Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей совместно с детьми по использованию дидактических игр для развития речи

Анна Рожкова
Семинар-практикум для родителей совместно с детьми по использованию дидактических игр для развития речи

Цель: развитие компетентности родителей в использовании дидактических игр для развития речи ребенка в семье.

Задачи:

1. Расширить представления родителей о роли словесных (речевых) дидактических игр в развитии речи детей.

Публикация «Семинар-практикум для родителей совместно с детьми по использованию дидактических игр для развития речи» размещена в разделах

2. Формировать практические умения родителей по проведению речевых игр с ребенком в семье.

3. Гармонизация детско-родительских отношений средствами совместных речевых игр.

Оборудование и материалы

• Места для родителей и детей лучше всего посадить детей за столы, а родителей вдоль стены отдельно от детей).

•3 стульчика посредине комнаты для показа игр с мячом.

• 3 мяча для детей для показа игр.

• Ковер на полу, чтобы дети катали мяч друг другу.

• Лист бумаги А4 для рисования мяча + цветные карандаши (дети рисуют мяч, пока воспитатель делает сообщение для родителей).

• Стенд для выставки детских рисунков.

• Флажки красного и синего цветов на каждую пару (родитель+ребенок) для оценки: флажок красного – если игры понравились, синего – если не понравились.

Подготовительная работа.

1. Речевые игры с мячом с детьми (воспитатель репетирует эти игры для показа на семинаре-практикуме).

2. Задание для родителей : 3 родителей со своими детьми подготавливают для показа на семинаре-практикуме 3 игры (из брошюры для родителей) : Игра «Писатель» вариант 1 и вариант 2 и игра «Придумай слово».

План проведения семинара-практикума

1. Вступительное слово педагога.

2. Теоретическая часть.

• Сообщение педагога на тему «Роль дидактических игр в развитии речи детей 4-5 лет» (в это время дети рисуют мяч).

3. Практическая часть.

• Показ речевых игр с мячом (воспитатель+дети).

• Выступления родителей с детьми с показом игр (из брошюры для родителей).

• Раздача брошюр родителям.

4. Заключительная часть.

• Подведение итогов.

• Рефлексия.

Ход СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Воспитатель:

- Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Прошу занять свои места. Сегодня у нас необычная встреча. Мы будем говорить о развитии речи и играх, которые в этом помогают.

- Дети, вы хотите говорить правильно и красиво? ( Ответ детей: Да).

- А вы любите играть? ( Ответ детей: Да).

- Вот поэтому сегодня вы вместе с родителями узнаете, как игра помогает развивать речь.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель:

- Ребята, пока я делаю сообщение для ваших родителей, вы нарисуйте, пожалуйста, мяч. Красиво раскрасьте его цветными карандашами.

Дети рисуют мяч, пока воспитатель делает сообщение для родителей.

• Сообщение педагога на тему «Роль дидактических игр в развитии речи детей 4-5 лет».

Воспитатель:

- Я буду очень краткой и сообщу вам самое важное.

Каковы особенности речевого развития ребенка 4-5 лет?

1. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения.

2. Ребенок способен к диалогу и монологу.

Цель работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста: обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произношения, словаря, грамматического строя, связной речи).

В этом помогают дидактические – словесные, речевые – игры.

Дидактическая игра – это специально созданная игра, которая помогает решать образовательные задачи в игровой форме. Одновременно в такой игре происходит развитие мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.

Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать как индивидуально, так и в подгруппе детей.

Цель нашей встречи сегодня – показать вам, как можно использовать речевые игры для развития речи вашего ребенка.

Обращаю ваше внимание на то, что речевые игры имеют следующие достоинства:

1) они проводятся в паре (вы и ваш ребенок, а это общение с ребенком, которое он очень любит и ценит);

2) в них можно играть когда и где угодно: по дороге в детский сад и из детского сада, на остановке, когда вы ждете автобус, или когда вы ждете приема у врача, в поезде, на отдыхе и т. д. ;

3) они не требуют специальной подготовки и материалов. нужно только ваше желание поиграть с ребенком.

- А вот наши дети всегда готовы играть. Правда, ребята? Вы хотите поиграть? ( Ответ детей: Да).

Воспитатель:

- Давайте покажем вашим родителям, как вы умеете играть в речевые игры с мячом.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

• Показ речевых игр с мячом (воспитатель+дети).

Воспитатель:

- Прошу 3 детей (называет их имена) сесть на эти стульчики и взять мячи.

Дети садятся и берут мячи в руки.

Воспитатель:

- Покажем игру под названием «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук».

Я буду говорить слова и если в слове есть звук Р, то вы хлопаете ладошкой по мячу.

Воспитатель называет слова: Река, слон, Рука, чашка, моРковь, беРет, кошка, Ракушка.

Воспитатель:

- Молодцы!

ПРИМЕЧАНИЕ: для показа следующих игр можно оставить тех же троих детей, а можно каждый раз вызывать других детей, чтобы в показе игр участвовало как можно больше детей.

- А теперь играем в игру «Я знаю три названия животных». Сядьте на пол, на коврик. Нам нужен только 1 мяч. Вы будете катать его друг другу и называть по одному животному.

Дети перекатывают мяч друг другу и называют животных.

Воспитатель:

- Молодцы! Хорошо знаете названия животных!

- А теперь играем в игру «Я знаю три названия фруктов».

Дети перекатывают мяч друг другу и называют фрукты.

Воспитатель:

- Молодцы!

- А теперь играем в игру «Я знаю три названия профессий».

Дети перекатывают мяч друг другу и называют профессии.

Воспитатель:

- Дорогие родители, если вам понравилось, как играли дети, то поднимите красный флажок. А если что-то не понравилось, то синий флажок.

Родители выполняют.

Воспитатель:

- Посмотрите ребятки, как много красных флажков. Родителям очень понравилось, как вы умеете играть.

- Игры с мячами проходят весело, они развивают моторику, движения и речь детей.

• Выступления родителей с детьми с показом игр (из брошюры для родителей).

ПРИМЕЧАНИЕ: Эти выступления готовятся заранее, дав задание 3 родителям и детям потренироваться в проведении одной из речевых игр.

Воспитатель:

- А теперь попросим родителей показать, как они играют в речевые игры со своим ребенком.

1-ая пара (родитель и ребенок) показывают игру «Писатель. Вариант 1. Описание продукта питания, который может расти».

Методика показа: родитель и ребенок становятся в центре комнаты лицом к другим родителям и детям. Ребенок показывает зрителям картинку с предметом, который он загадал (например, морковь). Родитель начинает задавать вопросы, а ребенок на них отвечает:

Что это?

Где растёт?

Какой на вкус?

Какого цвета?

Какой формы?

Какой на ощупь?

Что из него готовят?

Родитель называет предмет – это морковь.

2-ая пара показывают игру «Писатель. Вариант. Описание посуды2».

Методика показа та же самая, что в варианте 1.

3-я пара показывают игру «Придумай слово»

Составление словосочетаний.

Взрослый говорит ребенку, что можно придумывать из одного слова другие слова, но очень на него похожие. Например, можно сказать бутылка из-под молока, а можно - молочная бутылка. Далее взрослый называет слова, а ребёнок пытается образовать от них новые конструкции.

Примерный лексический материал:

кисель из клюквы - клюквенный кисель;

суп из овощей - овощной суп;

переход для пешеходов - пешеходный переход;

шкаф для книг - книжный шкаф;

варенье из брусники - брусничное варенье;

ваза для сухарей – сухарница.

Оценивание игр.

Воспитатель просит родителей и детей (зрителей) выбрать флажок определенного цвета: красного – если игры понравились, синего – если не понравились.

• Раздача брошюр родителям.

Воспитатель:

- Сегодня я приготовила для вас брошюры «Дидактические игры для развития речи детей 4-5 лет для использования в семейном воспитании». Эти игры не надо специально готовить, для них не нужны никакие материалы и оборудование. В них можно играть с ребенком в любом месте.

4. Заключительная часть

Подведение итогов.

Воспитатель:

- Оцените нашу сегодняшнюю совместную работу : поднимите красный флажок – если вам понравилось или синий флажок – если не понравилось.

Свои отзывы о семинаре-практикуме вы можете записать в Книге отзывов (сегодня или завтра, когда приведете ребенка в детский сад).

( ПРИМЕЧАНИЕ: если кто-то из родителей поднимет синий флажок, то воспитатель говорит: «Я прошу вас задержаться после семинара и объяснить, что вам не понравилось).

Рефлексия

Воспитатель задает вопросы. Родители или дети отвечают на них:

Что полезного в играх на развитие речи детей?

Какая игра вам особенно понравилась?

Вы будете играть в эти игры?

Воспитатель:

Спасибо за участие в нашем семинаре!

Когда пойдете домой, то можете поиграть в одну из речевых игр, про которую вы узнали на нашей встрече.

Всего вам доброго!

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

для использования в семейном воспитании

Игра «Писатель»

Вариант 1

Описание продукта питания, который может расти.

Ребёнок загадываете и описывает любой выбранный им (овощ, фрукт, ягода, гриб) по плану.

Взрослый должен угадать этот предмет.

План описания:

Что это?

Где растёт?

Какой на вкус?

Какого цвета?

Какой формы?

Какой на ощупь?

Что из него готовят?

Потом взрослый и ребенок меняются ролями: взрослый описывает, ребенок угадывает.

Игра «Писатель»

Вариант 2

Описание посуды

Взрослый должен угадать этот предмет.

План описания:

Ребё нок описывает предмет посуды по плану:

Что это? ( назначение: столовая посуда, кухонная посуда, чайная посуда, столовые приборы).

Из каких частей состоит?

Какого цвета?

Какой формы?

Какого размера?

Из какого материала изготовлено?

В какое время суток используют?

Потом взрослый и ребенок меняются ролями: взрослый описывает, ребенок угадывает.

Игра «Писатель»

Вариант 3

Описание мебели

Ребенок описывает предмет мебели по плану. Взрослый должен угадать этот предмет.

План описания:

Что это? ( назначение: мебель для кухни, гостиной, спальни, детской комнаты).

Из каких частей состоит?

Из какого материала сделано?

Какого цвета?

Какой формы

Как используется в хозяйстве?

Потом взрослый и ребенок меняются ролями: взрослый описывает, ребенок угадывает.

Игра «Писатель»

Вариант 4

Описание одежды или головного убора

Ребенок описывает предмет мебели по плану. Взрослый должен угадать этот предмет.

План описания:

Что это? (одежда, головной убор).

Из каких частей состоит?

Какого цвета?

В какое время года носят?

Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

Потом взрослый и ребенок меняются ролями: взрослый описывает, ребенок угадывает.

Игра «Кого я видел в зоопарке?»

Ребёнок описывает по плану животное не называя его.

План рассказа:

Кто это?

Какие части тела у него есть?

Домашнее или дикое животное? Если дикое, то где живет? (север, юг, средняя полоса).

Как называется его дом?

Чем питается? (травоядное или хищное).

Как называют детенышей?

Как животное подает голос?

Какую пользу приносит?

Взрослый должен отгадать, о ком он говорит.

Игра «Кто прилетел к кормушке?»

Ребёнок описывает по плану птицу, взрослый догадывается, о ком едет речь.

План рассказа:

Кто это?

Какие части тела у неё есть?

Домашняя или дикая эта птица? (Если дикая, то зимующая или перелетная; живет на севере, на юге или в средней полосе).

Как называется её дом?

Чем питается?

Как называют детенышей?

Как подает голос?

Какую пользу приносит?

Игра «Придумай слово»

Составление словосочетаний

Взрослый говорит ребенку, что можно придумывать из одного слова другие слова, но очень на него похожие. Например, можно сказать бутылка из-под молока, а можно - молочная бутылка. Далее взрослый называет слова, а ребёнок пытается образовать от них новые конструкции.

Примерный лексический материал:

кисель из клюквы - клюквенный кисель;

суп из овощей - овощной суп;

переход для пешеходов - пешеходный переход;

шкаф для книг - книжный шкаф;

варенье из брусники - брусничное варенье;

ваза для сухарей – сухарница.

Игра «Дом-домище»

Умение подбирать однокоренные слова

Взрослый: Я назову слово, а ты назовешь другое слово и объяснишь, как моё слово стало звучать (ласково, грубо, пренебрежительно и т. д.)

Примерный лексический материал:

Рука- ручка - ручище (большая рука).

Дом - домик- домище (огромный дом).

Берёза- берёзка- берёзонька.

Книга- книжечка- книжонка.

Примечание:

Для таких игр используются названия предметов, животных: стол- столик; лопата- лопатка; лист- листочек; волк- волчок - волчишко - волчище; собака- собачка.

Игра «Объясни, почему так называется»

Взрослый называет одно слово, а ребенок объясняет, почему человека так называют (по роду его занятия).

Примерный лексический материал:

Рыболов (рыбу ловит); Листопад (листья падают); Пчеловод (пчёл разводит); Ледоход (лёд ходит, идёт); Землекоп (землю копает); Самокат (сам катается); Пешеход (ходит пешком); Вездеход (везде ходит); Ледокол (колет лёд); Самосвал (сам сваливает); Лесоруб (лес рубит); Паровоз (возит с помощью пара); Трубочист (трубы чистит); Самолёт (сам летает).

Игра «Кто что делает»

На подбор глаголов-антонимов (слов с противоположным значением).

Взрослый называет глагол с приставкой, а ребенок – глагол с приставкой, обозначающей обратное действие.

Примерный лексический материал:

Входит- выходит

Влетает- вылетает

Въезжает- выезжает

Прибегает- убегает

Прилетает- улетает

Приходит- уходит

Насыпает- высыпает

Подходит- отходит

Подлетает- отлетает

Подъезжает- отъезжает

Подплывает- отплывает

Закрывает- открывает

Наливает- выливает

Приносит- уносит.

Игра «Добавь слово»

Взрослый называет существительное с предлогом, а ребенок добавляет подходящее по смыслу слово – глагол.

Примерный лексический материал:

В клетку. .(влетает)

Из клетки. (вылетает)

Через дорогу. .(переходит)

От дерева. .(отходит)

К дому. .(подходит)

В стакан. (наливает)

На дерево. .(влезает)

С дерева. .(слезает).

Игра «Что этим можно делать?»

Цель: активизация в речи детей глаголов, обозначающих характерные действия, которые можно выполнять при помощи тех или иных предметов.

Взрослый расставляет на столе разные предметы (машина, кукла, мишка, карандаш, кисточка, дудочка и т. д., которые каждый раз могут быть разными. Предлагает ребенку их внимательно рассмотреть, выбрать один предмет и рассказать, что с ним можно делать.

Например, машина – на ней можно ездить, катать друзей, кататься, возить груз; мишка - играть, укладывать спать; кисточка - рисовать и т. п.).

В игре натуральные предметы могут быть заменены игрушками, картинками.

Публикации по теме:

«Играйте вместе с детьми!» Семинар-практикум для родителей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Искорка»п. Искра Буденновского района» Семинар-практикум.

Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Булгакова.

Семинар-практикум для родителей с детьми «Играйте вместе с детьми» «Играйте вместе с детьми» Цель: Развитие взаимоотношений детей и их родителей посредствам включения в совместную игровую деятельность. Создание.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Методические рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр вне ОД с целью развития музыкальных способностей Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание.

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения» Семинар-практикум для родителей: «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения» Цель: Обучить родителей.

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи и познавательных способностей у детей» Семинар — практикум для родителей по теме «Развитие связной речи и познавательных способностей у детей» цель — формирование у родителей.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей раннего возраста»Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Авторы-составители: Н. Е. Лудцева – воспитатель, А. С. Зырянова – педагог-психолог Цель: ознакомление родителей воспитанников с приемами и.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте-основа, фундамент для ребёнка» Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребёнка» МКДОУ Облепихинский детский сад Воспитатель.

Значение дидактических игр для развития речи дошкольников. Значение дидактических игр для развития речи дошкольников. Воспитатель ГБДОУ №8, Выборгского района СПб, Мариновой Л. Б. Дошкольный возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей совместно с детьми по использованию дидактических игр для развития речи
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 20:22
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД