Папки-передвижки

Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие?»

Людмила Овчинникова
Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие?»

Семинар-практикум для воспитателей

«Обучение грамоте : игра или скучное занятие»

Разработала и провела: учитель-логопед

Л. В. Овчинникова

МДОУ «Д/С № 10», г. Заречный Пензенской области

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах подготовки детей к обучению грамоте.

Задачи:

• определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Обучение грамоте: игра или скучное занятие?“» размещена в разделах

• систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;

• познакомить педагогов с практическими приемами по обучению детей грамоте.

Оборудование: текст ФГОС ДО, экран для презентации, белые и красные цветы со слогами, морские камушки, паровозик, вагончики со словами.

Предварительная работа: самостоятельное изучение воспитателями печатных рекомендаций.

Введение в тему:

На слайде: цитата из ФГОС ДО п. 2.6 образовательная область «Речевое развитие»; задание педагогам: сформулировать задачи, которые решаются в НОД с детьми по обучению грамоте.

Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть педагоги, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей. Давайте поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный…».

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает :

• определение количества звуков в слове,

• фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие,

• определение места звука в слове.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :

• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

• Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• Готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи,т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков» слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

Знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

• Умение работать со схемой слова, предложения.

Игры на формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте

Игра «Волшебные цветочки»

Цель: совершенствовать навык составления и чтения слогов, слогового анализа слов.

Ход игры: Взять по одному красному и по одному белому цветку. Положить перед собой слева цветок, а справа, за ним, - белый. Перевернуть цветки, прочитать слоги (ат, от, ут, ит). Поменять цветки местами, прочитать, что получилось (та, то, ту, ти). Усложнить: взять еще красный и белый цветы и доложить к лежащим, перевернуть и прочитать что получилось (тата, тото, туту, тити). Разделить слова на слоги, отхлопать и определить сколько слогов.

Игра с морскими камушками

Цель: совершенствовать навык составления и чтения слогов, развивая трнкую моторику, профилактика нарушения письменной речи.

Ход игры: Выложить из камушков букву А. Превратить ее в букву П, затем в букву Т. После буквы Т выложить букву У. Прочитать слог ТУ. Выложить и прочитать еще 3-4 слога.

Игра «Веселый поезд»

Цель: совершенствовать навык составления и чтения предложений.

(На магнитной доске – паровозик и вагончики, в которых закреплены слова: КОТ, ПО, ХОДИТ, МОСТУ)

Ход игры: Прочитать слова, которые привез веселый поезд. Поменять слова местами так, чтобы получилось предложение. Прочитать предложение хором.

Игра «Разноцветные корзинки»

Цель: развивать фонематическое восприятие (дифференцировать звуки [т],[ п],[ н] в словах).

(Педагог ставит на ковер перед детьми желтую, синюю и красную корзинки, рассыпает картинки, в названии которых есть звуки [т],[ п],[ н]. Для каждого ребенка в комплекте должно быть по одной картинке с каждым из перечисленных звуков в названиях: СТОЛ, СТУЛ, ТАБУРЕТ, КАТУШКА, ПЛАТОК, ПОМИДОР, ПОПУГАЙ, ПАЛКА, КОНФЕТА, КЛОУН, ЛИМОН, БАНАН)

Ход игры: Положить в красную корзинку картинки со звуком[ т] в названиях, в желтую – со звуком[ п], в синюю – со звуком[ н]. (На каждой корзинке прикреплена соответствующая буква). Прокомментировать свои действия, составляя предложения.

Игра «Ралли – Дакар»

Цель: формировать навык составления и чтения слов из данных букв.

(На магнитной доске закреплены в беспорядке магнитные буквы М, И, Н, У, Т, А и магнитный автомобиль. В левом нижнем углу флажок с надписью «Париж», в правом – «Дакар»)

Ход игры: Отправиться на автомобиле из Парижа в Дакар, учасву авторалли, и провести машину из левого нижнего угла в правый верхний угол так, чтобы получилось длинное слово из шести букв. Работать дружно, чтобы стать победителями ралли.

Публикации по теме:

Отчет. Семинар — практикум для воспитателей ДОУОтчет. Семинар — практикум для воспитателей ДОУ Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика в детском саду" 3 октября 2017 года для педагогов ДОУ, учителем – логопедом Филатовой Т. С. ,.

Семинар-практикум для педагогов «Конфликт воспитателей и родителей» Семинар – практикум для педагогов на тему: «Конфликт воспитателей и родителей»( 1 слайд) Семинар «Конфликт воспитателей и родителей» (2.

Семинар-практикум для воспитателей «Сенсорное воспитание в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» Здание №3 Семинар – практикум для педагогов «Сенсорное.

Семинар-практикум для воспитателей «Бодрящая гимнастика» Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии дошкольника велика. Отдых в середине дня ему просто необходим. В условиях дефицита.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников Задачи:.

Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ: «Логопедическое ассорти»Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ: «Логопедическое ассорти» Здравствуйте уважаемые коллеги! Вступление: Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно - образовательный.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализации в коррекционно-развивающей работе» ВидеоСеминар-практикум для воспитателей «Использование театрализации в коррекционно-развивающей работе» Видео Краткая аннотация. Семинар- практикум для воспитателей – в котором раскрывается, использование элементов театрализованной деятельности в.

Семинар-практикум для воспитателей «Педагог и ребенок: общение без барьеров» Одна из первостепенных задач в работе современного педагога — формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости,.

Семинар-практикум для воспитателей «Речь и движение» Учитель-логопед Климова Елена Александровна Инструктор по физической культуре Запорожец Лариса Григорьевна ГБОУ СОШ №1393 «Школа РОСТ».

Семинар-практикум для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Описание: Рекомендуется воспитателям, музыкальным работникам для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие?»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 22:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД