Семинар-практикум для заведующих и воспитателей района «Коррекционная работа на логопункте»

Светлана Гончарова
Семинар-практикум для заведующих и воспитателей района «Коррекционная работа на логопункте»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

Для заведующих и воспитателей района

«Коррекционная работа на логопункте»

План проведения практикума:

1. Организационный момент.

2. Выступление учителя –логопеда с сообщением «Коррекционная работа на логопункте».

3. Показ части занятия с подгруппой детей старшей группы «Артикуляционные упражнения».

4. Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений. Буклеты.

5. Показ части индивидуального занятия по постановке звука [Р] с ребенком подготовительной к школе группы.

6. Показ части индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] с ребенком подготовительной к школе группы.

7. Совместная деятельность логопеда и воспитателей, которые выступают в роли детей.

8. Фонематическое развитие (Буклет).

9. Обмен выступлениями о встрече.

Цель: Обучить воспитателей артикуляционным упражнениям и способам постановки звуков у детей.

Задачи: Расширить представления воспитателей в оказании помощи ребенку по развитию артикуляционного аппарата.

Участники семинара: заведующие и воспитатели детских садов района, учитель- логопед ведущий практикума.

Продолжительность: 40 мину -1 час.

Оборудование: столы и стулья, зеркала для детей, зеркала для участников семинара, буклеты с артикуляционными упражнениями и рекомендациями по их проведению, спирт, вата, ватные палочки.

Предварительная подготовка

1. Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2. Разработка буклетов для воспитателей «Проведение артикуляционной гимнастики», «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики».

Ход практикума:

1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие участники нашего сегодняшнего семинара – практикума. Сегодня я познакомлю вас с коррекционной работой, которая проходит на логопункте, со всеми её этапами. А так же мы потренируемся в выполнении артикуляционных упражнений, которые вы в дальнейшем сможете применять в своей работе.

2. Выступление учителя –логопеда с сообщением «Коррекционная работа на логопункте».

Сначала я предлагаю вам послушать, как проходит коррекционная работа в нашем детском саду.

На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию (-это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, фонетико-фонематические нарушения (- это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами в следствии дефектов восприятия и произношения фонем. Фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения.

Занятия логопеда с такими детьми проходят 2-3 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда. Количество детей для логопункта ограничено - 25 человек на год и 12-16 детей на одновременную работу по коррекции речи. В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста, а на оставшиеся места - дети 4-5 лет. (На основании положения о логопункте, которое составлено на основании Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и «Положения об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специальных групп» (утверждено на засдании актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования 24.02.2000г.)

Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией или отсутствия такого учреждения, как у нас на селе, я занимаюсь с такими детьми, но тогда учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

Сроки логопедической работы могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5-2 и более лет, в зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений.

Задачей работы логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность логопункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.

Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.

По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т. е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:

1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;

2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.

И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу.

И самое важное! Нужно один раз научиться отработать эти занятия правильно и чётко. Вначале это не просто, не быстро, зато потом будут видимые результаты!

3. Показ части занятия с подгруппой детей старшей группы «Артикуляционные упражнения».

Сейчас я покажу вам часть занятия с подгруппой детей, которое проводится в самом начале коррекционной работы. Она включает в себя артикуляционные упражнения для развития артикуляционного аппарата. Эти упражнения можно применять с самого раннего возраста, чтобы в дальнейшем ребенку было легче усваивать звуки.

«Сказка о веселом язычке».

4. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики (Кратко)

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

9. Взрослый показывает выполнение упражнения.

10. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

11. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. (Раздать буклеты).

5. Показ части индивидуального занятия по постановке звука [Р] с ребенком подготовительной к школе группы.

Сейчас вы посмотрите часть индивидуального занятия по постановке звука Р с ребенком подготовительной группы. Это уже следующий этап коррекционной работы.

6. Показ части индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] с ребенком подготовительной к школе группы.

Сейчас я вам покажу часть занятия с ребенком подготовительной группы по автоматизации звука Р в словах и предложениях.

Следующим этапом идет введение в связную речь. На данном этапе воспитатели и родители контролируют речь ребенка, чтобы звук закрепился в детской речи.

7. Совместная деятельность логопеда и воспитателей, которые выступают в роли детей.

Сейчас мы с вами потренируемся в выполнении артикуляционных упражнений. (Раздать зеркала и комплексы артикуляционных упражнений).

8. Фонематическое развитие (Буклет).

И еще мне хотелось бы обратить ваше внимание на такую проблему у детей, как нарушение фонематического развития. Я подготовила для вас буклеты, ознакомьтесь пожалуйста, с ними.

9. Обмен впечатлениями о встрече.

Вот наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла помочь вам и только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе. Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.

Публикации по теме:

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ»Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ» В нашем детском саду был проведен районный семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ».

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Семинар-практикум для заведующих и воспитателей района «Коррекционная работа на логопункте»
Опубликовано: 21 декабря 2019 в 17:12
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
МААМ: Сидим дома с пользой

Cитуация всеобщего карантина, которую мы с вами сейчас переживаем, – неслыханная и непривычная.И детям, и взрослым непросто приспособиться к этой обстановке: ведь она изменила весь привычный уклад их...

7 апреля. День рождения Рунета

Я думаю, что выражу общее мнение, если скажу: интернет пришёл в нашу с вами жизнь в начале 2000-х. Работал он через домашний телефон: когда ты сидишь в интернете, дозвониться до тебя невозможно. Если...

Сценарий «Посвящения в юные экологи». Часть 2
4 тур. «Что я знаю о природе». ( слайд 21) Вед. Участники команд отвечают на один вопрос из предложенных 6 категорий. Правильный ответ приносит команде...
Памятка для родителей «Игры и игрушки в жизни детей»
- Рассказывайте ребёнку о своих игрушках и увлечениях, показывайте ему те игры, в которые вы играли в детстве и которые были интересны вам - Разрешайте...
«Моя весна». Фотоотчёт о творческой работе
Весна. Она такая разная. То милая девчушка с озорным взором, лучащимся из под ресниц… Желтыми бликами в молодой траве рассыпаны цветки...