Наталья Лукашенко
Семинар-практикум для родителей «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Ручеёк» с. Шангала
Семинар-практикум для родителей
«Умные пальчики»
Воспитатель:
Лукашенко Наталья
Владимировна
Ход семинара-практикума.
Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о пальчиковых играх.
Как вы думаете, почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился?
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Умные пальчики“» размещена в разделах
Сейчас родители все меньше говорят со своими детьми, потому что страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео). Наши дети редко делают что-то своими руками, так как современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. (Одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т д.)
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной активной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. У ребенка улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность и зажатость.
Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепная автоматическая память, запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не составляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот- жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Если подросшему ребенку напомнить известную потешку: «Сорока, сорока кашку варила…», он сразу начнет выполнять движения руками.
Выдающиеся ученые Л. С. Выготский, Л. С. Волкова, М. И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом.
Предлагаемый кандидатом педагогических наук М. А. Поваляевой тест на распознавание пальцев можно провести и дома, со своим ребенком. Он поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга: сесть за стол напротив ребенка, попросить его протянуть руку, закрыть ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотронуться до пальцев его протянутой руки. Попросить вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете. В норме: 3х-летний ребенок правильно определяет большой палец; 5ти-летний- большой и мизинец; 6ти-летний- большой, мизинец, указательный.
Для развития мелкой моторики очень полезны упражнения:
1. Перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш
2. Застегивать и расстегивать пуговицы разного размера
3. Плести косички из жестких ниток
4. Рисовать и штриховать карандашами.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребенка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов- действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков- русской народной культуры:
Потешки- игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Например: «Сорока белобока»
Заклички- обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например: «Солнышко-ведрышко»
Солнышко-ведрышко (растопырить пальцы обеих рук)
Выгляни в окошко (изобразить окошко)
Твои детки пляшут (шевелить пальчиками)
По камушкам скачут (стучать пальчиками по столу)
Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности.
- Давайте и мы с вами поиграем:
1 Движение самомассажа:
-потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание ее на лицо мягкими ладонями;
-постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой руки.
2 Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих)
3 Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем- без помощи. Например:
Этот пальчик хочет спать (загибание пальцев, начиная с мизинца)
Этот пальчик- прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул, этот пальчик давно спит (уже загнут). Тише, тише не шумите, наши пальцы не будите. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора (растопырить пальцы и пошевелить ими).
4 Хлопки:
-обычные
-хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом –другая
-хлопки ладонями, сложенными чашечками.
Какие вы сами знаете пальчиковые игры с применением фольклорного текста?
Одна из самых простых игр:
«Дарики -комарики»(для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги со звуком «В-з-з-з», а потом поясняется, что комарики вились-кружились- в щечки вцепились-кусь-кусь-кусь)
Дарики- дарики
Ай да комарики!
Вились, вились,
В носик вцепились, в ушко вцепились, в волосики вцепились, в коленки вцепились
Закусали нас комарики, давайте их прогоним: Кыш-кыш-кыш.
Логопедическая пальчиковая игра :
Я надул упругий шарик (надуваем из ручек шарик)
Укусил его комарик
Лопнул шарик, не беда- новый шар надую я.
«Колечко» поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и последовательно указательный. Средний и т. д.
В заключение, хотелось дать несколько советов:
- перед проведением пальчиковых игр убедитесь в том, что у всех детей ручки теплые (предложите похлопать, потереть ладошки, подышать на них, или согреть теплой водой под краном);
- при проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте медленнее, чем обычно, чтобы дети успели показать движение;
- тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь;
- не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр, новые игры вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых (но через время возвращайтесь к ней)