Лучший педагог года

Семинар-практикум «Методы формирования духовной культуры дошкольников»

Недогарок Светлана
Семинар-практикум «Методы формирования духовной культуры дошкольников»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

"Методы формирования духовной культуры

дошкольников".

Подготовила и провела: воспитатель

Недогарок С. В.

Дошкольное детство – один из важных периодов в жизни ребенка. В этот период формируются основные представления о добре и зле, об окружающем мире, о семейном укладе и родной земле.

Публикация «Семинар-практикум „Методы формирования духовной культуры дошкольников“» размещена в разделах

Именно поэтому важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Эта система должна быть построенная на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающая потребностям развития личности ребенка и направленная на развитие духовно здорового человека.

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых, в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; установки положительного отношения к миру; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Следовательно, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. У ребёнка закрепляются привычки к делам милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия.

На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит огромный путь духовного становления. Нравственные качества, приобретенные им в детстве, остаются на всю жизнь.

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

Духовно-нравственное развитие дошкольников подразумевает процесс, связанный с положительными качественными изменениями внутреннего мира личности под влиянием системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, собственного опыта и опыта других людей, а также состояние, характеризующееся достигнутым личностью уровнем духовно-нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе.

Задачи духовно-нравственного воспитания :

• Воспитание нравственных и эстетических чувств;

• охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей;

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности (к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране; к культурному наследию своего народа; к природе родного края);

Формирование базисных основ личности;

• Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

• Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.

Формирование духовно-нравственных основ личности обеспечивается за счет следующих условий:

• активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, познание, общение, способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей

формировании представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста

• создание предметно-развивающей среды в помещении ДОУ.

В работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию выделены следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.

Методы формирования духовно-нравственной культуры у дошкольников

По мнению Н. В. Космачевой, наиболее эффективными методами и приемами в процессе формирования духовно-нравственной культуры у дошкольников является :

- поучение, разъяснение, проблемная ситуация, положительный пример, анализ и оценка нравственных и безнравственных поступков;

- личный пример адекватного эмоционального реагирования воспитателя, иллюстрации, демонстрация мультфильмов и диафильмов нравственного содержания, прослушивание музыки, рассказ воспитателя о своих чувствах и переживаниях в ситуациях нравственных и безнравственных, создание ситуаций эмоционального переживания;

- методы стимулирования (одобрение, похвала, доверие, оценка, поощрение, благодарность);

- методы торможения (порицание, предупреждение).

Особого внимания заслуживает привлечение детей к решению проблемных жизненных ситуаций, предполагающих нравственный выбор, поскольку именно этот прием открывает детям возможность проявить нравственное поведение, выразить нравственные чувства.

Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Именно игра - фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. С самого раннего возраста ребенок сталкивается с окружающим миром, в котором соседствует добро и зло. От того, какой след оставят в душе маленького человека эти встречи, во многом зависит его дальнейшая судьба.

Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Через сказки ребенок получает знание о мире, взаимоотношениях людей, о проблемах и преградах, которые возникают у человека в жизни; учится преодолевать препятствия, верить в силу добра, любви, справедливости. Слушая сказочные истории, ребенок связывает их со своей жизнью, стремится воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпает в них надежду. Необходимо дать ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.

Предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсии в картинную галерею; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций;

проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность;

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.); оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам;

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Воспитатель должен помнить, что воспитание духовно-нравственных качеств - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и она должна проходить не только на занятиях, но и вне таковых.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

Вопросы для кроссворда:

1. Каким словом можно назвать способность к сопереживанию, заботливому отношению к природе и окружающим. (гуманность)

2. …способность принимать самостоятельные решения в различных жизненных ситуациях (решительность)

3. …способность и желание участвовать во многих мероприятиях общественной жизни (активность)

4. …хорошие и добрые отношения к членам сообщества (доброжелательность)

5. ….человека с личностными особенностями (индивидуальность).

6 …умения ясно излагать свои мысли, вопросы, вести переговоры, участвовать в дискуссиях, находить компромиссы (коммуникативность)

7. …. выдвигать свои идеи и увлекать ими других людей при решении каких-либо проблем (инициативность)

8. …к сочувствию, состраданию к окружающим людям; позитивное отношение к народам разных национальностей (эмпатия).

9. …. отвечать за свои действия и действия других членов сообщества (ответственность)

гуманность

решительность

активность

доброжелательность

индивидуальность

коммуникативность

инициативность

эмпатия

ответственность

(Слово - гражданин)

Игры для детей по формированию духовно-нравственных качеств :

«Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительные отношение.

Ход игры: В комнате разложены предметы – препятствия (стул, кубики, обручи и. т. д.) Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «здесь стул, обойдём его». Затем дети меняются ролями. В этой игре важна порядочность, ответственность перед человеком, который доверил свою жизнь вам.

«Подарок»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

Ход игры; Дети становятся в круг. Выбирается «именинник», который становится в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. ( можно подарить и реальные вещи : шарик, конфету, а можно подарить дружбу, хорошее настроение. Именинник должен догадаться, что ему подарили и поблагодарить.

«Передай хорошее настроение»

Цель: формировать доброжелательные отношения к близким людям.

Ход игры: Играющие, образуют круг и закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему, любое настроение, (грустное, весёлое, удивлённое, тоскливое) Дети передают настроение по кругу, затем обсуждают, что загадал ведущий.

«Волшебные очки»

Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры: Воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Ребёнку предлагается примерить очки, посмотреть внимательно на товарищей. Постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

«Цветик - семицветик»

Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний. Поощрять желание заботится о других.

Ход игры: Дети распределяются на пары. Каждая пара, поочерёдно держась за руки «срывает» лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток.

Через север, через юг,

Возвращайся, сделай круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по - моему вели.

Дети обговаривают желания и объявляют другим. Желания должны быть связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее.

Вот простые правила детского общения.

- назови ласково соседа

- поздоровайся и посмотри ласково в глаза

чаще говори:

- давай дружить, давай играть, играй честно, не дразни.

- никогда два раза ни о чём не проси

- начав одно дело, доведи его до конца

- разговаривая, умей слушать и понимать

- не перебивай в разговоре

- будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь

- сам ни к кому не приставай

- не ябедничай за спиной товарища

Нужно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагога, который занимается духовно – нравственным воспитанием дошкольников. Педагог, используя игры (и не только игры) будет развивать душу только тогда, когда сам будет постоянно совершенствовать свой духовно – нравственный мир.

Публикации по теме:

Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи на занятиях и в свободном речевом общении детей средней группы Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Использование кейс-технологии для формирования культуры безопасности дошкольников Формирование культуры безопасности – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания, которой практика воспитания, к сожалению, уделяет.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Козлова Наталья Витальевна Цель семинара:.

Семинар-практикум для воспитателей «Содержание образования в области физической культуры в ДОУ» План семинара-практикума 1. Актуальность физического воспитания в дошкольном возрасте. 2. Анализ заболеваемости (выступление медсестры). 3. Планирование.

Семинар-практикум: «Инновационные формы и методы работы по эффективному общению и взаимодействию с родителями дошкольников». Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: 1. Актуализировать.

Семинар-практикум «Виды нарушений психологического здоровья у дошкольников» Виды нарушений психологического здоровья у дошкольников Нарушение психического здоровья у дошкольников проявляются: в поведении, в эмоциях,.

Система формирования экологической культуры дошкольников 4–5 лет В средней группе мы начинаем закладывать у детей эмоциональное отношение к объектам живой природы. Для этого используем следующие методы.

Особенности формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников в условиях двуязычия Особенности формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников в условиях двуязычия. Любое многонациональное общество объективно.

Воспитание духовной культуры дошкольников Воспитание духовной культуры дошкольников. Кулинцева Г. А. - воспитатель МК ДОУ ЦРР- детский сад №18 г. Россоши В соответствии с ФГОС от.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Методы формирования духовной культуры дошкольников»
Опубликовано: 17 октября 2017 в 22:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД