Семинар-практикум для родителей Тема: «Детское экспериментирование в семье».

Лада Кутилина
Семинар-практикум для родителей Тема: «Детское экспериментирование в семье».

Семинар-практикум для родителей Тема: «Детское экспериментирование в семье».

С

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Детское экспериментирование в семье».

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют все больше требований к вопросам воспитания и развития дошкольников. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов и родителей, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддерживать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Он изучает все как может и чем может - глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так. «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!» Может быть, мы - папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время,и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать?

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки - помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно. Поэтому я надеюсь, что благодаря нашей совместной работе наши дет и на всю жизнь останутся почемучками и любознайками.

Недавно я проводила среди вас анкетирование, которое помогло мне определить ваше отношение к познавательно-исследовательской активности Вашего ребенка,и вот что показали результаты:

• Постоянно занимаются с детьми экспериментированием - 35 % родителей Редко экспериментирует - 23 % родителей

• Никогда не занимаются экспериментированием - 42 % родителей

Домашние эксперименты не займут у вас много времени и не потребуют лишних материальных затрат. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время купания ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например,что быстрее раствориться в воде: - морская соль, - пена для ванны, - хвойный экстракт, - кусочки мыла и т. п.

Кухня - это то место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды, примерно на 1, 5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку воды столько, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и жёлтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. К тому же, в ходе экспериментирования, он может получить ещё несколько новых оттенков.

Интересные эксперименты можно организовать с растениями. Весной старайтесь привлечь детей к высаживанию овощей, цветов. Летом можно провести интересный экспериментс обычным цветком- ромашкой: налейте в небольшую бутылочку подкрашенную воду и поставьте ромашку. Через некоторое время ребенок увидит. Что лепестки ромашки изменили цвет. О чем это говорит?Объясните ребенку: «Корневая система растения поглощает из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества. По специальным сосудам вода с минеральными веществами поступает от корней ко всем частям растений. Если у растения срезать корень и поставить его в воду, оно не теряет способности поглощать воду с помощью тех сосудов, по которым она поступает в растение снизу вверх.

При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами соблюдайте правила безопасности. Перед проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах, объясните последствия невыполнения правил. ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

Хочется уточнить, что существует две формы детского экспериментирования: познавательная (т. е. направленная на получение новых сведений и знаний) и продуктивная (т. е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок).

Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию помните следующее.

• поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность;

• предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое; .

• объясняйте ребенку причины своих запретов и помогите определить, что можно или как можно;

• положительно оценивайте деятельность ребенка, его волевые усилия и активность.

Дорогие родители, проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя). В детском саду мы уделяем внимания детскому экспериментированию: организуем исследовательскую деятельность детей, создаём специальные проблемные ситуации.

В нашей группе созданы условия для развития детскойпознавательной деятельности: в ЛАБОРАТОРИИ имеются материалы для экспериментирования: бумага, ткань, специальные приборы (лупа, детский микроскоп). Все эти и многие другие материалы, и приборы желательно иметь и дома. Не бойтесь быть Плюшкиными, не выбрасывайте сломанные часы и механические игрушки, баночки, флакончики, пузырьки, коробочки, фантики и пробки, поверьте, для ваших малышей это - настоящий клад, своеобразный источник знаний, прекраснейший материал для исследования.

Практический этап.

Как говорят в народе: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».А я добавлю: «Ещё лучше всё это сделать самому». Поэтому предлагаю вам пройти в нашу исследовательскую лабораторию, где вы самостоятельно сможете провести некоторые несложные эксперименты, а затем дома повторить их вместе со своими малышами. Эти опыты кажутся детям настоящим волшебством.

«Перевернутый стакан и лист бумаги».

Наполните стакан водой до самых краев, накройте его листом бумаги, и придерживая его рукой аккуратно переверните стакан. Уберите руку. Вода из стакана не будет выливаться.

«Сухая салфетка в стакане».

