Семинар-практикум для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем»

Коротаева Лидия Николаевна
Семинар-практикум для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем»

Цель: Ознакомление родителей с приемами развития мелкой моторики.

Задачи:

• довести до сведения родителей необходимость применения пальчиковых игр и упражнений для развития речевых навыков детей;

• показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики;

• научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей,

• повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития детей;

• показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью дошкольника;

Оборудование и материалы:

Магнитная доска, лист ватмана с нарисованным солнышком без лучиков, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, листы белой бумаги А4, прищепки, силуэты солнышка, ёжика, берёзки, счётные палочки, бумажный колпачок, магнитофон, наборы карандашей, гимнастические палки.

Ход семинара-практикума:

Логопед: Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада видеть вас сегодня на логопедическом практикуме! Сегодня я познакомлю вас с некоторыми пальчиковыми играми и упражнениями, которые вы можете использовать в работе с вашими детьми дома. Эти упражнения активизируют речевую деятельность, развивают память и мышление, пробуждают творческое воображение и внимание.

И наш практикум называется: «С пальчиками играем – развиваем речь». А играть мы будем вместе с детьми!

(Под музыку дети заходят в зал, становятся в круг.)

Логопед: Уважаемые родители, выходите, становитесь рядом со своими детьми.

Игра – знакомство «Передай колпачок»

Ход игры:

Логопед: Начнём наш практикум с необычного приветствия. Для этого нам понадобятся счётные палочки. Возьмите по одной палочке. Посмотрите, на мою счётную палочку надет колпачок. Я здороваюсь с соседом справа и передаю ему свой колпачок. Сосед справа снимает мой колпачок своей счётной палочкой (руками не помогаем, говорит своё приветствие и передаёт колпачок соседу справа и т. д. Итак, начинаем!

Колпачок наш по кругу гуляет,

Познакомиться нам помогает.

(Под тихую музыку дети и родители передают колпачок друг другу.)

Логопед: Колпачок вернулся ко мне, и мы с вами стали немного ближе друг другу. А теперь мы перейдём к выполнению упражнений, которые помогут нам в работе по устранению речевых нарушений у ваших детей.

Игра «Дружная семейка»

Логопед: Давайте разогреем наши пальчики. Все слова и движения повторяйте вместе со мной.

Читает логопед Выполняют дети и родители

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того, чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, избалованный он самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал. Поочередно массировать названные пальцы правой и левой руки.

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять

И движенья выполнять: Каждый палец на обеих руках поочередно соединяем с большим пальцем.

Мы рога козы покажем

И про зайку не забудем.

Вот колечки, а вот цепь,

Ты успей собрать скорей.

Выполняем движения по тексту.

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить! Каждый палец на обеих руках поочередно соединяем с большим пальцем.

Пальчиковые игры.

Логопед: Давайте узнаем, в какие же игры можно поиграть с пальчиками. Для этого займите места за столами. (Дети и родители усаживаются за столы.)

- Первое упражнение называется «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

- Следующее упражнение «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

- Упражнение «Белка»

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть мизинец.)

Воробью,

(Разогнуть безымянный палец.)

Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

Заиньке усатому.

(Разогнуть указательный палец.)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть большой палец.)

Вот так!

(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

Логопед: А теперь растягиваем пальчики. Упражнение «Крючочки».

Вот сцепились два крючочка,

Есть теперь у нас цепочка.

Будем мы её тянуть.

Чтоб крючочки разогнуть.

Цепляем по очереди указательные пальцы, затем средние и т. д. в замок и тянем в разные стороны, меняя руки местами.

Игры с карандашами.

Логопед: Для развития мелкой моторики мы можем использовать любые предметы. Например, карандаши.

Упражнение «Согреем ладошки»

Растираем карандаш между ладонями, как бы разогревая их. Движения вначале медленные, а затем темп ускоряется.

Карандаш в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

Упражнение «Перехваты»

Берём большой трёхгранный карандаш большим и указательным пальцами. Без помощи другой руки перехватываем его большим и средним пальцами большим и безымянным, большим и мизинцем. Карандаш держим вертикально. Упражнение выполняем в двух направлениях (вверх, вниз). Вначале одной рукой, затем другой, затем двумя руками одновременно.

Пальчики не отдыхают,

Карандаш перебирают.

Упражнение «Буду правильно писать»

На толстый трёхгранный карандаш положить большой, указательный и средний пальцы, каждый на свою грань. Отрывая по очереди пальцы, постучать по граням карандаша.

Учусь я карандаш держать,

Чтоб буквы правильно писать.

Упражнение «Крючки»

Берём карандаш и перехватываем его указательными пальцами левой и правой руки, как крючками.

Словно ловкими жучками,

Пальчиками, как крючками,

Перехватим карандаш.

Упражнение «Ходули»

Зажать два карандаша пальцами одной руки и шагать по воображаемым дорожкам и кочкам.

Человечек не скучает,

По дорожке он шагает.

Он к болоту подошёл

И по кочкам всё прошёл.

Игры с прищепками

Логопед: Также для развития наших пальчиков хорошо подойдут игры с предметами, которые всегда найдутся в вашем доме, например, с прищепками. Перед вами лежат предметы с недостающими элементами. Добавим на солнышко лучики, на деревья – листочки, ёжику – иголочки.

Игры со счётными палочками.

Логопед. На ваших столах вы видите ещё одни хорошо знакомые предметы – счётные палочки. С ними тоже можно организовать интересные игры.

Упражнение: «Собираем брёвнышки»

Необходимо поднять со стола счётные палочки, зажав их большим пальцем и мизинцем. Упражнение выполняется одной рукой, затем другой, затем двумя руками одновременно.

Братья помогают папе.

Старший братец и меньшой

Поднимают груз большой.

А теперь соберём и удержим как можно больше палочек одной рукой.

Грузовик привёз дрова,

Соберём их до утра.

Упражнение: «Выложи картинку».

Логопед: С помощью счётных палочек выложите любую из предложенных здесь фигур или придумайте свою. Можно использовать данное упражнение в процессе автоматизации звуков. Кладём палочку, произносим слог, слово с заданным звуком, затем называем какой предмет получился (ра-ке-та)

А дети в это время все вместе попробуют выложить ёлочку из гимнастических палок.

Игра «Художники»

Логопед: Мы свами потренировали наши пальчики, они стали ловкими и умелыми. Теперь мы сможем крепко и правильно держать карандаши: и правой и левой рукой. Попробуйте нарисовать предложенные фигурки одновременно обеими руками. Посмотрим, что у нас получится!

Совместная аппликация «Солнышко»

Логопед: Вам понравились наши игры? У всех хорошее настроение? Давайте сохраним его надолго. Посмотрите, у меня нарисовано солнышко. Только у него не хватает лучиков. А лучики нашему солнышку мы сделаем из наших ладошек. Каждый взрослый пусть обведет карандашом ладонь ребенка на цветной бумаге, а ваш малыш пусть сделает то же самое с ладонью мамы. Подпишите свои ладошки, вырежьте и приклейте к солнышку.

Под музыку дети и родители начинают работу

Логопед: За окном пусть метут метели, крепчает мороз, а наше солнышко будет согревать ваших детишек, ведь в каждом лучике есть частичка вашей доброй души.

Подведение итогов

Логопед: Ну, вот и закончилось наше совместное занятие! В эти игры вы можете играть дома со всей семьёй! Через игру можно лучше понять ребёнка, помочь ему преодолеть имеющиеся проблемы в моторной сфере, в речевом развитии. А самое главное – эти игры помогут Вам стать ближе друг другу.

На память о нашей встрече я предлагаю вам небольшие буклеты, которые помогут вам вспомнить материал сегодняшнего практикума.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем»Фотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Игра-практикум «Вместе играем с пальчиками и развиваем речь» Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение.

Играем с пальчиками, развиваем речь Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 5 лет Дорогие читатели.

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» Исследователями института физиологии детей и подростков АПН установлено,.

Консультация для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются игры с пальчиками. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют.

Консультация для родителей «С пальчиками играем-речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Презентация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь» В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована.

Проект «Пальчиками играем, речь развиваем!» (первый год обучения) Слайд 1 «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед». Это мудрое изречение может быть подтверждением того, что нововведения.

Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь» Цель: • Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка; • Заинтересовать проблемой. Участники: родители и воспитатель.

Семинар-практикум «Играем пальчиками — развиваем речь» для первой младшей группыСеминар-практикум «Играем пальчиками — развиваем речь» для первой младшей группы С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В группах.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 16:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Фотозарисовка. «Осень золотая в гости к нам пришла» в старшей группе
Листья золотые падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим...
Фотоотчёт о занятии «Ветка рябины» в средней группе
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие". Виды детской деятельности:...
Познавательное длительное наблюдение «Орешник» с детьми подготовительной группы
Задачи: - расширять знания детей о многообразии растительного мира своего края; - развивать познавательный интерес к миру Природы; - воспитывать...