Получи документы

Семинар-практикум «Конфликт и пути его решения»

Печуева Ольга Владимировна
Семинар-практикум «Конфликт и пути его решения»

Тема конфликт актуальна для каждого из нас, а так как мы работаем с детьми и их пребывание в ДОУ должно быть оптимально психологически комфортным, что от части зависит и от нас и от нашего эмоционального состояния.

Что же такое конфликт? Сегодня мы затронем начальную ступень конфликта - условия его зарождения

Слово происходит от латинского «conflictus», что означает «столкнувшийся».

К наиболее распространенным синонимам слова «конфликт» относятся:

Публикация «Семинар-практикум „Конфликт и пути его решения“» размещена в разделах

1. ссора;

2. разногласие;

3. столкновение;

4. поединок;

5. противостояние;

6. баталия.

Для полного понимания сначала необходимо дать определение указанному социальному явлению.

Итак, конфликт – это способ разрешения противоречий, возникающих на почве несоответствия суждений, целей, интересов, выводов, умозаключений, мнений или взглядов на те или иные аспекты.

Слайд.

Этот процесс характеризуется тремя основными признаками:

Слайд.

1. Суть заключается в противоборстве двух и более субъектов.

2. Сопровождается выбросом негативных эмоций со стороны участников, а также действиями, которые могут выходить далеко за рамки общепринятых правил и норм поведения.

3. Возникает исключительно в процессе социального взаимодействия участников друг с другом.

Конфликт всегда сопровождается наличием гнева с одной либо двух конфликтующих сторон. В связи, с чем хотелось бы процитировать древнеиндийское выражение:

Слайд.

«Кто не отвечает гневом на гнев, спасает двоих — и себя, и другого».

Гнев всегда вызывает у нас отрицательные эмоции. Именно поэтому конфликт является разрушающим явлением.

В процессе делового и межличностного общения встречаются как люди, склонные к конфликтному поведению, так и те, которые спокойно относятся к различным ситуациям, сохраняя уравновешенность и способность принимать оптимальные решения. Пример:

СКАЗ

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит.

И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, водицы испить.

- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают специально или неосознанно в конфликты, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.

Сейчас, я предлагаю Вам пройти мини тест. Этот тест позволяет оценить степень вашей конфликтности или тактичности.

Тест, результаты.

-Конфликты делятся на большое количество типов и видов но, хотелось бы остановится на, одной из первопричин возникновения конфликта, это конфликтогены поведения. Это слова или действия, которые порождают конфликт.

Выделяют следующие разновидности типичных конфликтогенов, или, как их еще называют, «саботажников» общения:

Слайд.

угрозы и приказания;

негативная и необоснованная критика,

замечания и отрицательные оценки;

насмешки,

издевки и поддевки;

снисходительное отношение и снисходительный тон;

оскорбительные и унижающие достоинство прозвища и клички;

хвастовство;

сплетни;

безапелляционность и категоричность в суждениях и высказываниях;

перебивание второго,

повышение голоса и другие попытки самоутвердит за счет унижения или обесценивания другого,

навязывание советов;

утаивание важной информации;

сравнение и навязывание конкурентных отношений;

допросы, загоняющие «в угол» и вызывающие «чувство вины»;

отказы от разговора или обсуждения важной темы;

резкая и неуважительная, ничем не мотивированная смена темы;

успокоение отрицанием;

использование ненормативной лексики;

нарушения этики, в том числе и непреднамеренные

подшучивание;

ложь или же попытка обмана с целью добиться чего-либо нечестным путем; перекладывание ответственности на другого человека;

просьба одолжить деньги;

любые проявления агрессивности и раздражительности;

эгоизм;

манипулирование (с целью получения желаемого и с использованием другого человека).

перебивание другого;

Вы можете дополнить этот список….

Часто в общении мы можем предотвратить конфликт заметив у оппонента признаки конфликтогенного поведения, какие есть признаки?.

Признака конфликтогеного поведения по которым можно определить конфликтного человека :

Слайд.

• открытое недоверие;

• высокомерное поведение по отношению к оппоненту;

• перебивание другого человека;

• оценивание человека;

• ударение на расхождениях между собой и другим человеком;

• стойкое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;

• занижение вклада других людей и одновременное преувеличение своего вклада в общее дело;

• постоянное навязывание своей точки зрения другим;

• неискренность суждений;

• резкое ускорение темпа речи и внезапное окончание разговора;

• неумение выслушать и понять точку зрения другой стороны.

• Игнорирование и т. д.

Свои варианты…можно дополнить.

Какой вывод мы можем сделать?

(Стараться не употреблять конфликтогенов в общении, чтобы не создавать конфликта.)

Существуют правила предупреждения конфликтов.

Давайте прочитаем их, постараемся запомнить и применять в конфликтных ситуациях :

– не говорите сразу с возбужденным человеком;

- отложите решение проблемы, находясь в возбужденном состоянии т. е. (не ешь кашу горячей)

– постарайтесь “встать на его место”, посмотреть на проблему его глазами;

– умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре;

– не скрывайте доброго отношения к человеку, с которым вступаете в конфликт;

– прежде чем сказать человеку неприятное слово, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте хорошие дела и поступки этого человека;

-не осуждайте человека, возможно, он слишком слаб, чтобы решать вопрос конструктивно;

В правилах бесконфликтного общения целесообразно:

-слайд

• не использовать конфликтогенов;

• не отвечать конфликтогеном на конфликтоген

• проявлять эмпатию к собеседнику;

• делать доброжелательные посылы;

• разрешайте спорные вопросы здесь и теперь, не откладывая их.

• Меньше обижайтесь.

• Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.

• Общайтесь открыто (закрытость порождает конфликты).

• Старайтесь понять позицию другого человека изнутри (поставьте себя на место другого).

• Аргументируйте свои желания для себя и другого.

• Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться.

• Будьте гибкими.

Метод «Медиации»

Упражнение «Достойный ответ»

Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

А какие вы знаете слова, снижающие эмоциональный накал?

Подбираем конструктивный исход на замечание, реплику (т. е. конфликтоген)

СЛАЙД

• Ты слишком высокого мнения о себе.

• Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

• Ты никогда никому не помогаешь

• Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

• Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

• Почему ты на всех смотришь волком?

• С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

• Ты как не от мира сего

• У тебя такой страшный взгляд.

• С тобой бесполезно договариваться о чем-либо.

• Ты все равно все забудешь.

• У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

• Посмотри, на кого ты похожа!

• Ты слишком много болтаешь ерунды.

• Что ты вечно на всех кричишь?

• У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

• Ты слишком плохо воспитана.

На карточках, либо самостоятельно подбираем слова, снижающие эмоциональный накал?

Фразы, которые способны погасить конфликт :

• Я понимаю, что вас это расстраивает.

• Давайте подумаем, как решить проблему?

• Давайте перестанем ругаться

• Хорошо, я понимаю Вас

• Давайте посмотрим на это под другим углом

• Помогите мне вас понять / Объясните мне еще раз, что вы имеете в виду

• Я вас услышал/а

• Я понимаю, что вас это расстраивает.

• Да, вы правы.

• Мы с Вами…

• Давайте сделаем перерыв, все обдумаем

и примем решение

• Я не буду разговаривать в таком тоне

• Мы сможем решить эту проблему, ведь бывало и хуже!

• Что я могу сделать чтобы улучшить ситуацию?

• Хорошо, что мне нужно исправить?

• Что во мне вас раздражает? Давайте разберемся

Вербализация собственного состояния выполняет двойную роль — с одной стороны, информирует нашего партнера о наших чувствах и снижает его напряжение, а с другой стороны — помогает регулировать собственное эмоциональное состояние

Т. О. Конфликт легче предупредить, чем в дальнейшем его завершить.

ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Тема конфликт актуальна для каждого из нас, а так как мы работаем с детьми и их пребывание в ДОУ должно быть оптимально психологически комфортным, что от части зависит и от нас и от нашего эмоционального состояния.

Что же такое конфликт? Сегодня мы затронем начальную ступень конфликта - условия его зарождения

Слово происходит от латинского «conflictus», что означает «столкнувшийся».

К наиболее распространенным синонимам слова «конфликт» относятся:

1. ссора;

2. разногласие;

3. столкновение;

4. поединок;

5. противостояние;

6. баталия.

Для полного понимания сначала необходимо дать определение указанному социальному явлению.

Итак, конфликт – это способ разрешения противоречий, возникающих на почве несоответствия суждений, целей, интересов, выводов, умозаключений, мнений или взглядов на те или иные аспекты.

Слайд.

Этот процесс характеризуется тремя основными признаками:

Слайд.

1. Суть заключается в противоборстве двух и более субъектов.

2. Сопровождается выбросом негативных эмоций со стороны участников, а также действиями, которые могут выходить далеко за рамки общепринятых правил и норм поведения.

3. Возникает исключительно в процессе социального взаимодействия участников друг с другом.

Конфликт всегда сопровождается наличием гнева с одной либо двух конфликтующих сторон. В связи, с чем хотелось бы процитировать древнеиндийское выражение:

Слайд.

«Кто не отвечает гневом на гнев, спасает двоих — и себя, и другого».

Гнев всегда вызывает у нас отрицательные эмоции. Именно поэтому конфликт является разрушающим явлением.

В процессе делового и межличностного общения встречаются как люди, склонные к конфликтному поведению, так и те, которые спокойно относятся к различным ситуациям, сохраняя уравновешенность и способность принимать оптимальные решения. Пример:

СКАЗ

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит.

И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, водицы испить.

- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают специально или неосознанно в конфликты, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.

Сейчас, я предлагаю Вам пройти мини тест. Этот тест позволяет оценить степень вашей конфликтности или тактичности.

Тест, результаты.

-Конфликты делятся на большое количество типов и видов но, хотелось бы остановится на, одной из первопричин возникновения конфликта, это конфликтогены поведения. Это слова или действия, которые порождают конфликт.

Выделяют следующие разновидности типичных конфликтогенов, или, как их еще называют, «саботажников» общения:

Слайд.

угрозы и приказания;

негативная и необоснованная критика,

замечания и отрицательные оценки;

насмешки,

издевки и поддевки;

снисходительное отношение и снисходительный тон;

оскорбительные и унижающие достоинство прозвища и клички;

хвастовство;

сплетни;

безапелляционность и категоричность в суждениях и высказываниях;

перебивание второго,

повышение голоса и другие попытки самоутвердит за счет унижения или обесценивания другого,

навязывание советов;

утаивание важной информации;

сравнение и навязывание конкурентных отношений;

допросы, загоняющие «в угол» и вызывающие «чувство вины»;

отказы от разговора или обсуждения важной темы;

резкая и неуважительная, ничем не мотивированная смена темы;

успокоение отрицанием;

использование ненормативной лексики;

нарушения этики, в том числе и непреднамеренные

подшучивание;

ложь или же попытка обмана с целью добиться чего-либо нечестным путем; перекладывание ответственности на другого человека;

просьба одолжить деньги;

любые проявления агрессивности и раздражительности;

эгоизм;

манипулирование (с целью получения желаемого и с использованием другого человека).

перебивание другого;

Вы можете дополнить этот список….

Часто в общении мы можем предотвратить конфликт заметив у оппонента признаки конфликтогенного поведения, какие есть признаки?.

Признака конфликтогеного поведения по которым можно определить конфликтного человека :

Слайд.

• открытое недоверие;

• высокомерное поведение по отношению к оппоненту;

• перебивание другого человека;

• оценивание человека;

• ударение на расхождениях между собой и другим человеком;

• стойкое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;

• занижение вклада других людей и одновременное преувеличение своего вклада в общее дело;

• постоянное навязывание своей точки зрения другим;

• неискренность суждений;

• резкое ускорение темпа речи и внезапное окончание разговора;

• неумение выслушать и понять точку зрения другой стороны.

• Игнорирование и т. д.

Свои варианты…можно дополнить.

Какой вывод мы можем сделать?

(Стараться не употреблять конфликтогенов в общении, чтобы не создавать конфликта.)

Существуют правила предупреждения конфликтов.

Давайте прочитаем их, постараемся запомнить и применять в конфликтных ситуациях :

– не говорите сразу с возбужденным человеком;

- отложите решение проблемы, находясь в возбужденном состоянии т. е. (не ешь кашу горячей)

– постарайтесь “встать на его место”, посмотреть на проблему его глазами;

– умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре;

– не скрывайте доброго отношения к человеку, с которым вступаете в конфликт;

– прежде чем сказать человеку неприятное слово, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте хорошие дела и поступки этого человека;

-не осуждайте человека, возможно, он слишком слаб, чтобы решать вопрос конструктивно;

В правилах бесконфликтного общения целесообразно:

-слайд

• не использовать конфликтогенов;

• не отвечать конфликтогеном на конфликтоген

• проявлять эмпатию к собеседнику;

• делать доброжелательные посылы;

• разрешайте спорные вопросы здесь и теперь, не откладывая их.

• Меньше обижайтесь.

• Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.

• Общайтесь открыто (закрытость порождает конфликты).

• Старайтесь понять позицию другого человека изнутри (поставьте себя на место другого).

• Аргументируйте свои желания для себя и другого.

• Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться.

• Будьте гибкими.

Метод «Медиации»

Упражнение «Достойный ответ»

Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

А какие вы знаете слова, снижающие эмоциональный накал?

Подбираем конструктивный исход на замечание, реплику (т. е. конфликтоген)

СЛАЙД

• Ты слишком высокого мнения о себе.

• Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

• Ты никогда никому не помогаешь

• Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

• Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

• Почему ты на всех смотришь волком?

• С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

• Ты как не от мира сего

• У тебя такой страшный взгляд.

• С тобой бесполезно договариваться о чем-либо.

• Ты все равно все забудешь.

• У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

• Посмотри, на кого ты похожа!

• Ты слишком много болтаешь ерунды.

• Что ты вечно на всех кричишь?

• У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

• Ты слишком плохо воспитана.

На карточках, либо самостоятельно подбираем слова, снижающие эмоциональный накал?

Фразы, которые способны погасить конфликт :

• Я понимаю, что вас это расстраивает.

• Давайте подумаем, как решить проблему?

• Давайте перестанем ругаться

• Хорошо, я понимаю Вас

• Давайте посмотрим на это под другим углом

• Помогите мне вас понять / Объясните мне еще раз, что вы имеете в виду

• Я вас услышал/а

• Я понимаю, что вас это расстраивает.

• Да, вы правы.

• Мы с Вами…

• Давайте сделаем перерыв, все обдумаем

и примем решение

• Я не буду разговаривать в таком тоне

• Мы сможем решить эту проблему, ведь бывало и хуже!

• Что я могу сделать чтобы улучшить ситуацию?

• Хорошо, что мне нужно исправить?

• Что во мне вас раздражает? Давайте разберемся

Вербализация собственного состояния выполняет двойную роль — с одной стороны, информирует нашего партнера о наших чувствах и снижает его напряжение, а с другой стороны — помогает регулировать собственное эмоциональное состояние

Т. О. Конфликт легче предупредить, чем в дальнейшем его завершить.

ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Публикации по теме:

Актуальные проблемы современного дошкольного образования и пути их решения Актуальные проблемы современного дошкольного образования Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка.

Конспект родительского собрание «Детские конфликты в дошкольном возрасте, истоки, пути решения» 1) Детские конфликтыДети растут, учатся ходить и разговаривать, знакомиться и играть со сверстниками, вместе с тем начинаются и первые детские.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей. Проблемы и пути их решения» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Речевое развитие детей. Проблемы и пути их решения" Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной.

Обобщение опыта работы «Организация работы по познавательному развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть.

Педсовет-деловая игра «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» Педсовет – деловая игра «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» Цель педсовета: - провести системный анализ педагогической.

Родительское собрание с элементами игры «Проблема курения: пути профилактики и решения» Родительское собрание с элементами игры «Проблема курения: пути профилактики и решения» Цель: актуализация отрицательного влияния вредной.

Семинар для педагогов ДОУ «Конфликт «воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения» I. Вступление. Воспитание родителей – это международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателя.

Семинар-практикум «Здоровье — богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим» (подготовительная группа) Цель: Уточнить знания педагогов по разделу формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Активизировать мыслительную деятельность педагогов.

Опыт работы «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути их решения» Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя старшей группы Константиниди Наталии Александровны.

Занятие с элементами тренинга для подростков 14–16 лет «Конфликт и его преодоление» Занятие с элементами тренинга «Конфликт и его преодоление» Цель: Дать объяснение понятию «конфликт», найти пути выхода из сложных конфликтных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Конфликт и пути его решения»
Опубликовано: 11 апреля 2019 в 14:59
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД