МААМ-картинки

Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Елена Ермилова
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

«Что такое театр?

Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки,

стимулировать психические процессы,

совершенствовать телесную пластичность,

формировать активность»

К. С. Станиславский

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах

Цель: Повысить компетентность педагогов, как театральная деятельность помогает развитию речи детей.

Предварительная работа: педагогам предлагается посмотреть в литературе такие вопросы:

1. Значение театрализованной деятельности в детском саду.

2. Как в своей работе Вы используете театрализованную деятельность, как часто и когда планируете в работу с детьми?

3. Какие виды кукольных театров Вы знаете?

4. С какими видами театра знакомят детей в разных возрастных группах?

5. Как вы думаете, какая развивающая среда по театрализации должна быть оформлена в группе?

6. Какие методические пособия и технологии вы используете при реализации данного направления?

7. Каким опытом работы по данной проблеме вы можете поделиться с коллегами?

Оборудование: атрибуты пальчикового театра и головные уборы, презентация по теме «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Все участники семинара занимают места за 2 столами (веселая и грустная маски).

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе.

• Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.

• Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.

• Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.

• Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми

• В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.

2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.

3. Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.

ЗАДАНИЕ №1 «Разминка».

Перед вами лежат картинки с артикуляционной гимнастикой. Вспомните, как называются упражнения и придумайте небольшую артикуляцонную сказку с этими упражнениями.

ЗАДАНИЕ №2 «Пальчиковый игротренинг»

Вспомните пальчиковую игру с движениями и проведите ее с педагогами.

Например

"Теремок"

На поляне теремок,

(Соединить ладони "домиком".)

Дверь закрыта на замок,

(Сомкнуть пальцы в "замок".)

Из трубы идёт дымок.

(Сомкнуть пальцы в "колечки".)

Вокруг терема забор,

(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)

Чтобы не забрался вор.

(Пощёлкать пальцами.)

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,

(Кулачком постучать по ладони.)

Открывайте, я ваш друг!

(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

ЗАДАНИЕ №3 «И снова сказки»

Я называю букву - вы называете сказку на эту букву. А – “Айболит”, “Аленький цветочек”; Б – “Буратино”, В – “Волк и семеро козлят”; Г – “Гуси-лебеди”; З – “Заюшкина избушка”; К – “Кот, лиса и петух”, “Красная шапочка”; Л –“Лиса и журавль”; М – “Медведь и Машенька”; П – “По щучьему веленью”; С – “Сивко-Бурко”; Т – “Три поросенка”, “Три медведя”; Ц – “Царевна-Лягушка”.

• Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»);

• Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыбным промыслом («Сказка о рыбаке и рыбке»);

• Сказка о ледяной особе королевских кровей («Снежная королева»);

• Если бы раньше был птичий грипп, этой сказки не было бы («Курочка Ряба»);

• Сказка о пернатом, который после тяжёлого детства в юности всё- таки добился всеобщего признания («Гадкий утёнок»);

• Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ- гигант («Репка»);

• Сказка о девочке, чьё имя предопределил головной убор («Красная шапочка»);

• Сказка о мальчике, который своим появлением на свет обязан не матери, а отцу («Буратино»);

• Сказка о трёх пятаках, трёх крючках и двенадцати копытах («Три поросёнка»);

• Сказка о лесном общежитии («Теремок»).

5. Памятка «Методические рекомендации к организации театрализованной деятельности»

Изобрази! ((ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 Команды)

- вдеть нитку в иголку,

- пришить пуговицу,

- подбросить и поймать мяч,

- наколоть дров,

- обстругать доску,

- заточить карандаш,

- остричь ногти,

- перенести предмет с одного места на другое.

- развернуть и сложить газету,

- несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.

- плеснуть в кого — либо водой из стакана и суметь уклониться от того, чтобы себя облить.

- понюхать яблоко, апельсин.

- разрезать арбуз и съесть кусок.

«Артисты пантомимы»

Под музыку или без музыки нужно изобразить:

1) кофемолку, дверной замок, часы с кукушкой, трактор в поле, мотоцикл, часы с боем.

2) Без звука: горящую свечу, мигающую лампочку, горячий утюг, испорченный телевизор

3) Парикмахера, Айболита, водителя такси, продавца музыкального магазина

4) Ситуация из жизни: повар готовит обед, хирург оперирует, зубной врач выдергивает зубы, хозяйка чистит овощи, шофер чинит автомобиль.

5) Объекты (походку, голос, манеру поведения, разозленный кот, голодный поросенок, ленивый пингвин, гордый задира-петух, злая собака, трусливый заяц, надменный индюк, ночная сова, красавец-павлин, страус.

6) Пешеходов: старушку с собакой на поводке, милиционера, прохожего с больным зубом;

7) Походку курицы, утки, пингвина.

ЗАДАНИЕ №4 «Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»

1. Представьте, что я мама-медведица, а ты одна из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай. Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.

1. Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик. Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот веселый кузнец. День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца. Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца.

Исполните песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» : сначала голосом Козы, потом волка.

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Прочитайте следующие стихи: удивительно, насмешливо, недоумевая:

Кумушка, послушай!

Вправду, кроме шуток,

Открывают школу

Для утят малюток.

ЗАДАНИЕ № 5 «СКОРОГОВОРКИ Н А РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ»

Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.

УТРОМ, ПРИСЕВ НА ЗЕЛЕНОМ ПРИГОРКЕ,

УЧАТ СОРОКИ СКОРОГОВОРКИ.

ЖУК, НАД ЛУЖЕЮ ЖУЖЖА,

ЖДАЛ ДО УЖИНА УЖА.

В ПЕРЕЛЕСКЕ ПЕРЕПЕЛ

ПЕРЕПЕЛКУ ПЕРЕПЕЛ.

Еле-еле Елизар,

Едет-едет на базар.

А с базара, а с базара,

Не догонишь Елизара.

Мама шьет сорочку дочке.

Строчит строчки на сорочке.

Срочно строчит сорок строчек:

Растет дочка, как росточек.

Променяла Прасковья карася

На три пары полосатых поросят.

Побежали поросята по росе,

Простудились поросята, да не все.

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.

Грабь граблями гравий, краб!

Стоит поп на копне, колпак на попе,

копна под попом, поп под колпаком.

Выдра из ведра выпрыгнула,

Воду из ведра выплеснула,

Выпрыгнуть то она выпрыгнула,

Выплеснуть то она выплеснула,

А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла!

Купила бабуся бусы Марусе

На рынке споткнулась о бусы бабуся

Не будет подарка у юной Маруси

Все бусы склевали по бусинке гуси.

Пролетели лётчики над аэродромом,

Лётчиков-пролётчитков одолела дрёма.

Во дворе трава, на траве дрова:

Раз дрова, два дрова, три дрова;

Не вместит двор дров -

Дрова выдворить пора.

Крокодил зарылся в ил,

Крокодила Нил манил.

Нёс Петро ведро,

Ведро било Петра в бедро.

Пнул Петро ведро,

Ведро не ядро, но летело быстро.

Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами,

А врагу да недругу от Варвариных ворот - поворот.

Парашют раскрывается разом.

И стропа распрямляется сразу.

Кто не прыгал реально ни разу,

Безразличен к рисунку, к рассказу.

ЗАДАНИЕ № 6 «ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»

Перед вами 2 коробки: 1 коробка (фрак, бант, юбка, шарф ит. д., 2 коробка (персонажи сказок - пальчиковый театр) придумайте сказку и обыграйте ее.

Рефлексия от педагогов. Рейтинг успешности проведенного мероприятия.

И закончить наш семинар - практикум хочется словами Л. С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

В конце нашего семинара, хотелось бы сказать друг другу теплые слова. Называем соседу по одному комплименту на ту букву, с которой начинается ваше имя. В заключении хочу отметить, что театрализованные игры не только помогают детям закрепить коммуникативные навыки, память, воображение, но являются активным стимулом развития всех сторон речи малышей.

Литературп

Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.

1. Игры и упражнения для развития речи на I этапе коррекционного обучения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов. /Авт. -сост. : Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 192 с.

2. Калиниченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников : методическое пособие /А. В. Калиниченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 112 с.

3. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М. : Просвещение, 2002. - 191 с.

4. Кряжева Н. Л., Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - М. : Ярославль: Академия развития, 2002. - 208 с.

5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М. : ТЦ Сфера, 2009. - 232 с.

6. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. метод. пособие. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.

7. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. Театрализованные игры в детском саду. - М. : М. : Школьная пресса, 2003. - 136 с.

8. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа «Театр-творчество-дети» : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М. : АРКТИ, 2010. - 266 с.

9. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду - Мозаика - Синтез, 2008. - 65 с.

10. Виды театров в разных возрастных группах:

11. 1 младшая группа

12. Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

13.

14. 2 младшая группа

15. Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т. д.

16.

17. Средняя группа

18. Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.

19.

20. Старшая группа

21. Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.

22.

23. Подготовительная к школе группа

24. Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.

Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Отчет «Использование театрализованной деятельности в развитии речи» за период сентябрь-февраль 2018–2019 годОтчет «Использование театрализованной деятельности в развитии речи» за период сентябрь-февраль 2018–2019 год ОТЧЕТ «Использование театрализованной деятельности в развитии речи» за период сентябрь-февраль 2018-2019 год. Подготовительная (логопедическая).

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей»Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Опубликовано: 13 августа 2020 в 13:45
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД