Жанна Черепанова
Семинар-практикум для воспитателей на тему «Развитие речевой активности детей посредством инновационных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО.
Задачи:
Обобщение опыта работы по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей на тему „Развитие речевой активности детей посредством инновационных технологий“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО.
Воспитывать культуру общения.
Участники: педагоги
Форма проведения: семинар-практикум
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Материал: презентация по теме «Развитие речевой активности детей посредством инновационных технологий», эмблемы команд «Солнышко», «Цветочки», мнемотаблица к потешке «Дождик, дождик, веселей!», задания Мнемоквадрат «Собери пословицу», «Мнемодорожки» -загадки, отгадай и прочитай стихотворение по мнемотаблице.
Предварительная работа: составление мнемотаблиц педагогами.
Ход семинара:
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Начать свое выступление я хотела бы со слов Константина Дмитриевича Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
СЛАЙД 1
Актуальность темы:
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
СЛАЙД 2
Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.
СЛАЙД 3
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают
прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической
деятельности. Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социокультурная среда – потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.
СЛАЙД 4
Инновационные методы :
Здоровьесберегающие технологии
ТРИЗ-технологии
Метод моделирования
ИКТ-технологии
Технология мнемотаблиц
Педагогическая арт-терапия
Синквейн.
СЛАЙД 5
Мнемотехника
На развитие памяти влияет много факторов, например: сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, выучивание стихов, ежедневное запоминание информации и прочие.
Так вот именно на запоминании хочу остановиться подробно, и рассказать о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память.
Этот метод называется мнемотехника или его еще называют мнемоника.
Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
• маленький словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• плохое развитие связной речи
• несформированность психических процессов
• несовершенство различных видов мышления.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать :
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
• воображение
• восприятие
• развивает кругозор
• развивает все стороны речи
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
СЛАЙД 6
Мнемотехника
Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы
СЛАЙД 7
Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это може быть как предмет, так и действие.
СЛАЙД 8
Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Мнемодорожки можно использовать:
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при воспитании культурно-гигиенических навыков и т. д.
Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне
СЛАЙД 9
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.
Сшили Тане сарафанчик —
Нет такого у подруг:
Ярко-жёлтый одуванчик,
Колокольчики вокруг.
Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.
При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при обучении составу числа
• при воспитании культурно-гигиенических навыков
• при воспитании навыков самообслуживания
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
• соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие - содержат познавательный материал.
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Как работать с мнемотаблицей.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т. е. информация группируется.
Этап 2: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3: Составление сюжета, т. е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.
Этап 5: Детям даётся время для запоминания. Затем мнемотаблица убирается, и дети воспроизводят её графически по памяти.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц удается достичь следующих результатов:
- у детей появляется желание пересказывать тексты-как на занятии, так и в повседневной жизни; придумывать интересные истории;
- расширился круг знаний об окружающем мире;
- активизировался словарный запас;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Практическая часть
Вспомните знакомую всем с детства фразу для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Для запоминания падежей русского языка – «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
В геометрии — Биссектриса — это крыса бегает по углам и делит их пополам.
Это мнемотехника просто тогда мы не знали, что это так называется.
Уважаемые коллеги я предлагаю, вам разделится на две команды,
«Солнышко» и «Цветочки»
Я приглашаю команду «Солнышко» и «Бабочек» пройти к столам.
Первое задание: Мнемоквадрат «Отгадай пословицу»
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Семеро, одного не ждут»
«Что посеешь, то и пожнешь»
Второе задание: «Мнемодорожки» -загадки.
1 «Под соснами, под елками лежит мешок с иголками». (Еж)
2 «Без окон, без дверей, полная горница людей». (Огурец)
3 «Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, Сладка, а не сахар, С хвостом, а не мышь» (Репка)
4. «Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает,
Тот слезы проливает» (Лук)
Третье задание: Отгадай и прочитай стихотворения по мнемотаблице.
СЛАЙД 10
Мнемотаблица «Веселое лето»
«Весёлое лето»
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
Кружат пчелы, вьются птицы,
А Маринка веселится.
Валентин Берестов
СЛАЙД 11
Мнемотаблица «Осень»
«Осень»
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Ирина Токмакова
СЛАЙД 12
Спасибо за внимание.