Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия»

Лариса Сосновских
Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия»

Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями. Надеюсь,что данная информация пригодится вам в работе. Итак, приступим.

Цель: ознакомить с понятием «конфликт», «конфликтоген», видами конфликтов, причинами, положительными и отрицательными сторонами конфликта.

Задачи семинара - практикума :

- осознание причин, механизмов и разновидностей конфликтов;

- освоение методов поиска решений в конфликте;

- использование конфликтной ситуации для личного роста;

- овладение приемами общения в конфликте;

- знакомство с приемами предотвращения конфликтов в повседневном общении.

Ход занятия.

1. Актуализация и мотивация.

Обсуждение вопроса: «Для чего мы рассматриваем тему «Конфликт и способы его решения»? Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?»

2. Упражнение «Приветствие — мне нравится твой…».

Цель: подготовить участников к работе, создать комфортную атмосферу, хорошее расположение духа, оказывать содействие сплоченности, продемонстрировать роль чувств в нашей жизни, необходимость их выражения для формирования дружеских взаимоотношений.

Ход упражнения: участники садятся в круг, каждый должен сказать другому члену группы предложение об их внешности: (имя… мне нравится твой (твоя…» или то, что нравится в поведении или чертах характера

Рефлексия:

Как вы чувствовали себя, когда говорили приятные вещи другим?

А когда говорили вам?

3. Упражнение «Мозговой штурм».

Цель: определить понятие «конфликт», главные причины конфликтов и систематизировать их в зависимости от источника.

Ход упражнения: психолог обращается к группе с вопросом: «Что такое конфликт?». Все варианты ответов фиксируют на доске или на листах бумаги. После этого аналогично выясняют причины конфликтов. Названные причины разделяют на объективные и субъективные.

Причины конфликтов состоят в расхождении:

знаний, умений, привычек, личностных черт;

• функций управления;

• эмоциональных, психических и других состояний;

• экономических процессов;

• задач, средств и методов деятельности;

• мотивов, нужд, ценностных ориентаций;

• взглядов и убеждений;

• понимании, интерпретации информации;

• ожиданий, позиций;

• оценок и самооценок.

4. Информационное сообщение «Конфликт».

Почему эпиграфом является древнеиндийское выражение: «Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обеих — и себя, и другого»? Гнев всегда вызывает у нас отрицательные эмоции.

Конфликт в переводе из латыни — столкновение разнонаправленных сил ценностей, интересов, взглядов, позиций субъектов — сторон взаимодействия.

Конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельного человека, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.

Наука, которая изучает причины возникновения, особенности хода, предотвращение и решение конфликта называется конфликтологией.

В основе любого конфликта лежит ситуация, которая содержит: противоречивые позиции сторон по какому-то вопросу; противоположные задачи или средства; расхождение интересов, желаний, стремлений оппонентов.

Типология конфликтов

Определяют типичные причины конфликтов, которые разделяют на:

объективные (столкновение материальных и духовных интересов, ошибки управления, слабая разработанность правовых процедур решения межличностных разногласий, недостаток значащих для нормальной жизнедеятельности человека материальных и духовных благ, сформированный образ жизни, который оказывает содействие повышению агрессии человека);

субъективные (неспособность понять другого человека, несбалансированное ролевое взаимодействие, нетерпимость к мыслям других, раздражительность, острое восприятие замечаний и советов, неуравновешенность характера, эгоизм, стремление лидерства, склонность к сплетням).

Виды и типы конфликтов

• по проблемно-деятельному признаку конфликты делятся на экономические, политические, конфликты принадлежности, идеологические, управленческие, психолого-педагогические, производственные, творческие, социально-бытовые, социально-психологические, эмоциональные, семейно-бытовые

• по степени включенности людей, по количеству участвующих сторон: внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, межгосударственные, межпартийные;

• по количеству людей: парные, локальные, общие;

• по смысловому принципу: закономерные, необходимые, вынужденные, функционально неоправданные;

• с точки зрения функций: положительные, отрицательные;

• по течению во времени: кратковременные, продолжительные, затяжные;

• по видам возникновения: стихийные, запланированные (провоцированные, инициированные);

• по тактическими задачами: оправданные, неоправданные.

• по степени остроты противоречий (неудовольствие, противодействие, разногласия, вражда)

• по признаку возможного решения конструктивный (продуктивный) и деструктивный.

5. Групповая работа.

Педагоги делятся на 4 подгруппы и на листах пишут позитивные и негативные стороны конфликта.

Определите положительные и отрицательные стороны конфликта.

Положительные стороны конфликта:

• дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности;

• найти новые пути решения;

• учит формам общения, умению налаживать отношения;

• оказывает содействие личностному, профессиональному росту и развивает волевую саморегуляцию;

• сплачивает коллектив;

• развивает познавательные черты ума, скорость реакции, принятие решений.

Отрицательные стороны конфликта:

• разрушает здоровье;

• вызывает стресс, психотравмы;

• разрушает межличностные отношения, семьи, личности;

• формируется отрицательная установка, отрицательный жизненный сценарий.

Какой вывод мы можем сделать, проанализировав положительные и отрицательные стороны конфликта? В конфликте есть много положительного (отрицательного).

6. Упражнение «Мозговой штурм». Создание дерева конфликтогенов.

Одной из причин возникновения конфликта есть конфликтогены поведения. Это слова или действия, которые порождают конфликт.

Koнфликтогенами называют слова, действия (или бездеятельность, поведенческие акты или обращения в целом, которые могут привести к конфликту.

Давайте вместе нарисуем дерево конфликтогенов. Назовите примеры конфликтогенов.

Информация (раздача материала психологом).

Выделяют следующие разновидности типичных конфликтогенов, или, как их еще называют, «саботажников» общения: угрозы и приказания; негативная и необоснованная критика, замечания и отрицательные оценки; насмешки, издевки и поддевки; снисходительное отношение и снисходительный тон; оскорбительные и унижающие достоинство прозвища и клички; слова -«должники»; хвастовство; безапелляционность и категоричность в суждениях и высказываниях; перебивание второго;повышение голоса и другие попытки само-утвердиться за счет унижения или обесценивания другого; навязывание советов; утаивание важной информации; сравнение и навязывание конкурентных отношений; допросы, загоняющие «в угол» и вызывающие «чувство вины»; отказы от разговора или обсуждения важной темы; резкая и неуважительная, ничем не мотивированная смена темы; успокоение отрицанием; нарушения этики, например, использование чужой мысли без ссылки на автора; подшучивание; ложь или же попытка обмана с целью добиться чего-либо нечестным путем; перекладывание ответственности на другого человека; просьба одолжить деньги; любые проявления агрессивности и раздражительности; эгоизм; манипулирование (с целью получения желаемого и с использованием другого человека).

Конфликтогены несут в себе психологическую склонность к эскалации конфликтов, и по сути каждый конфликтоген можно отнести к одной из трех психологических первопричин:

стремление к превосходству;

• проявление агрессивности;

• проявление эгоизма.

К конфликтогенам как к прямым проявлениям превосходства относятся: приказания, угрозы, замечания, обвинения, насмешки, хвастовство, категоричность суждений и мнений, перебивание другого, обман, утаивание информации и др.

Все проявления агрессивности, как скрытой и неявной, так и открытой, граничащие с ненавистью, всегда являются мощными конфликтогенами, вызывают чувство страха, фрустрации.

Все проявления эгоизма есть конфликтогенами, так как эгоист обычно стремится добиться чего-то для себя (обычно за счет других, а это воспринимается как несправедливость и, конечно, служит грунтом для конфликтов.

Обязательно ли нам знать, как конструктивно решить конфликт?

Да, так как если конфликт не решается, это приводит к ухудшению отношений, иногда и к разрыву отношений. А если решается, то мы можем найти согласие в межличностных отношениях.

Есть такое крылатое выражение: «В споре рождается истина». Можно ли сказать, что в конфликте тоже рождается истина? Да, человек говорит о наболевшем, об отрицательных чертах и поступках собеседника, разоблачает не наилучшие его стороны, что является информацией для самосовершенствования человека.

А теперь давайте на стикерах напишем признаки конфликтогенного поведения.

Признаки конфликтогенов поведения:

открытое недоверие;

• перебивание другого человека;

• оценивание людей;

• ударение на расхождениях между собой и другим человеком;

• стойкое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;

• занижение вклада других людей и одновременное преувеличение своего вклада в общее дело;

• постоянное навязывание своей точки зрения другим;

• неискренность суждений;

• резкое ускорение темпа речи и внезапное окончание разговора;

• неумение выслушать и понять точку зрения другой стороны.

Какой вывод мы можем сделать, посмотрев на дерево конфликтогенов. (Стараться их не употреблять, чтобы не создавать конфликта.)

7. Игра на взаимопонимание в группе «Все мы разные»

Цель: совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи. На упражнение отводится 15 минут.

Обсуждение:

- Какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

8. Упражнение «Другими словами»

Ваша задача перефразировать ряд Ты - утверждений в Я - утверждения. Например:

«Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» («Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны»);

«Меня обидели!» («Я предпочла обидеться»);

«Меня заставили». («Я не сумела отказаться»);

«Он – упрямый осёл». («Я не смог убедить его»);

«Он меня унизил». («Мне было неприятно»);

«Прекрати меня злить!». («Я начинаю злиться»);

Обсуждение: просто – сложно перефразировать?

9. Психорисунок «Мое представление конфликта».

Цель: выяснить подсознательное отношение участников к обсуждаемой теме.

Ход упражнения: участникам предлагают нарисовать «конфликт», как они его представляют, после выполнения задания участники по очереди рассказывают, что нарисовано и что значит этот рисунок.

Рисунки сгруппировывают по определенным смысловым группам (деструктивные, конструктивные, эмоциональные, деловые, внутренние, внешние конфликты).

Рефлексия.

• Есть ли похожее понимание конфликта в группе с вашим?

• Какие эмоции возникали в процессе рисования?

10. Способы решения конфликта.

Информация психолога.

Общая характеристика вариантов исхода в конфликтных ситуациях.

Первый вариант исхода — уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, которой предъявлено «обвинение», переводит тему разговора в другое русло. Тактика ухода объясняется основным его свойством — «сотрудничество при любых обстоятельствах». Избегание или уход от конфликта может привести к росту проблемы.

При этом выделяют наиболее типичные формы ухода:

• молчание;

• демонстративное удаление;

• обиженный уход; затаенный гнев;

• депрессия;

• игнорирование обидчика;

• едкие замечания по «их» поводу за «их» спиной;

• переход на чисто деловые отношения;

• индифферентное отношение;

• полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.

Второй вариантсглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Этот прием чаще всего использует те, для кого предпочтителен любой, даже самый плохой, неустойчивый мир, чем самая «хорошая ссора».

Третий вариант компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения «на потом» и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода — во взаимной равности прав и обязанностей открытости претензий.

Четвертый вариант конфронтация — неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не может снят другая сторона.

Пятый вариант — самый неблагоприятный — принуждение. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Он самый неблагоприятный для сохранения отношений.

Еще один способ решения конфликта — картография, или визуализация. Это дает возможность сосредоточиться на проблеме, а не на эмоциях, углубиться не в переживание и удовлетворение своих оскорблений и амбиций, а в решение проблемы.

Технология картографии конфликта:

Этап 1. В чем проблема? (в общих чертах)

Этап 2. Кто участники конфликта? (главные стороны конфликта, есть ли скрытый манипулятор)

Этап 3. Какие истинные нужды и опасения каждого из участников конфликта? (перечислить основные потребности и опасения, прояснить мотивы, стоящие за позициями участников конфликта)

Этап 4. Возможное решения проблемы. Какой из этих способов решения конфликта вы чаще всего применяете? Какой способ вам понравился более всего и почему? Как влияет конфликт на человеческий организм?

Психолог знакомит с формулой мудрого поведения в конфликте.

Формула мудрого поведения в конфликте

открытость ума.

— положительное отношение.

— рациональное мышление.

— сотрудничество.

— терпимость к людям.

Разрешение конфликта.

Это заключительный этап (стадия, который возможен как вследствие изменения объективной конфликтной ситуации, так и путем трансформации ее образов, сложившихся в участников конфликта.

Разрешение конфликта может быть полным или частичным.

Нередко для решения конфликтов необходимо участие третьей стороны с целью поиска решения, которое удовлетворяет обе стороны. Третья сторона (арбитры, посредники, или медиаторы, помощники) — индивид или группа, которые пытаются помочь в достижении согласия и разрешении конфликта.

Начинать анализировать конфликт целесообразно с элементарного, простого уровня — как возникают конфликтные отношения и ситуации. Традиционно анализировать начинают с определения структуры потребностей, какие специфические для каждой личности и социальной группы.

Правилам бесконфликтного общения целесообразно:

не использовать конфликтогенов;

• не отвечать конфликтогеном на конфликтоген

• проявлять эмпатию к собеседнику;

• делать доброжелательные посылы;

• разрешайте спорные вопросы здесь и теперь, не откладывая их.

• Меньше обижайтесь.

• Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.

• Общайтесь открыто (закрытость порождает конфликты).

• Старайтесь понять позицию другого человека изнутри (поставьте себя на место другого).

• Аргументируйте свои желания для себя и другого.

• Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться.

• Будьте гибкими.

Информация психолога

(Бестактность — это неумение выбрать подходящий момент, который причиняет неприятность людям, с которыми общаешься)

Итак, важнейшим условием профилактики конфликта есть предотвращение использования конфликтогенов в общении.

При этом нужно помнить:

• всякое неосторожное высказывание вследствие эскалации можем привести к конфликту;

• проявлением эмпатии и уважения к собеседнику предотвращаем неадекватные и конфликтогенные реакции.

• При избавлении от склонности к применению конфликтогенов общение необходимо: изживать стремление к преимуществу;

• сдерживать агрессию пассивными (например, выговаривание, активными (например, двигательная активность, спортивные занятия, наблюдение за спортивными соревнованиями, и др.) и логическими (рационализация и др.) способами; стремиться к преодолению разрушающего эгоизма.

11. Ролевая игра «Реши проблему».

Групповая работа.

Цель: отработать конструктивные стратегии выхода из конфликтных ситуаций.

Ход: психолог делит всех участников на 4 группы. Каждая группа будет выполнять отведенные ей роли: первая, вторая группы- педагогов, третья -детей, четвертая — родителей. Каждой группе надо выполнить задачу.

1. Вспомнить какую-то конфликтную ситуацию из жизни и разыграть ее согласно своим ролям.

2. Каждая группа выбирает одну проблему и предлагает пути ее решения согласно своим ролям и используя полученные знания.

Рефлексия:

Что вы чувствовали во время игры и что вы чувствуете после ее завершения?

Какие чувства возникали во время общения?

Легко ли было вам сыграть свою роль?

Какие трудности возникали во время упражнения?

Можете ли определить, благодаря чему вы бы развязали вашу ситуацию?

Какой стиль поведения вы избрали бы для каждого участника сюжета?

12. Рефлексия. Подведение итогов.

Цель: получение обратной связи.

Ход упражнения: все участники по кругу продолжают высказывание «Это занятие помогло мне (приобрести, стать, понять)».

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija4_abpv3.pptx | 1878,74 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация для педагогов ДОУ «Семинар-практикум по ЗОЖ» Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей. Метод: «Дерево.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные формы организации познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании дошкольников” Цель: совершенствовать.

Семинар-практикум для педагогов «Валеология в ДОУ» Семинар – практикум для педагогов «ВАЛЕОЛОГИЯ В ДОУ» Цель: уточнять и закреплять знания педагогов о валеологической культуре дошкольников,.

Семинар практикум для преподавателей «Музыкотерапия» Цель: 1. Познакомить педагогов с одним из нетрадиционных способов сохранения и укрепления физического и психологического здоровья – музыкотерапией.

Семинар-практикум для родителей «Детские страхи» Семинар-практикум для родителей «Детские страхи» Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских.

Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи» Выступление на семинаре – практикуме «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи» Современное.

Семинар — практикум «Гендерное воспитание дошкольников» Задачи: 1. Смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения. 2. Дополнить теоретическую.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Педагогическая этика в ДОУ»Семинар-практикум «Педагогическая этика в ДОУ» Цель: создание условий для совершенствования знаний педагогов о профессиональной этике. Задачи: 1. Развитие коммуникативных навыков, сплочение.

Семинар-практикум «Тантамарески»Семинар-практикум «Тантамарески» Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова В связи с модернизацией дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия»
Опубликовано: 12 октября 2019 в 19:46
+229Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 81.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...

10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...


Горячие темочки