МААМ-картинки

Семинар — практикум для воспитателей «Что вы знаете о русской народной культуре?»

анна шухова
Семинар — практикум для воспитателей «Что вы знаете о русской народной культуре?»

Семинар – практикум для воспитателей.

«Что вы знаете о русской народной культуре

Воспитатель Шухова Анна Васильевна МДОУ№110 Ярославль.

Цели:

Развитие творческой активности и инициативы педагогов.

Повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре.

I. При ознакомлении с народным искусством решаются следующие задачи:

Публикация «Семинар — практикум для воспитателей „Что вы знаете о русской народной культуре?“» размещена в разделах

Разввитие интереса к предметам народного искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости;

Понимание содержания, выделение средств выразительности: пластика формы, элементы узора, колорит, композиция, связь назначения предмета и его украшения;

Развитие художественно - творческих способностей в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности.

Младший дошкольный возраст

Задача воспитателя – привлечь внимание детей к народной игрушке, сформировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с яркой нарядной игрушкой.

Например: матрешки – семеновские, загорские; свистульки – глиняные абашевские, дымковские, коргопольские, филимоновские; деревянная игрушка – богородская, хохломская, городецкая; игрушки их папье – маше.

Детей знакомят с образами, характерными для русской игрушки : птицей, собачкой, конем, барышней. Эти образы встречаются в каждом виде народного искусства. Важно научить ребенка узнавать знакомую игрушку, видеть ее красоту.

Каждый месяц воспитатель вносит в группу новые игрушки, затем репродукции с их изображением, привлекает кс ним внимание детей, просит рассматривать их и дополняет репродукции. Встреча со знакомым образом, его узнавание, создание игровой ситуации, использование сюрпризных моментов будут способствовать повышению интереса к народной игрушке.

Средний дошкольный возраст

Продолжается работа по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством, в первую очередь с теми видами, которые наиболее близки и доступны для восприятия, с тем, что окружает дома, в ДОУ.

Узнавая знакомые образы птиц, животных, ребенка, человека ребенок начинает выделять наиболее характерные признаки определенного вида народного искусства : элементы узора, цвет, яркие краски, которые привлекают внимание. Каждому виду народной игрушки присущи определенные сочетания элементов узора и их цветов.

Чтобы вызвать интерес к народной игрушке, воспитатель использует игровые приемы, сюрпризные моменты. Игрушки «показывают» свои наряды, поют знакомые песенки, загадывают загадки, а затем дети рисуют несложные узоры для юбки, салфетки, рисуют узор в полосе, в круге.

Народная игрушка, ее репродукция выставляются на «полочке красоты». Вызвав интерес к игрушке, воспитатель знакомит с названиями «дымковский конь», «филимоновская барыня» и другие. Сначала в памяти остается только знакомый образ – конь, индюк…; постепенно ребенок запоминает название, которое потом войдет в его речь.

Воспитатель учит детей видеть красоту узора, делить его на знакомые составные части – элементы, их цвет, затем форму. Постепенно воспитатель учит видеть закономерность построения узора (композицию) : чередование полос разного цвета, полос и кругов, полос и овалов; показывает ритм простых элементов, содержащих в каждом узоре.

В течение года детей можно познакомить с двумя – тремя видами народной игрушки. Главное – научить их видеть красоту окружающих предметов, пробудить желание создать такие же.

Старший дошкольный возраст.

Продолжается работа по развитию интереса к предметам народного декоративно – прикладного искусства, по воспитанию любви и уважения к народным мастерам, гордость за свой народ.

Детей знакомят с разными видами народного искусства, учат различать их по содержанию, материалам, средствам выразительности, характерным признакам. Это русская народная игрушка – дымка, филимоновская, тверская, каргопольская, богородская, городец, хохлома, жостовская, гжельская и другие виды.

Важно начать с рассматривания тех видов народного искусства, с которыми детей знакомили в средней группе. Это положительно влияет на эмоциональное воспитание детей. Кроме того, восприятие знакомых предметов будет проходить на новом уровне: выделяя общее, дети заметят то, на что раньше не обратили внимание.

В старшем дошкольном возрасте воспитатель знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем – название, его местонахождение; определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. Рассматривание предметов сопровождается художественным словом, музыкой, презентациями по теме. Работа по развитию эстетического восприятия продолжается и вне занятий.

Знакомство детей с народным декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узора, некоторые приемы мастеров и побуждает желание применить полученные знания, умения и навыки в создании композиций, развивать творческие способности.

II. Загадки по теме семинара :

Свистульки – петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные

Гривы расписные!

Всем по нраву

Глиняные забавы. (Филимоновская игрушка)

Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка.

А ну, отгадайте, кто я? (Дымка)

Сине – белая посуда,

Расскажи – ка ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель)

Из липы доски сделаны

И прялки и лошадки,

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар – птицы ввысь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городец)

Посуда наша для щей и для каши

Не бьется, не ломается,

Порчи никакой не подвергается.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди – ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы. (Хохлома)

III. Решение педагогического кроссворда:

По горизонтали:

1. Игрушка из коричневой глины, изготавливаемая в Торжке, Тверской области (ТВЕРСКАЯ).

2. Название местности промысла, где лепят красноглиняные коренастые фигурки, передающие быт русского севера – Архангельска (КАРГОПОЛЬ).

3. «Золотая» роспись по дереву из Нижнего Новгорода (ХОХЛОМА).

4. Деревянная игрушка с движением (БОГОРОДСКАЯ).

По вертикали:

1. Лаковая миниатюра (ПАЛЕХ).

2. Яркая, живописная роспись по дереву, где поверхность цветов мерцает белыми штрихами «оживки» (ГОРОДЕЦ).

3. Белые глиняные игрушки, с преобладанием в рисунке таких геометрических форм как круги, кольца, точки (ДЫМКА).

4. Знаменитое изделие, игрушка Полхов – Майданских, Семеновских и Загорских мастериц (МАТРЕШКА).

5. Местность изготовления Тульских свистулек, барынь, животных (ФИЛИМОНОВО).

6. Изделия из тонкого белого фарфора, украшенного яркой кобальтовой росписью (ГЖЕЛЬ).

IV. Для наиболее успешного усвоения детьми нового материала, программных задач рекомендуется применять в работе наглядные пособия, дидактические упражнения и игры.

Например:

Знакомство с основными и вспомогательными цветами спектра.

Знакомство с теплыми и холодными оттенками.

Знакомство с растяжкой цвета, то есть с плавным переходом одного цвета к другому.

Знакомство с цветами радуги.

«Цветные примеры» - образец смешивания красок и получение вспомогательных и оттеночных цветов.

«Цветовой круг» - знакомство с разнообразием оттенков.

Знакомство с ахроматическими цветами

«Выложи узор» - составление второй половины узор (по мотивам народных промыслов).

«Разрезные картинки» - из отдельных частей собрать изображение.

Знакомство с перспективой.

Знакомство с жанрами живописи.

Пластические этюды – развитие эмоционального восприятия цвета «Веселый и грустный клоун»

Публикации по теме:

Педсовет в ДОУ «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» (фотоотчет)Педсовет в ДОУ «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» (фотоотчет) Цель педсовета: Внедрение нетрадиционной формы работы с детьми в области русской народной культуры" Педагоги были разделены на 2 команды:.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «История русской народной культуры» .История русской народной культуры. Цель: Развитие творческой активности и инициативы педагогов, Повышение интереса педагогов к расширению.

Семинар-практикум для воспитателей «Играем в театр» Цель Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе.

Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями» 1. Психологическая разминка “Очень я собой горжусь!” Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими.

Семинар-практикум для воспитателей «Математика вокруг нас» Семинар – практикум «Математика вокруг нас» Зачем детям математика? «Математика – выявляет порядок, симметрию и определённость. А это важнейшие.

Семинар-практикум для воспитателей «Новый взгляд на старую сказку» Семинар-практикум «Новый взгляд на старую сказку» Подготовила воспитатель Лазарева С. Ф. Цель семинара: 1. Познакомить педагогов с методами.

Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе» Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе» Цель мероприятия: ознакомление педагогов с методами и.

Семинар-практикум для воспитателей «Путешествие в страну Одаренных» Цель: 1. Закрепить знания педагогов детского сада об одаренности (понятие, виды) детей дошкольного возраста. 2. Стимулировать участников.

Семинар — практикум для воспитателей «Растим здорового ребенка»Семинар — практикум для воспитателей «Растим здорового ребенка» Цель: Формирование у детей привычки здорового образа жизни. Задачи: • Познакомить воспитателей с разными видами гимнастики; • Способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей «Вместе играем-спину выпрямляем» Ровная спина – это красота, уверенность в себе. Проведите эксперимент: опустите плечи вперёд и походите хотя бы час в таком положении. Ну.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар — практикум для воспитателей «Что вы знаете о русской народной культуре?»
Опубликовано: 30 января 2016 в 17:48
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД