Лучший педагог года

Семинар — практикум «Игры с детьми в период адаптации»

алефтина кныш
Семинар — практикум «Игры с детьми в период адаптации»

Семинар – практикум.

Подготовила педагог-психолог МБДОУ детский сад №35 города Крымска Кныш Алефтина Спиридоновна

Игры с детьми в период адаптации.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, работающих в адаптационных группах.

Задачи:

- сплочение коллектива,

- развитие наблюдательности,

- развитие навыков эффективного общения и взаимодействия,

Публикация «Семинар — практикум „Игры с детьми в период адаптации“» размещена в разделах

- ознакомление педагогов с особенностями адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста,

- ознакомление педагогов с картотекой игр с детьми в адаптационный период,

- ознакомление педагогов с особенностями работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ,

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на нашем занятии. Занятие наше посвящено адаптации наших малышей. Вам досталась очень тяжелая и в тоже время чрезвычайно важная работа: принимать малышей в садик. С первых дней посещения детьми детского сада, у родителей складывается обще впечатление об учреждении, об их подготовке, об оснащенности групп и т. д. получается, что вы являетесь лицом детского сада. На вас ложится вдвойне сложная работа: с одной стороны – обеспечить деткам быструю и безболезненную адаптацию, с другой стороны – наладить контакт с родителями деток. Ведь всю информацию о своих детках они получают именно от вас. С момента поступления в сад, вы становитесь заменой малышам семьи, ведь они большую часть своей жизни проводят в садике, проводят с вами. Вы им заменяете маму. И родители возлагают на вас огромные надежды. Вам необходимо проявлять по максимуму свои профессиональные качества, быть внимательными, чуткими, отзывчивыми, мягкими, компетентными. В общем, быть профессионалами.

Игра

«Разноцветные ленточки».

Каждому педагогу выдается разноцветная лента. Педагог коротко рассказывает о своих достоинствах. Пока он рассказывает, привязывает ленточку к ленточке соседа. Когда образуется единая лента, педагог-психолог подводит участников к тому, что все они исключительно разные, не похожие друг на друга, но всех многое объединяет: общая профессия, любовь к детям, творческий потенциал и другое. Об этом говорит и круг, получившийся из лент: посмотрите, все ленточки разные, тем не менее, круг единый. Мы представляем единую команду. Все мы связаны друг с другом.

Кроме этого, сегодня я познакомлю вас с процессом адаптации малышей к ДОУ, с играми, которые рекомендуются для адаптационного периода. Также я познакомлю вас с такой формой работой с родителями, как акции. Эта форма взаимодействия с родителями является относительно новой в педагогической деятельности. Итак, приступим.

Упражнение

«Погружение в детство»

Цель — активизировать впечатления раннего детства, прочувствовать эмоциональное состояние ребенка в возрасте 2—3 лет.

А теперь сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию — оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах.

Представьте себя в детстве, то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет тополиными почками. Деревья покрываются первыми листочками и такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вам два или три года. Вы идете по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето: какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете его теплую нежную руку.

Получается у вас представить себя маленьким ребенком? Расскажите, что вы чувствуете?

Упражнение

«Я иду в детский сад»

Цель — прочувствовать эмоциональное состояние ребенка, пришедшего первый раз в детский сад.

Снова закройте глаза. Представьте, что мама ведет вас первый раз в детский сад. Вы входите в ярко освещенную комнату, видите высокую тетю, незнакомых мальчиков и девочек. В комнате очень шумно. Рядом с высокой тетей стоит девочка, плачет и зовет маму. Тетя ласково зовет вас войти, вы оборачиваетесь, чтобы взять маму за руку. А мамы нет.

Что вы почувствовали в этот момент? О чем подумали?

Упражнение

«Теннисные мячики»

Цель — прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада.

Посмотрите на шарики в моей корзинке — это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам (теннисные шарики раздаются по кругу). Я раздаю вам такие трудности:

— ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени», и «неизвестно, заберут ли меня домой»;

— незнакомая обстановка;

— незнакомые взрослые, мальчики и девочки;

— недостаточно развитые навыки самообслуживания (не умеют или не аккуратно кушают, не умеют или стесняются попроситься на горшок, не умеют одеваться и т. п.);

— новый режим дня.

Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что вам хочется сделать?

Итак, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей, и для воспитателей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми незнакомыми взрослыми могут стать для ребёнка психической травмой. Малыш может это воспринять как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным и мягким. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психологическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие его нового образа жизни.

Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Игра на снятие эмоционального напряжения

«Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими людьми. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.

Игра на доверительные контакты со взрослым на телесно-игровом уровне, снимать эмоциональное напряжение.

«Гусеница»

Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту». Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении.

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях.

Очень важно в процессе беседы с родителями выяснить особенности поведения ребенка. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т. д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними. Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Узнать привычки ребенка помогают беседы с родителями и анкетирование.

Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: “Ты меня любишь?” Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребёнок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первыми контакты с ребёнком должны быть контактами помощи и заботы.

Основная задача педагога – заслужить доверие ребёнка. Педагогу следует прежде всего любить малышей, детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, весёлое настроение и умение создать его у других, способность увлечённо играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие ласковые движения.