Скомкайте салфетку и положите ее на дно стакана. Наполните большую миску водой и опустите в нее перевернутый стакан с салфеткой внутри. Салфетка должна остаться сухой.

«Подводная лодка».

Поставьте стакан в миску, наполненную водой, и переверните его вверх дном. Опустите в миску изогнутую трубочку так, чтобы один ее конец оказался в перевернутом стакане, а другой высовывался из воды. Подуйте в трубочку. Стакан наполнится воздухом и всплывет наверх.

«Радужная салфетка»

Налили немного воды на блюдце и поднесли салфетку. Для красоты на салфетке фломастерами нарисовали радужные точки. И вода быстро стала подниматься вверх по салфетке, превращая ее из скучно-бело бумажной в радужно-веселую

«Танцующая фольга».

Нарежьте фольгу очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

«Синяя вода»

Мы все знаем, что если смешать желтую и голубую краску, получится зеленый цвет. Смешать синий и красный - получится фиолетовый. А что произойдет, если смешать коричневый йод и белый крахмал? Давайте попробуем. Добавим в стакан с водой чайную ложку крахмала, размешаем и капнем несколько капелек йода. Что получилось? Чем больше йода, тем интенсивнее цвет.

Заключительный этап.

Посвящение родителей в Главных помощников юных исследователей (вручение шуточного удостоверения)

В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

Желаем Вам успехов!

Публикации по теме:

«Детское экспериментирование. Опыты с водой». Консультация для родителей«Детское экспериментирование. Опыты с водой». Консультация для родителей Детское экспериментирование. Опыты с водой Консультация для родителей Для вас, мамочки и папочки! Детское экспериментирование – это один.

Практикум для педагогов «Детское экспериментирование» Цель: закрепление теоретических знаний воспитателей о методах работы с детьми в организации познавательно-исследовательской деятельности.

Семинар — практикум для родителей «Логопедическая мозаика» Цель семинара-практикума: Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в домашних условиях. Задачи: 1.

Семинар-практикум для родителей «Новогодний праздник в семье». Цель: Способствовать эмоционально – положительному общению детей, родителей и педагога. Обобщать опыт семейного воспитания. Материал и оборудование:.

Семинар-практикум для родителей «О здоровье всерьез» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 "Радуга" Сивкова Любовь Васильевна "О здоровье всерьез" Семинар.

Семинар-практикум для родителей по развитию речи Дорогие, родители! Я приглашаю вас к разговору. Кстати, что такое разговор? Собеседник издает звуки разной силы, а мы слушаем эти звуковые.

Семинар-практикум для родителей «Умные пальчики» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Ручеёк» с. Шангала Семинар-практикум для родителей «Умные.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье в наших руках» Семинар – практикум для родителей на тему: «Здоровье в наших руках» Цель: Повысить уровень знаний родителей в области формирования,.

Семинар практикум для воспитателей работающих в группах младшего дошкольного возраста тема «Поручения». 1. Обсуждения вопросов. Поручения как одна из форм организации детской трудовой деятельности. Специфика поручений в работе с детьми младшего.

Семинар-практикум для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Семинар практикум для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Участники семинара: воспитатели и родители. Цель семинара: раскрыть.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей Тема: «Детское экспериментирование в семье».
Опубликовано: 4 июня 2017 в 21:01
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Фотоотчет «Как мы мастерили открытки для мамочки» в ясельной группе
Сегодня мы с моими малышами начали мастерить подарки нашим любимым мамочкам. Наши детки еще очень маленькие ( им всего по полтора годика, поэтому...
Мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению развивающей дидактической...
Мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению развивающей дидактической игры «Поварята» или «Варим борщ, компот, варенье» для детей дошкольного...
Мастер-класс по изготовлению развивающей игры «Помогите друзьям вернуться на Землю»...
Цель мастер - класса: научиться делать настольные игры своими руками. Данный мастер класс, может быть полезен: воспитателям детских садов, учителям...