Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста «Действия с предметами»

Юлия Исакова
Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста «Действия с предметами»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102»

Педагоги-психологи: Исакова Ю. А., Смирнова А. С.

Цель: познакомить с особенностями развития предметных действий у детей раннего возраста.

1. Предметная деятельность ребёнка раннего возраста.

Предметная деятельность ребёнка раннего возраста является ведущим видом деятельности. В этом возрасте ребёнок открывает для себя мир окружающих предметов. Взрослый становится проводником ребёнка в этот мир. В процессе совместной деятельности со взрослым малыш знакомится с разнообразными предметами и их свойствами. Переход к предметному восприятию является результатом овладения ребёнком простейшими действиями – манипуляциями с предметами.

Предметная деятельность способствует усвоению ребенком социального опыта посредством овладения с помощью взрослого способами действий с предметами окружающей действительности.

На втором году жизни происходит совершенствование способов взаимодействия с предметным миром. Интенсивное психическое и моторное развитие способствует совершенствованию действий, производимых ребёнком с предметами.

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение и сопоставление. Характерной особенностью в возрасте от 1,5 до 2 лет является опредмеченность восприятия. Ребёнок может подобрать предметы по названию формы.

На третьем году жизни у ребёнка появляется желание более чётко следовать образцу взрослого. В этом возрасте для малыша представляет интерес весь окружающий его предметный мир. Он постигает, как использовать посуду, столовые приборы, предметы быта, одежду. Таким образом происходит овладение орудийными действиями.

В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи, как основному средству общения взрослых с ребенком. В связи со значительным развитием понимания речи слова взрослого теперь не просто привлекают внимание ребенка к показываемому предмету, не только направляют и организуют его действия, но и определяют их содержание. Речь вплетается взрослым в действие и выступает в качестве носителя опыта действий – в ней этот опыт закреплен и через нее передается.

2. Обсуждение составляющих предметной деятельности.

Как вы думаете, какие действия с предметами оцениваются в рамках этого параметра? (Обсуждение).

3. Линии развития предметной деятельности.

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития,среди которых:

становление орудийных действий;

развитие наглядно-действенного мышления;

развитие познавательной активности;

формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов.

Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т. е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т. е. сами подсказывающие способ игры.

Действуя с этими игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент.

Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности.

4. Приемы, повышающие общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого (в форме диалога).

Для формирования у детей раннего возраста предметных действий необходимо использование приемов, повышающих общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого:

- приемы эмоционально-речевого воздействия (комментирование всех действий с предметами,игрушками: молоток стучит – тук, тук; машина едет – би, би); изменение интонации, высоты голоса, ласковый взгляд и разговор, использование потешек, стихов, подвижных игр с речевым сопровождением и т. д.);

- приемы тактильного воздействия (поглаживания, прижатие к себе, демонстрация доброжелательного отношения к ребенку, ласковое обращение к ребенку по имени, зрительный контакт «глаза в глаза» и т. д.);

- приемы поощрения (похвала, возможность поиграть с новой игрушкой после занятия, иногда – долька мандарина или печенье и т. д.);

- приемы, привлекающие внимание ребенка (волшебные мешочки, сюрпризные моменты, различные механические игрушки, игрушки с музыкальным сопровождением, с различными звуковыми эффектами, включающие элементы новизны, неожиданности и т. д.);

- прием отсроченного речевого сопровождения;

- подхватывание встречных действий ребенка – манипуляций с предметом.

5. Направления работы по формированию предметных действий.

Направления работы по формированию предметных действий включают задания, стимулирующие интерес у детей к продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, элементы аппликации, конструирование).

Первое направление – формирование у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым в процессе манипулятивных действий.

Задачи:

- создания условий возникновения у ребенка ощущения психологического комфорта в процессе взаимодействия с педагогом, установление положительного эмоционального контакта;

- вызывание эмоциональной, голосовой, двигательной реакции на появление и ласковое обращение педагога к ребенку;

- формирование восприятия окружающих предметов, игрушек, вызывание интереса к действиям с ними;

- обучение ребенка действовать совместно с педагогом, понимать жестовую и речевую инструкцию, побуждение к самостоятельным действиям.

Игры: «Где кукла?», «Что в ладошке?», «Разноцветные краски».

Практическое задание для педагогов: «Разноцветные краски».

Второе направление – формирование у детей ориентировки на оценку своих действий взрослым.

Задачи:

- обучение детей действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого в виде жестов, мимики, речевых высказываний,например: «Так, не так, правильно, неправильно, хорошо, молодец» и др. ;

- формирование у ребенка представлений о конечном результате действия.

Игры: «Покатай куклу», «Собери солдатика».Игровые задания: «помой посуду», «нарисуем дорожку».

Практическое задание: «Собери пирамидку, мисочки» (в парах).

Третье направление – развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

Задачи:

- формирование у ребенка перцептивных действий, направленных на обследование окружающих объектов (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания); умений захватывать и удерживать предметы в руке;

- обучение детей выполнять различные действия с предметами, ориентируясь на их физические свойства;

- развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук; побуждение детей выполнять согласованные действия обеих рук по показу, самостоятельно; развитие у детей зрительно-двигательной координации.

Игры: «Возьми погремушку», «Птичка летает».Игровые задания: «дай игрушку», «бросим пуговицы в таз», «поиграй на пианино», «собери фасоль в кастрюле», «пальчики здоровались».

Практическое задание: «Ой, летали птички».

Четвертое направление – формирование поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами.

Задачи:

- формирование поисково-ориентировочных действий (ориентировка типа «Что это?», «Что с этим можно делать?», знаний о назначении предметов;

- обучение детей сравнивать и различать предметы в соответствии с их функциональным назначением, применять такое же действие к другим сходным, но не одинаковым предметам;

- формирование у ребенка практической направленности на свойства объектов,сопоставляя их с сенсорными эталонами: величина (большой – маленький, форма (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, цвет (красный, синий, желтый, зеленый, объем (шар, кубик, кирпичик, крыша);

- обучение ребенка использованию предметов обихода по назначению;

- формирование у ребенка способов ориентировки (целенаправленные пробы, практическое «примеривание»);

- обучение умениям осуществлять действия с предметами-заместителями.

Игры: «Мишка заболел».Игровые задания: «телефон», «найди такой же», «Делай, как я», «Строй, как мама» и др.

Пятое направление – формирование соотносящих действий.

Задача:

- обучать ребенка соотносить обе части предмета в соответствии с их свойствами и качествами.

Игры: «Спрячь зайку», «Собери бусы».Игровые задания: «Спрячь матрешку», «Собери паровозик» и др.

Шестое направление – формирование орудийных действий.

Задачи:

- закреплять у детей ранее усвоенные предметные действия;

- закреплять собственный опыт действий ребенка с предметами-орудиями, знаний о назначении предметов.

Игры: «Причеши куклу», «Поймай рыбу», «Перелей воду из тазика в ведерко», «Из чего Маша будет пить?».

Приемы и направления работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста способствуют развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и к действиям с предметами; мотивируют к самостоятельным действиям с игрушками в соответствии с их функциональным назначением; положительно влияют на становление у детей ведущего вида деятельности (предметно-игровой, на развитие связной речи; способствуют появлению предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, самостоятельности в быту, овладении бытовыми навыками.

Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Планирование работы методического объединения на год (первая младшая группа) Цель: создание условий для роста педагогического и методического мастерства воспитателей групп раннего возраста. Задачи: 1. Повысить информационный.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Экология
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста «Действия с предметами»
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 22:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...

10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...


Горячие темочки