коммуникативных умений родителей
• Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.
• Расширение возможностей понимания своего ребенка.
• Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны
• Показать родителям как помочь своему ребенку освоить основы обучения грамоте.
• Как развивать дома логическое мышление ребенка, слуховое восприятие.
Ход семинара:
Ведущий.
Добрый вечер! Мы рады вас видеть на сегодняшней встрече! Сегодня мы вновь собрались для того, чтобы поговорить о том, что ждет вас в недалеком будущем. О школе, о подготовке к школе.
Наш план работы: 1. «Портрет первоклассника», проводит Старший воспитатель.
2. «Психологические приемы подготовки ребенка к школе», проводит Педагог-психолог.
3. «Речевая готовность ребенка к школе», проводит учитель-логопед
4. Тест "Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?", проводит педагог-психолог.
«Портрет первоклассника». Проводит старший воспитатель.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады встрече с вами. Сегодня мы с
Вами поговорим о готовности воспитанников к школьному обучению. Вначале хотелось бы вас ознакомить с понятием "психологическая готовность к школе". Готовность ребенка к школе определяется его психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у воспитанников не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства и поддержки со стороны родителей. Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям: взрослые должны руководить, поощрять, организовывать игру, посильный труд ребенка. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок встретится в школе. Дошкольник, играя - учится планировать свои действия, и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности. Роль родителей в подготовке к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей.
Дошкольный возраст – замечательный период, когда развиваются мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить и изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – игре, рисовании, конструировании. Отговорки тогда, когда говорят, что дети играют только в раннем возрасте. Игровая форма может работать только тогда, когда дети умеют играть. Игра – это сложная и тонкая деятельность. Суть дела в том, что некоторые родители не придают игре должного значения, считают потерей времени. Взрослому трудно играть – надо придумывать, изобретать, прыгать, двигаться. Гораздо проще посадить за стол и сказать: "Вот это круг, это квадрат». Если ребенок не умеет играть, у него менее слабо будут развиты сознание и произвольность. Предлагая данные упражнения, мы бы хотели оказать посильную помощь не тальков подготовке ребенка к школе, но прежде всего, в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его воспитании. Главное помните: дети развиваются не одинаково, часто уровень достижений в будущем зависит от того, как ребенок смог научиться считать, читать и писать. Главное это совместная деятельность с вашим ребенком должна быть постоянной и целенаправленной, реализуемая через игровую деятельность.
Что же такое готовность к школе? Давайте вместе попробуем ответить на этот вопрос.
Назовите качества и навыки, которыми, по вашему мнению, должен обладать «образцовый первоклассник"?
Перечисление качеств родителями
А сейчас назовите качества и навыки, которыми - вашему мнению должен обладать «реальный первоклассник" переступая порог школы?
Обсуждение портретов первоклассника.
ИТОГ: главное это развитие определенных качеств:
1. умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;
2. умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения
поставленной задачи;
3. умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты
деятельности.
Несколько практических советов для проведения совместных игр. упражнений сегодня вам продемонстрируют наши специалисты детского сада: педагог- психолог – Доценко Ю. М. т учитель – логопед Званцева И. А.
2. «Психологические приемы подготовки ребенка к школе»
Проводит Педагог-психолог
Уважаемые родители наши занятия с вами мы начнем с одного из интересных моментов, который вы можете использовать в своих семейных посиделках с гостями и детьми.
«Приветствие». Каждому участнику, предлагается, передавая мяч, сказать свое имя и назвать транспорт, на котором он приехал. Транспорт должен начинаться с буквы вашего имени. ( Например: меня зовут Таня, я приехала на трамвае)
Теперь я предлагаю Вам выполнить наши задания, которые позволят определить степень вашего беспокойства в связи с тем, что вы находитесь на пороге школьного обучения.
Упражнение "цвет - движение"
Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте.
Инструкция: Называются цвета в разброс, за каждым цветом закреплено определенное движение, которое надо выполнить.
Красный - руки вверх;
Зеленый – присесть;
Синий – хлопки по коленаям;
Желтый – подпрыгнуть;
- Возникли ли у вас трудности? Почему? (Ответы родителей)
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей)
Обычно, когда говорят о готовности к школе, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения программы без ущерба для его здоровья.
Психологическая готовность содержит в себе следующие компоненты:
• интеллектуальная
• мотивационная готовность
• волевая
• коммуникативная
• развитие мелкой моторики руки
Интеллектуальная готовность предполагает развитость основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления (ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнить их, видеть сходное и отличное, он должен научиться рассуждать, делать выводы).
Мотивационная готовность предполагает у ребенка желание принять новую социальную роль – роль ученика. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью – учёбой.
Волевая готовность предполагает, что ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определённые усилия, оценить результат своего усилия, а также уметь слушать и выполнять указания взрослого.
Коммуникативная готовность предполагает потребность ребёнка в общении, витом числе в общении с взрослым на новом уровне, умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться. Развитие мелкой моторики рук означает форсированность навыков пальцев рук осуществлению графических и механических операций, таких как лепка, рисование, письмо.
Задание для родителей «Проблемные ситуации».
• Вы купили новую игру (головоломку, пазлы или др.). После неудачи ребенок бросает игру, говорит, что она неинтересная. Ваши действия?
• Ваш ребенок в подготовительной группе (6-7 лет) внезапно заявил, что не хочет идти в школу. Ваши отношения к этому?
• Ребенок не выполняет трудовые поручения.
• Ребенок не доводит дело до конца.
Вот фразы, которые довольно часто употребляют родители. Какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики?
• “ Вот пойдешь в школу, там тебе. Ты, наверное, будешь двоечником”
• “ Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!”
• “Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно”
Игра с родителями “Разброс мнений”. Родители встают в круг, под музыку по кругу передается «чудесный мешочек», когда музыка перестает звучать, тот участник, у которого в руках мешочек, достает карточку с первыми словами предложения. Задача родителей закончить предложение.
• Мой ребенок любит играть.
• Мой ребенок мечтает о.
• Мой ребенок в школе.
• Я хочу, чтобы мой ребенок.
• Меня волнует в моем ребенке.
• Положительные черты характера моего ребенка – это.
• Мой ребенок в детском саду.
• Дома я своему ребенку читаю.
• Я думаю, мой ребенок в школе.
• Я рассказываю своему ребенку о школе.
• Любимая сказка моего ребенка.
• Меня радует в моем ребенке.
• В выходные дни я с ребенком.
• Я запрещаю своему ребенку.
• Мой ребенок умеет хорошо.
• С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок.
• Мой ребенок любит больше всего.
• Мой ребенок не умеет.
• Любимая игрушка моего ребенка.
• Дома мы играем.
• Игры могут научить детей.
• Мне кажется, что моему ребенку.
• Я считаю, что игра.
• Любимая игра моего ребенка.
• Ребенку для игры нужно.
• Мой ребенок боится.
• Мой ребенок любит.
• Я со своим ребенком занимаюсь.
• Моему ребенку трудно.
Игровое упражнение «Инструкция». (Дефектолог)
Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать Вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Детям часто кажется, что окружающие люди не понимают их. Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять. У ведущего лист бумаги с заранее нарисованными фигурами. Задача ведущего в течение одной минуты дать четкие вербальные указания для воспроизведения каждым участником тренинга данного изображения. Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько человек присутствует на собрании. Обведите каждый 3-й кружочек. Зачеркните 10-й сначала и с конца. Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке». Усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков, заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й». Затем ведущий просит всех участников упражнения поднять листы с выполненным заданием; проходя по кругу, он сверяет изображения с эталоном. После выполнения упражнения родители обсуждают : точно ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инструкция? Каковы причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулирует точную и лаконичную инструкцию.
4. «Речевая готовность ребенка к школе», проводит учитель-логопед
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
• сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
• знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
• умение работать со схемой слова, разрезной азбукой
• владение навыками послогового чтения.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях. В результате родители понимают, что в обучении грамоте нет ничего сложного.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.
Речь бывает: устная и письменная.
Состоит наша речь из предложений.
Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогов.
Слоги состоят из звуков.
Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р’], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р].
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].
Всегда твё рдые звуки: [ж], [ш], [ц].
Звуки на письме обозначаем буквами.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)
Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.
Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
• написать букву в воздухе, на столе;
• выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
• вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
• вылепить из пластилина, теста;
• написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
• выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (малина).
Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Определяем последовательность звуков при помощи интонационного выделения каждого звука. ( Например: ммак, маак, макк)
Работы со схемой слова:
Марина
• определяем количество звуков в слове;
• называем звуки по - порядку;
• определяем количество слогов.
• произносим 1-й слог МА-
• какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
• какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
• произносим 2 слог? РИ
• какой звук в этом слоге1-й? (Р) Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)
• какой звук 2-й? (И) Какой это звук? (гласный)
• произносим 3 слог НА
• какой звук первый? (Н) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
• какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
• сколько в слове гласных звуков? Назовите их по - порядку;
• сколько согласных звуков;
• назвать первый звук, последний, третий;
• сколько в слове звуков? Сколько букв.
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается.
Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов (у каждого родителя картинка и набор букв и звуковых символов)
Деление слов на слоги.
Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов.
Сколько в слове гласных столько и слогов
Задание:
1. Подбор слов к схеме: схема из 2,3,4 слогов (сюжетная картина).
2. «Собери слово»
Карточки со слогами: –ма, -на, -ши (машина);-ре, -че, -ха, - па (черепаха)
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
Задание:
1. Составление предложений по опорной картине из 2, 3, 4, 5 слов.
2. Составление предложения по схеме (индивидуально). И наоборот составление графической схемы.
3. Работа с деформированными предложениями.
Рекомендации по обучению грамоте детей.
1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь.
2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.
3. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т. е. так, как звучит звук.
4. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим, пишем и читаем.
5. Максимальная продолжительность занятий для 6-7летних детей составляет 30-35 минут.
6. Хвалите ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.
7. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.
Вооруженные всеми этими знаниями и умениями вы без труда осилите дорогу к школе.
4 Тест "Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?", проводит педагог-психолог.
С. К. Нартова-Бочавер, Е. А. Мухортова. Скоро в школу! М., ТОО «ТП», 1998.
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой ребенок, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1. 2. 3. 4. 5.
1/ 2/ 3/ 4/ 5/
6/ 7/ 8/ 9/ 10/
11/ 12/ 13/ 14/ 15/
Результаты тестирования:
до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3крестика.
1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.
Обратная связь «Яблоня».
Уважаемые родители, подводя итоги нашего мероприятия, хотелось бы получить от вас обратную связь. Оценить уровень проведенного мероприятия по следующей схеме: перед вами лежат цветные яблочки для нашего дерева, с помощью которых нужно оценить нашу работу:
Красный цвет: Очень благодарен! Узнал (а) много новой информации, обязательно прислушаюсь к рекомендациям педагога
Желтый цвет: Все было интересно и познавательно!
Зеленый цвет: Я и так все знал (а).
В конце будет предложена информация для родителей первоклассников в буклетах.