Упражнение

«Вездеход»

А теперь давайте снова разомнемся, отвлечемся от раздумий. Мы будем передвигаться по комнате в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры, изображая то о чем идет речь. Итак, готовы? Начали! Идем через лес. Птицы щебечут. Бабочки порхают. Высокая трава на опушке…крапива больно стегает по голым ногам…комары заели. А все потому, что вы попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются… снежное поле, пронизывающий ветер…. и пули свистят над головой. Еще и еще. Где бы укрыться. В окоп. Нет, это не окоп, это пруд с приятной освежающей и очень чистой водой…но очень холодной, градусов восемьдесят. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков…. паутина липнет к лицу, цепляется к волосам … ею наполнено все пространство… нет, показалось. Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты. Сорвем один. Вдохнем чудо-аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку. Скулы свело, ух как кисло. Вперед через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад. Берег моря, закат, идем по кромке воды….

Этапы работы с детьми в период адаптации :

Вся работа с детьми 3-его года жизни, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Педагогу необходимо в течение всего адаптационного периода играть с детьми в различные игры, стараться ввести в любые режимные моменты игру.

Упражнение на взаимодействие со сверстниками

«Мы с тобой одна семья»

Мы с тобой - одна семья:

Вы, мы, ты, я.

Потрогай нос соседу справа.

Потрогай нос соседу слева.

Мы с тобой - друзья.

Мы с тобой - одна семья:

Вы, мы, ты, я.

Обними соседа справа.

Обними соседа слева.

Мы с тобой - друзья.

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты, я.

Ущипни соседа справа.

Ущипни соседа слева.

Мы с тобой друзья.

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты, я.

Поцелуй соседа слева.

Поцелуй соседа справа.

Мы с тобой - друзья.

К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:

-игру повторяют в течение дня несколько раз;

-при введение новой игры знакомые игры повторяют;

-продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организуют индивидуально, по количеству повторений;

-при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.

Я вам предлагаю перечень игр, которые рекомендованы в адаптационный период малышей. Раздать картотеку игр.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Задачами этой работы являются следующие параметры:

1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.

3. Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам: целенаправленность, систематичность, плановость; возрастной характер взаимодействия с родителями; доброжелательность, открытость.

Ожидаемые результаты работы с родителями – это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско–родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.

Разработаны следующие формы работы воспитателя с семьей: беседы; родительские собрания; анкетирование; посещение на дому; выставки; папки-передвижки; наглядные формы педагогической пропаганды; консультации; присутствие родителей во время адаптационного периода в группе. Я хочу вас познакомить с такой формой работы с родителями, как акции. Детско-родительские. Акции малозатратны. Не требуют особой подготовки. Не отнимают много времени. Объединяют родителей детей и воспитателя. Они информативны. Как правило акции проводятся в вечернее время, когда родители приходят за детьми.

Упражнение

«Сито»

Цель данного упражнения – научиться выделять главное от второстепенного.

Нужны три добровольца. Один из них садится на стул. Двое других встают у него за спиной слева и справа. Каждый из них по сигналу начинает свой монолог. Задание игроку который сидит – через две минуты пересказать как можно более подробно рассказ каждого из участников.

Наше занятие подходит к концу. В заключение скажу, что различают степени адаптации.

Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала

Исход адаптации. Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет.

Уважаемые педагоги. Сейчас в заключение нашего мероприятия, я предлагаю вам поиграть во что вы хотите.

Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания является личность воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным, отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь внимание детей. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского сад.

И я желаю вам, уважаемые коллеги, чтобы вы были именно такими, какими я перечислила выше. И чтобы период адаптации наших малышей проходил максимально легко и безболезненно.

Сейчас обратная связь

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Каковы ваши впечатления от прошедших занятий.

2. В чем оправдались/не оправдались ваши ожидания от занятия.

3. Какое упражнение вам понравилось больше всего.

4. Какое задание было самым сложным для вас и почему.

5. Какая информация была полезной.

6. Ваши пожелания по организации следующих групповых занятий.

7. Заметил ли кто-нибудь из вас по какому принципу были выстроены наши упражнения.

Публикации по теме:

НОД с элементами игр ТРИЗ с детьми 2–4 лет в период адаптации к детскому саду Краткая характеристика выбора данной инновационной деятельности: При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают.

Фотоотчет. Игры детей в период адаптацииФотоотчет. Игры детей в период адаптации Ни для кого не секрет, что период адаптации- это самый тяжёлый период в детском саду для всех; дети чувствуют себя покинутыми родителями,.

Игры детей в период адаптацииИгры детей в период адаптации В. А Сухомлинский писал: «Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих.

Игры для детей в период адаптации Игры для детей в период адаптации Топ-топ С начала проиграть считалку со своим ребёнком. Затем организовать для игры несколько детей.

Игры, используемые в период адаптации детей к условиям ДОУ Игры, используемые в период адаптации детей к условиям ДОУ При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный.

Игры с детьми в период адаптации Адаптация детей к условиям ДОУ часто протекает очень болезненно, малыши переживают, плачут. Для детей всё кругом кажется новым: и то, что.

Игры с водой в период адаптацииИгры с водой в период адаптации Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком Кружат пчелы, вьются птицы, Детвора вся веселится.

Игры в период адаптации детей в первой младшей группе Игры в период адаптации в первой младшей группе В возрасте 2 -3 лет многих детей родители ведут в детский сад. Первые дни нахождения малыша.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» Методическая разработка: Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар — практикум «Игры с детьми в период адаптации»
Опубликовано: 26 января 2017 в 14:41
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД