Получи документы

Семинар-практикум по использованию приёма ТРИЗ «Ожившие предметы»

Альбина Шихова
Семинар-практикум по использованию приёма ТРИЗ «Ожившие предметы»

Семинар-практикум «Использование приёма ТРИЗ

«Ожившие предметы»»

ТРИЗ –краткая историческая справка

Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.

Публикация «Семинар-практикум по использованию приёма ТРИЗ „Ожившие предметы“» размещена в разделах

Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:

1. Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.

2. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.

3. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.

4. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.

5. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.

Основные методы ТРИЗ

Основными из них можно назвать следующие.

• Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.

Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.

• "Да-нет-ка" – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.

• Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.

• Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.

• Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).

Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

Ожившие предметы

Цель: Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами

Развивающая: развивать образное, логическое мышление, творческую фантазию, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Образовательная: формировать умение работать над замыслом, закрепить умение рисовать изображаемый предмет, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, точность, бережное отношение к материалам и инструментам, трудолюбие, добросовестность, старательность, эстетический вкус.

Как оживить предмет?

Нарисовать, дорисовать,

Приклеить части к рисунку,

Сделать из чего-либо, доделать,

Самому войти в образ (превратится)

Как оживить предмет?

Оживить с помощью волшебного инструмента (волшебная палочка)

Пригласить волшебника

Самому стать волшебником (джином)

Прочитать магические заклинания

В младшем дошкольном возрасте

«Оживление» сначала проводит сам взрослый, а затем эту роль на себя берут уже сами дети.

Здесь показывается прозрачный экран, на котором нанесены (наклеены, нарисованы) глаза, рот, нос, ручки и ножки, а туловища нет. Если его приложить к любому предмету, предмет “ оживает”

Это обыгрывание предметов очень нравится детям и воспитывает эмпатийное отношение к окружающему. Когда предмет начинает рассказывать о себе в лице ребенка (эмпатия) здесь происходит помимо развития воображения, фантазии и закрепление сенсорных эталонов (цвет, размер, форма, величина, развивается и совершенствуется речь ребенка, его интерес к окружающему миру, что немаловажно в этом возрасте.

• Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются упражнения с поочередным приглашением Волшебников Оживления и Окаменения.

- Волшебник Оживления коснулся ваших стульев. Давайте покажем, как они побежали, как стали разговаривать и т. д.

- Птички в клетке коснулся Волшебник Окаменения. Покажите, как она прыгала, клевала зернышки, а сейчас какая она?

• В средней группе рекомендуется усложнение игр. Производятся преобразования части объекта, места его нахождения.

- Что будет с игрушками (с одеждой, если их коснется Волшебник Оживления?

- Что случится с животными и растениями в уголке природы, если его навестит Волшебник Окаменения?

• В старшем дошкольном возрасте организуются игры согласно представленной технологической цепочке с самостоятельным использованием приема статики-динамики.

• В течение всего дошкольного периода следует вычленять прием оживления-окаменения при знакомстве со сказками, легендами, мифами.

Прием оживления : дерево – Буратино, овощи – Чиполлино, тесто – Колобок, снег – Снегурочка, металл – Железный Дровосек, говорящие зеркало и голова в сказках и т. п.

Прием статики: заснувшая царевна, Белоснежка, Спящая Красавица, Настенька (“Морозко”…

Продуктивная деятельность:

• Лепка посуды, которой коснулся Волшебник Оживления Всемогу;

• Рисование (универсальный костюм, в котором можно и ходить в гости, и плавать под водой, и спать, и т. д.);

• Конструирование “Я могу сделать только это…” (ребенок сам выбирает материал и тему, далее объясняется “Мы можем много всего сделать из данных заготовок и с использованием дополнительных средств).”

• На основе этого приема происходит

• и закрепление сказок,

• и инсценирование,

• и драматизация,

• развиваются артистические способности,

• формируется речь,

• развиваются коммуникативные навыки и умения

• и конечно же творческие способности.

Кредо триз.

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта

Публикации по теме:

Из опыта работы по использованию элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками Из опыта работы по использованию элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками. МБДОУ №107 г Чита. Воспитатель: Марченко Л. П. В данном саду я.

Презентация для педагогов ДОУ «Семинар-практикум по ЗОЖ» Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей. Метод: «Дерево.

Семинар-практикум для педагогов «Валеология в ДОУ» Семинар – практикум для педагогов «ВАЛЕОЛОГИЯ В ДОУ» Цель: уточнять и закреплять знания педагогов о валеологической культуре дошкольников,.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии» Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ технологии» Подготовила воспитатель.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Педагогическая этика в ДОУ»Семинар-практикум «Педагогическая этика в ДОУ» Цель: создание условий для совершенствования знаний педагогов о профессиональной этике. Задачи: 1. Развитие коммуникативных навыков, сплочение.

Семинар-практикум «Правила и дисциплина» Семинар – практикум: «Правила и дисциплина» «Дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным.

Семинар-практикум «Театр своими руками» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ТЕАТР СВОИМИ РУКАМИ» Цель Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование.

Семинар-практикум «Учимся экспериментировать» Семинар- практикум «Учимся экспериментировать». Цель: повышение педагогического мастерства родителей по проблеме детского экспериментирования.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум по использованию приёма ТРИЗ «Ожившие предметы»
Опубликовано: 22 июля 2019 в 17:37
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД