Семинар-практикум для воспитателей «Проверьте свою грамотность»

Анастасия Иванко
Семинар-практикум для воспитателей «Проверьте свою грамотность»

Многие задаются вопросом «Что такое культура речи?»

Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (лексики, орфоэпии, фонетики и грамматики) а также умение грамотно использовать в своей речи все средства ее выразительности (метафоры, олицетворения, гиперболы, ирония, сарказм) в соответствии с аудиторией и принятым в окружении стилем общения.

Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Красивая, грамотная и правильная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

Правильность речи - основа языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.

Воспитатели являются примером для своих воспитанников, так сказать «Эталоном». Вместе с детьми воспитатель проводит так же много времени как и родители. Он организует совместные игры, общается с детьми во время занятий, знакомит с художественной литературой, прививает любовь к литературе, поэзии, устному творчеству. И, конечно же, дети в ходе общения с воспитателем перенимают и речевые особенности педагога.

Для воспитателя, грамотная, четкая, и правильная во всех аспектах речь— это уровень его профессионализма. Поэтому работа над усовершенствованием своей речи — есть каждодневный, упорный труд как уже опытных педагогов, так педагогов-новичков. Воспитатель обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому буду-щие педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка, то есть о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят.

Так, русский публицист и литературный критик,Дмитрий Иванович Писарев писал: "Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни".

Сегодня на семинаре, предлагаю Вам провести незатейливую проверку вашей грамотности и речи. Для удобства, семинар разбит на блоки. В конце семинара мы подведем итоги, каждый для себя.

1. Грамматическая правильность

Проспрягать глаголы: бежать, хотеть.

В каком случае используется форма глагола бегите?

Глагол «бегите» используется только при формировании повелительного наклонения, например, «Ваш поезд уже отходит, бегите, может еще успеете!»

Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

Повелительное наклонение- форма наклонения, выражающая волеизъявления (приказ, просьбу или совет).

Ехать – поезжай (те); бежать – беги (те); махать – маши (те, махай (те); сесть – сядь (те); лечь – ляг (те).

Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

Окна занавешены (тюль)

Лицо скрыто (вуаль)

Крышу кроют (толь)

Вымою голову (шампунь)

Голова покрыта (шаль)

• Закончите предложения,употребив существительное в правильной форме:

Ольга резко поднялась с кресла, а клубок с ее (колени) укатился прочь.

Мы вошли в зал, в котором было много (кресла, (шкафы, (диван).

Моя командировка продлится 17 (сутки)

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

2. Орфоэпическая правильность

Орфоэпия- это раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, обеспечивающий единство звучания речи.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.

Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь.

Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа: доска, река, щека, борода, стена, борона.

3. Лексика

Исправить предложение:

Он полный невежа в вопросах искусства.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Компания «Айсберг» является ведущим лидером рынка товаров и услуг.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Концерт группы «Чайка»подошел к своему завершающему концу.

Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Врачиха выписала лекарство.

• Синонимия. Объяснить значения слов. С каждым из слов составить предложения.

Старый Давний Старинный Ветхий Древний.

Уверена, каждый из Вас смог дать определение указанным прилагательным, а сейчас я представляю вашему вниманию, как эти же прилагательные классифицировал русский драматург,публицист Денис Иванович Фонвизин: «Старо то, что давно было ново; старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленнейших веках».

Для иллюстрации этих значений Д. И.Фонвизин дает такое продолжение: «Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много ветхого. Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в древние времена».

Итак, включенные в синонимический ряд слова обозначают примерно одно и то же и одновременно не одно и то же, в них заключен общий для них смысл, но разные его оттенки.Именно последние при употреблении синонимов играют роль: они напоминают оттенки красок у художника, нюансы звуков у музыканта.

4. Орфография

Орфография- это раздел науки о языке, изучающий правописание слов, их правильность.

Словарный диктант: аббревиатура, апелляция, манекен, плеоназм, декларация, монархия, иллюминация, коллоквиум, бессонница, ненароком, ни в коем случае, экспрессия.

В память о семинаре, у вас останутся все результаты нашей работы, и высказывания великих людей мира о слове, речи, культуре речи человека.

Заканчивая сегодняшний семинар, предлагаю Вам, использовать рефлексию, и вспомнить весь материал сегодняшнего семинара, и провести самоанализ. Для удобства, воспользуйтесь предложенной анкетой.

И помните, коллеги, успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения.

Публикации по теме:

Роль взрослого в развитии речи дошкольников Роль взрослого в развитии речи старшего дошкольника Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная.

Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка 1. ОСНОВНОЙ ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ КАК ГЛАВНОЕ ИНТОНАЦИОННО-ЗВУКОВОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ Цели работы: расширить знания детей.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Игрушки
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Проверьте свою грамотность»
Опубликовано: 28 апреля 2014 в 16:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы

«И вот пришел победный Май, великий, долгожданный» — очередной тематический день посвящен священному для нашей страны празднику, Дню Победы. Воспользуйтесь этой специальной подборкой игр и занятий, чтобы...

9 мая. День салюта Победы на МААМ

В этот майский день вся наша огромная страна с радостью отмечает праздник Победы. Один из главных его символов и многолетняя традиция – это праздничный салют. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический...


Горячие темочки