Семинар-практикум на тему «Развитие речи у детей в процессе игровой деятельности»

ЕЛЕНА ПОЛЕЩУК
Семинар-практикум на тему «Развитие речи у детей в процессе игровой деятельности»

В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»6. В. Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»7.

Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.

Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя.

Обыгрывание игрушек очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.

В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения.

Следовательно, игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причем именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает поведение из полевого в волевое. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Собачка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой собачкой.

Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.

Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.

Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и бытовой жизни.

Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью.

Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Приведу несколько примеров игр, специально организованных воспитателем.

Дидактическая игра является действенным средством развития и совершенствования таких значимых для учебной деятельности функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, память, речь, зрительно-моторные координации, мыслительные операции и др.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);

2 – настольные печатные;

3- словесные;

Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т. е. умения выразить свою мысль словами, и формирования речевого мышления. Все эти направления представлены в играх.

На отработку артикуляции и уточнение произношения трудных (свистящих) звуков для малышей направлены следующие игры: («Чудесный сундучок» и «Дочки - сыночки»). Причем акцент в них делается интонационной выразительности речи, которая, как правило страдает у малышей.

Следующие игры (Зайчик и мишка» и «Где спрятался зайчик?») направлены развитие пространственных представлений ребенка и на усвоение их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, рядом, позади, напротив, и сразу же закрепляют знания. Это обогащает словарь ребенка и развивает его пространственные представления.

В большинстве игр, слово связано с движением и действием (реальным или воображаемым). В играх «День рождения куклы Аленушки» и «у нас в гостях Анютка Малютка!» связь речи и движения является основной развития мышления ребенка: словесное выражение своих действий способствует их осознанию и пониманию, а движение и воображаемые действия наполняют слова конкретным содержанием. Дети учатся выделять назначении (функцию) предмета. Этому способствует сюжетная, воображаемая ситуация и действие с предметом («День рождение куклы Аленушки» и «У нас в гостях Анютка малютка!»).

Таким образом, игры, представленные и используемые мною в практике с детьми второй младшей группы, обеспечивают органическую связь между мышлением и речью, которая взаимообогащает эти важнейшие психические процессы и способствует познавательному развитию ребенка.

[

Публикации по теме:

Педсовет на тему «Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности» (средняя группа) Педсовет на тему «Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности у дошкольников средней группы».

Развитие выразительной диалогической и монологической речи у детей 5–6 лет в процессе театрально-игровой деятельности Выделяют два вида речи: диалогическую и монологическую. Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений,.

Семинар-практикум для родителей на тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи» Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ; дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики.

Семинар-практикум для родителей «Путешествие в страну «Развитие речи» Практикум для родителей «Игра-путешествие по стране «Развитие речи» Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития речи у.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Головоломки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Семинар-практикум на тему «Развитие речи у детей в процессе игровой деятельности»
Опубликовано: 17 ноября 2018 в 14:56
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт Новогодние фантазии
Фотоотчёт с конкурса «Новогодние фантазии» Каждый год в нашем детском саду проходит конкурс поделок к Новому году. Много интересного из бумаги, картона,...
Мастер-класс для педагогов и родителей «Использование технологии Синквейн в речевом...
Целевые ориентиры речевого развития дошкольников ( согласно ФГОС ДО) : ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;...
Конспект занятия в средней группе формирование элементарных математических...
Конспект занятия в средней группе формирование элементарных математических представлений. Технология Н. П. Гришаевой «Ситуация месяца» тема «Я – житель...
«Тук-тук, открой дверь!» Сказка-пьеса в стихах по мотивам японской народной сказки...
Людмила Рыбакова Авторская сказка – пьеса в стихах «Тук-тук, открой дверь! » по мотивам японской народной сказки ( Для театра дошкольников. Году...
Выставка поделок «Новогодняя игрушка». Совместное творчество воспитанников с родителями
Наступает очередной Новый год и повсюду идёт подготовка к его встрече. В нашей группе уже стало традицией, к Новогодним и Рождественским праздникам...