Инесса
Семинар-практикум для воспитателей «Рисование былинных богатырей различными способами»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Заставка. Здравствуйте уважаемые гости. Сегодня я вам хочу предложить поговорить и попробовать свои силы в жанровой живописи. А точнее- в рисовании былиных героев- богатырей.
2. Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Рисование былинных богатырей различными способами“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. ИЗО, рисование, аппликация, лепка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2021
3. В работе с детьми дошкольного возраста в детском саду используются такие жанры живописи как натюрморт, пейзаж, портрет, сказочно-былинный жанр.
4. Начинать знакомство с картинами необходимо с натюрморта, т. к. в натюрморте есть только знакомые детям предметы.
Натюрморт - это изображение различных предметов, вещей, объединённых группу конкретным сюжетом.
В переводе с французского слово «натюрморт» означает «мертвая натура»
Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже со 2 младшей группы. Основная задача педагога на этом этапе - вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно.
5. Помимо натюрморта, старших дошкольников знакомят с таким жанром живописи, как пейзаж.
Пейзаж – это «портрет» природы.
Французское слово «пейзаж» означает «природа».
Она становится как бы «героем» произведения.
Пейзаж – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы.
Исходя из возможностей детей 4-5 лет можно знакомить с пейзажами, в которых ярко представлены проявления природы, наблюдаемые детьми в жизни (осень, зима, весна, сельский, городской пейзаж).
6. Помимо пейзажной живописи дети старшего дошкольного возраста приобщаются к искусству портрета.
Портрет - это изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Слово портрет означает в переводе с французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека. Главная ценность этого жанра в том, что он нам передает не только внешний вид человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир, индивидуальность, возраст.
Ознакомление 4-5 летних детей с портретом начинается со второй половины учебного года, после того как они освоят жанры натюрморта и пейзажа. Детей этого возраста знакомят с женским, мужским, детским портретом, с особенностями этого жанра, его отличиями от других видов живописи.
7. Со старшей группы знакомим детей сказочно-былинным жанром.
Произведения живописи, написанные по мотивам сказок и былин, - это сюжетно тематические картины, в которых представлена взаимосвязь событий, художественных образов, где сюжетно-композиционный центр всегда выделен ярко, детально, подчеркнут либо величиной, цветом, либо построением изображения. Все средства выразительности живописи направлены на выражение главной идеи произведения.
Конечно, изобразить сказку или былину со всеми характерными для них особенностями в живописи сложно, однако художникам удается предать некоторые из них. Рассматривая с детьми репродукции на темы сказок, следует отмечать элементы фантастичности, сказочности. В картинах на былинный сюжет целесообразно обращать внимание на историческую достоверность изображения, а также отмечать имеющиеся элементы вымысла, преувеличения.
Ознакомление детей дошкольного возраста со сказочно-былинной живописью происходит по определенной схеме:
Предварительная работа: рассказывание детям сказки (былины, связанной с изучаемой картиной.
Проведение беседы, направленной на выяснение сути сказки (былины, характера ее главных героев, рассматривание иллюстраций к ней.
Проведение художественно-развивающих игр.
Основная работа по картине: рассматривание картины, словесное рисование по теме картины.
Анализ главного героя (героев) : обратить внимание детей на позу героя, на положение рук, ног, головы, мимику лица.
Анализ цветовой гаммы картины.
Анализ деталей, изображенных на переднем плане.
Анализ заднего плана (фона) картины.
Целостный анализ содержания и средств выразительности картины.
8. А теперь перейдём к практической части нашего семинара- рисованию богатырей. Для того, чтобы с детьми нарисовать богатыря, обязательно нужна предварительная работа.
9. Беседы, рассматривание картин и репродукций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и даже слушание музыки! Обязательно нужно обсудить, во что одет богатырь, как называются детали его одежды и для чего они нужны.
10. После этого неплохо попробовать слепить богатыря. Чтобы в процессе лепки запомнить и повторить все необходимые детали для создания образа богатыря и заодно, ещё раз уточнить пропорции и соотношения частей тела героя.
11. И только потом можно приступать к рисованию. Существует несколько схем рисования богатыря. Они непростые, но после того, как дети попробовали слепить нашего былинного героя, сложностей уже быть не должно.
12. Подготовишки достаточно неплохо справляются с такой задачей. Им нравится выбирать оружие, щиты и одежду для своих персонажей.
13. Давайте тоже попробуем нарисовать одного из богатырей. Например, Илью Муромца.
Начнём с наброска в карандаше. Для того, чтобы нарисовать тело- используем геометрические фигуры. Круги, овал, трапеция и стрелочки. Это совсем несложно, правда?
Далее- рисуем черты лица: брови, глаза, усы, нос и бороду. Затем оформляем шею, рисуем волосы и прорисовываем плечи.
14. Рисуем мощный торс, пояс с пряжкой. Теперь очередь рук. Наручи- защита предплечий и запястий, затем- кисть. Ну вот и очередь до ног дошла. Штаны и сапоги- последние детали. Наш Илья Муромец готов.
Теперь можно и раскрасить такого красавца. Не забываем про подбор цвета! Кольчуга, шлем с бармицей и наручи должны быть из металла, т. е. серого цвета. А вот уж всё остальное на ваш вкус и цвет!
15. Можно герою в руки дать оружие и щит. Не забываем про фон! Это дополнит восприятие могучего и отважного героя.
16. А теперь поговорим о том, каким способом можно ещё нарисовать богатыря? Вот тут фантазия может разыграться. Я вам предлагаю способ штампования. Берём сырую картофелину, разрезаем её пополам и на каждой половинке вырезаем верхнюю и нижнюю части фигуры нашего Ильи Муромца.
Конечно, штампики вырезает взрослый.
А вот отпечатки могут делать даже малыши.
17. Тут главное- аккуратность и внимательность (не перепутать, что каким цветом раскрасить). Намазываем штампики краской…
18. Прикладываем к поверхности бумаги, прижимаем и….
половина богатыря есть!
Тоже самое делаем со второй половинкой картошины.
Вот и готово!
Но хочется, чтобы отпечаток был красивый. Герой-то наш в кольчуге! Как это изобразить? Да очень даже просто! Нам в этом поможет трубочка от коктейля. Макаем её в контрастную краску и ставим отпечаток на уже подсохшем месте, где она должна быть.
Всё. Основа нашего воина готова.
19. Теперь можно заняться и деталями: дорисовать руки, волосы, бороду, лицо и оружие. Не забываем про фон! Это важно!
И самое главное- при помощи штампика можно нарисовать целую дружину богатырей. И это будет совсем неутомительно, а даже интересно. Т. к. основа одинаковая, а детали- могут быть самые разные. В итоге воинов много, но они все не похожи друг на друга. Вот где может разгуляться фантазия!
20. Вот и подошёл к концу наш семинар- практикум. Надеюсь, он вам понравился и помог для себя открыть новые возможности и ресурсы для дальнейшего творчества с детьми. Желаю успеха!