Получи документы

Семинар-практикум для воспитателей «Как оценить психологический комфорт в группе?»

Елена Филимонова
Семинар-практикум для воспитателей «Как оценить психологический комфорт в группе?»
▼ Скачать + Заказать документы

Участники : педагог-психолог и воспитатели

Цель

Научить воспитателей оценивать психологический комфорт и эмоциональное благополучие детей в группах.

Задачи

Показать, как зависит психологический комфорт воспитанников от стиля педагогического общения; познакомить педагогов с диагностическим инструментарием; провести комплекс упражнений для педагогов, чтобы снять эмоциональное напряжение; рассказать педагогам, как создать условия для психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Как оценить психологический комфорт в группе?“» размещена в разделах

Примерное время

50-60 минут

Воспитатели узнают, как оценить психологический комфорт в группах, от чего зависит эмоциональное благополучие ребенка и как создать психологически комфортную атмосферу для детей.

Приветствие

3 минуты

Педагог-психолог

Здравствуйте, коллеги! Сегодня наша цель – научиться оценивать и создавать психологический комфорт для детей в группах. Представьте последствия психологического дискомфорта для ребенка : появляются фобии, страхи, тревожность, повышается агрессивность. Психологические переживания переходят в соматические расстройства, то есть ребенок, который получил психологическую травму, заболевает физически. Детские психологические травмы проявляются в более зрелом возрасте в виде психологической защиты. Это позиция избегания, агрессивное поведение и другие проблемы. Поэтому так важно сохранять эмоциональное, то есть психическое, психологическое здоровье детей. Это в первую очередь зависит от воспитателей, ведь большую часть времени дети находятся в детском саду.

Обсуждение стилей педагогического общения

12 минут

Педагог-психолог

Если вы заинтересованы в том, чтобы создать благоприятную атмосферу в группе, проанализируйте ситуацию. Посмотрите, каковы отношения между детьми, воспитателями и детьми, воспитателями и родителями, между воспитателями.

Как только мы переступаем порог группы, то сразу можем ощутить, какая там психологическая атмосфера : раскованность или закрытость, спокойная сосредоточенность или тревожная напряженность, искреннее веселье или угрюмая настороженность. Позитивный климат в группе возникает тогда, когда все дети чувствуют себя свободно и не ущемляют права других детей. Это зависит от воспитателя. Не забывайте и того, что на эмоциональное состояние детей влияет эмоциональное благополучие взрослых. Старайтесь вовремя снимать эмоциональное напряжение.

Давайте обсудим, как разные стили педагогического общения влияют на психологический климат в группе. Каковы положительные и отрицательные стороны каждого стиля общения? Как сочетать стили педагогического общения, чтобы получить желаемый результат в той или иной ситуации?

Заранее проанкетируйте педагогов, чтобы они оценили свой стиль педагогического общения: демократический, авторитарный или либеральный. Тогда во время семинара они более осознанно отнесутся к обсуждению.

Знакомство с диагностическими материалами

15 минут

Педагог-психолог

Посмотрите, на столах перед вами лежат методические материалы, чтобы изучить и оценить психологический климат в группе и эмоциональное благополучие детей. По этим методикам вы сможете определить, комфортно ли детям находиться в группе, как они эмоционально воспринимают ее, кто лидер, а кто аутсайдер. Результаты диагностики помогут вам оценить и свои воспитательные действия.

Познакомьте педагогов с несколькими методиками оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада. Для этого разложите на столах перед педагогами методические материалы:

– рисунок «Я в своей группе детского сада» (тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада) 1;

– цветовая диагностика «Домики» (разработала О. А. Орехова с опорой на «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда) 2;

– тест на эмоциональное отношение (М. Ю. Стожарова);

– анализ «Атмосфера в моей группе» (С. В. Терпигорьева);

– социометрия – Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») (разработала Т. А. Репина, модифицировала Т. В. Антонова).

Методы, чтобы создать психологический комфорт в группе

Педагог-психолог

Чтобы создать психологически комфортную среду для детей, принимайте каждого ребенка таким, какой он есть. Опирайтесь на добровольную помощь детей, например, привлекайте их к уходу за помещением и участком. Будьте затейниками и участниками детских игр и забав. В затруднительных для ребенка ситуациях ориентируйтесь на возрастные и индивидуальные особенности. Действуйте вместе с ребенком, а не вместо него. Обращайтесь к родителям за поддержкой в нестандартных ситуациях и привлекайте их к образовательному процессу. Не злоупотребляйте запретами и строгими требованиями, чтобы не развивать пассивность и не занижать самооценку у воспитанников. Уделяйте внимание не только драчунам, но и тихим, застенчивым детям.

Организуйте зону для психологической разгрузки. Обучите агрессивных детей приемам, которые помогут выражать гнев в приемлемой форме: бить подушку, быстро бежать на месте, мять и рвать специально выделенную для этого бумагу и др. Учите детей владеть собой в разных ситуациях, общаться бесконфликтно, сотрудничать, согласованно действовать в команде. Формируйте навыки самоконтроля и саморегуляции, например, детям старшего дошкольного возраста дайте задание складывать из геометрических фигур несложные узоры и композиции по образцу. Работайте над тем, чтобы повысить самооценку у тревожных и неуверенных в себе детей.

Создавайте положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности и защищенности при помощи речевых настроек. Их можно проводить утром после зарядки. Ваши голос и мимика должны соответствовать словам. Передайте с их помощью доброжелательность и радость от встречи. Например, встаньте в круг вместе с детьми, возьмитесь за руки и скажите:

– Я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Давайте постараемся сегодня как можно больше радовать друг друга. Для этого мы все должны чаще улыбаться, никого не обижать и не драться.

– Здравствуйте, мои хорошие! На улице сегодня пасмурно и сыро, а в нашей группе тепло, светло и весело от улыбок, ведь каждая улыбка – это «маленькое солнышко», от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами улыбаться друг другу как можно чаще.

А как вы создаете психологический комфорт в группах? Какие речевые настройки используете? Поделитесь своим опытом.

Обсудите опыт участников семинара.

Тренинг. Упражнение «Разогревки-самооценки»

5 минут

Проведите упражнение «разогревки-самооценки». Упражнение поможет снять напряжение и усталость, создать атмосферу психологического и коммуникативного комфорта, пробудить интерес к коллегам по работе.

Педагог-психолог

Назовите цвет вашего настроения.

Если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши.

Если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, что звучит рядом, улыбнитесь соседу.

Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль проявления эмоций, дотроньтесь до кончика носа.

Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.

Если в магазине вы отказываетесь примерить предложенную вам одежду только потому, что продавец не улыбнулся вам, покачайте головой.

Если вы не можете удержаться от спора, когда кто-то в чем-то не согласен с вами, топните ногой.

Если вы полагаете, что преобладание какой-то эмоции зависит только от внешних стимулов, подмигните.

Если вы выражаете гнев, стуча кулаком по столу, повернитесь вокруг себя.

Если вы способны удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой.

Если, войдя в незнакомое помещение и знакомясь с кем-то, вы мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой.

Если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните.

Если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой.

Если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от вашей эмоциональности, потанцуйте.

Тренинг. Беседа «Польза и вред эмоций»

5 минут

Педагог-психолог

У каждой эмоции есть положительные и отрицательные стороны. Любая эмоция может приносить как пользу, так и вред. Основные эмоции – это радость, гнев, печаль, страх, стыд. Каждая из них может быть выражена и эмоционально окрашена в разной степени. Давайте рассмотрим, какую пользу или какой вред приносят человеку основные эмоции.

Обсудите мнение участников семинара. Используйте списки с названиями эмоций.

Тренинг. Упражнение «Сколько во мне людей?»

5 минут

Педагог-психолог

Психолог Уильям Джеймс говорил: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро: каждый из двоих, каким он (она) видит себя, каждый из двоих, каким его (ее) видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле». Как вы понимаете эту фразу? Как самосознание человека связано с отношениями с родителями, друзьями, коллегами по работе?

Рефлексия

10 минут

Педагог-психолог

Давайте подведем итоги нашего семинара.

Обсудите итоги семинара с педагогами. Можно провести рисуночный тест «Домик для эльфа», который поможет педагогам оценить свое отношение к окружающему миру.

Публикации по теме:

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности Семинар - практикум в старшей группе компенсирующей направленности «Пчелки» на тему «В мире звуков и слов» Цель: повысить компетентность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Как оценить психологический комфорт в группе?»
Опубликовано: 28 сентября 2021 в 13:21
+240Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Как оценить психологический комфорт в группе?»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Филимонова (УИ 33410) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 95.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД