Семинар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»

Елена Гайдар
Семинар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»

Цель — обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с ОНР.

Задачи:

-заинтересовать родителей речью собственного ребенка.

-расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

Участники семинара: родители старших дошкольников, учитель-логопед — ведущий практикума.

Продолжительность: 40 минут— 1 час.

Оборудование: презентация в Power Point «Развиваем фонематический (речевой) слух», аудиозаписи природных и бытовых шумов, компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно», памятка-консультация для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5—7 лет», красная и синяя вазы, искус-ственные цветы.

Предварительная подготовка

1. Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2. Оформление презентации в Power Point «Развиваем фонематический (речевой) слух».

3. Разработка памятки-консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5—7 лет».

Ход практикума

Организационный момент.

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки (материал оформлен в виде слайдов).

1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг»,

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»,

3. Замены свистящих звуков ([с], [з], [ц]) шипящими ([ш], [ж], [ч], [щ]) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т. д.).

4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных ([р], [р'], [л], [л']) и [й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т. д.).

Чтобы этого не случилось, позаботимся об этом прямо сейчас — поиграем в игры занимательно- развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.

Выступление учителя-логопеда с сообщением «Речевой и неречевой слух»

Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей восприни-мать звуки и ориентироваться по ним

в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух — это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Вот сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (логопед включает несколько аудиозаписей бытовых и природных шумов, а родители определяют, какие это звуки).

Речевой слух — это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, — что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла» превращается во «мглу», «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия,которое содержит в себе два компонента: фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие — первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного года до 4-х лет.

Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов и слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, — одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе,залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети,

страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Совместная деятельность логопеда и родителей, которые выступают в роли детей. (Показ презентации «Развиваем фо-нематический (речевой) слух» с обыгрыванием игр.)

Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей.

Игра «Будь внимательным!»

Задана — развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши).Например: звук [р]:

л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;

ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ;

нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо (например: [м], [р], [с], а мягкие звуки произносим мягко (например: [с'], [л'], [м1], звонкие согласные (например: [р], [ж], [н] и т.

д.) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например:«дуб» — в конце слышим звук [п]; «ложка» — в середине пишем букву «ж», но слышим звук [ш]).Не забывайте о различии буквы и звука: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами.Например: произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, хотя пишем «молоко».

Игра «Назови картинки»

Задача — учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ш]. Например,картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. п.

Игра «Придумай имя»

Задача — учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук.Например: [н] — Настя, Надя, Наташа; [в] —Ваня, Валера, Вася, Валя.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача — учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове.Например: кот — [к], банка — [б].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука [э]: не «эм», не «мэ», а чистый звук [м], например в слове «мост».

Игра «Назови последний звук в слове»

Задана — учить выделять последний звук в слове.

Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах.Например: дом — [м], дуб — [п].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными бук-

вами в конце ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]).

Игра «Отгадай слово»

Задача — учить составлять слова по первым звукам предметов, изо-браженных на картинках.

Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово.Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Добавлялки»

Задана — учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова.Например: звук [ш]:. уба (шуба,. апка (шапка,. ар (шар); мы. (мышь, но. (нож, ду. (душ).

Игра «Определи место звука в слове»

Задача — развивать умение определять место звука в слове (начало, конец, середина).

Определите, где «живет»заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце слова.Например: звук [ш]в словах: мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).

Игра «Прохлопай слова»

Задача — учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове.Например: ма-ли-на (3 слога).

Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласные, столько и слогов в слове.

Игра «Позови слово»

Задача — учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится в слове более длительно, протяжно.Например: «ноооты» — ударный гласный [о].

Знакомство родителей с компьютерной игрой «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Для развития фонематического слуха можно использовать и специальные детские компьютерные программы, например компьютерную игру «Развитие речи. Учимся говорить правильно» {показ игры на компьютере).

Данная игра содержит занимательные задания как на развитие неречевого слуха, например «Музыканты», «Транспорт», «Наш дом», «Скотный двор», «Птичий двор» и др., так и на развитие речевого слуха, например «Голосистые звуки», «Безголосые звуки», «Звуки-двойняшки», «Сердитые и ласковые звуки».

Обмен впечатлениями от встречи

логопед раздает памятки-консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5—7 лет» с описаниями игр, представленных выше.

Вот наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь,что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе. Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.

Сейчас, уходя с семинара, выберите цветы и поставьте в вазы. Если вам все очень понравилось, вы чему-то новому научились — в красную вазу. Если не понравилось. — в синюю вазу.

Литература

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. — СПб.: «Лань», 1999.

2. Герасимова А. С.Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5—6 лет. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2007.

3. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2005.

4. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5. Карасюк Н. Н. Значение пальчиковых игр для развития речи до-школьников. Практикум для родителей // Дошкольная педагогика. — 2011, № 1, стр. 63—65.

Семинар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). При несформированности речевого звукоразличения ребенок.

Консультация для родителей «Игры на развитие фонематического слуха» Консультация для родителей. Игры на развитие фонематического слуха. [/b] Эльвира Тропина Уважаемые родители! Большое значение в формировании.

Консультация для родителей на тему «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников» Уважаемые родители! В развитии речи детей большую роль играет формирование фонематического слуха, то есть способности четко отличать одни.

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха» Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей» Краткое описание: В данной консультации раскрывается значение.

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи дошкольников» Цель семинара: ознакомление педагогов с инновационными технологиями для развития речи детей. Задачи: -совершенствование работы.

Семинар-практикум для родителей «Комплекс подготовки ребенка с ОНР к логопедическому занятию»Семинар-практикум для родителей «Комплекс подготовки ребенка с ОНР к логопедическому занятию» Цель: • оказание практической помощи родителям в подборе речевого материала и игровых приемов при подготовке к логопедическому занятию и.

Семинар-практикум для родителей «О влиянии телевидения и СМИ на развитие детей»! Семинар-практикум для родителей о влиянии телевидения и СМИ на детей. Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия.

Презентация «Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас сегодня на семинаре-практикуме, тема которого звучит так – «Развитие речи детей.

Система работы по развитию фонематического слуха у детей с ОНР I I I уровня Восточное Окружное Управление Образования Департамент Образования г. Москвы ГБОУ школа № 1373 Подразделение дошкольного образования Корпус.

Презентация «Дидактическая игра на развитие фонематического слуха «Составь и прочитай слово» для детей 5–7 летПрезентация «Дидактическая игра на развитие фонематического слуха «Составь и прочитай слово» для детей 5–7 лет Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Разработали воспитатели высшей квалификационной категории МБДОУ ДС.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
Опубликовано: 8 апреля 2018 в 22:33
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
25 января. День мезенской росписи

Народные умельцы при создании мезенской росписи использовали всего два цвета: красный и чёрный, однако их работы получались очень красивыми. А главное – самобытными. На занятиях очередного тематического...

25 января. День рождения И. Шишкина

Очередной тематический день посвящен «лесному богатырю» и «царю леса» — именно так называли художника И. Шишкина его товарищи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

Занятие по основам науки и естествознания в младшей группе
Тема: «Безопасность на льду водоёмов» Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде Задачи: Формировать у детей представления о...
Консультация для педагогов на тему: «Зачем учителю надо публиковать свой труд в...
Публикация авторских материалов на образовательных  порталах и в социальных сетях направлена на развитие творческой деятельности и роста профессионального...
Конспект НОД по аппликации «Мороженое эскимо» в младшей группе
Программные задачи. Обучающие : учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» ( сминание, скатывание в комок) ; - учить...