Лучший педагог года

Семинар-практикум на тему: «Развитие способности эффективного взаимодействия педагога с детьми»

Чеканова Татьяна
Семинар-практикум на тему: «Развитие способности эффективного взаимодействия педагога с детьми»

Семинар-практикум на тему :

«Развитие способности эффективного взаимодействия

педагога с детьми»

Подготовила педагог – психолог МБДОУ «ЦРР – д/с №3» г. Тула

Чеканова Татьяна Сергеевна

Публикация «Семинар-практикум на тему: „Развитие способности эффективного взаимодействия педагога с детьми“» размещена в разделах

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Исходя из вышесказанного одна из первостепенных задач в работе современного педагога — формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии слова. Приемы взаимодействия с ребенком должны быть психологически эффективными :

• слушать и понимать ребенка;

взаимодействовать с ребенком без борьбы;

• научиться самому и научить ребенка справляться со своими чувствами;

• побудить его на положительные поступки.

Компетентность в общении стала одной из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога.

С целью повышения социально-психологической компетентности педагогов и развития их способности эффективно взаимодействовать со своими воспитанниками мною был разработан семинар-практикум для педагогов.

Семинар-практикум для педагогов проводится с целями :

• Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.

• Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс.

• Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.

Способствовать улучшению коммуникации между педагогами.

Семинар-практикум для педагогов проводился в форме группового занятия, которое включало в себя:

• диагностические приемы (преимущественно самоанализ,

• теоретические основы педагогического общения,

• практическую часть, направленную на выявление причин, препятствующих эффективной коммуникации между педагогами и детьми, определение необходимых условий и эффективных способов взаимодействия для преодолений барьеров в общении.

В процессе работы с педагогами были использованы активные методы:

• групповые дискуссии в форме анализа конкретных ситуаций, группового самоанализа;

• игровые методы — ролевые игры, невербальная психогимнастика;

• творческие задания;

• релаксационные и рисуночные техники;

• беседы, мини-лекции.

Ход практической части

Приветствие «Доброе слово»

Цели:

• настроить всех членов группы на тактичное отношение друг к другу;

развивать умение слушать и слышать говорящего, обращать внимание на его манеру устанавливать контакт.

Участники садятся в большой круг. Каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и

подумать, о том, какие слова сказать ему. Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру. Найдите для каждого человека нужные слова. Это будет небольшой проверкой, насколько вы доброжелательны друг к другу, умеете ли вы видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общении с каждым членом группы.

Во время высказываний остальные участники должны внимательно слушать своего коллегу. Тот участник, которому

сказали несколько добрых слов, должен поблагодарить.

(как вариант можно выбрать одно из двух первых упражнений)

Приветствие

Цель — помочь членам группы включиться в работу, способствовать взаимодействию друг с другом, позитивному настрою.

Психолог дает инструкцию: «Поприветствуйте друг друга, вспомнив индивидуальные особенности партнеров. В дополнение вам нужно поддержать человека, сказав ему несколько приятных слов, и обязательно выразить уверенность в том, что он никогда не сделает… А дальше вы должны указать, что именно, по вашему мнению, никогда не сделает ваш собеседник ( например: „Привет, Оля! Я рада тебя видеть. Я думаю, что ты никогда не будешь негативно отзываться о другом человеке за его спиной“)».

Игра «Робот»

Цель — развить навыки внимательного отношения к собеседнику, выстраивая структуры фраз, а также навыки

эмпатического понимания собеседника, проанализировать собственные ощущения и взаимоотношения с детьми в подобных ситуациях.

На столе из конструктора «Lego» создается игровое поле. Из числа педагогов выбирают двух «роботов» и одного «оператора». Задача «оператора» — с помощью своих «роботов» собрать постройку по замыслу. Для этого он подает «роботам» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями их рук. Задача «роботов» — точно выполнять команды своего «оператора». Необходимо помнить, что «робот» лишен собственной воли, желаний и стремлений. Исход игры ему безразличен: он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках «оператора». Когда постройка будет завершена, один из «роботов» меняется ролью с «оператором», игра повторяется. Каждый робот должен побывать в роли «оператора».

По окончании игры участники обсуждают полученные впечатления. Что помогло пониманию команд? Что мешало и становилось барьером общения? Что становится барьером в общении с детьми в подобных ситуациях?

Игра «Ручеек»

Цели:

• провокация переживаний, связанных с оцениванием;

• анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок;

• найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребенка в контакте и помогающие преодолению барьера.

Материалы:

• карточки с фразами и словами (карточки педагоги заполнили самостоятельно за день до занятия).

Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге психолог раздает карточки с фразами и словами, которые обычно говорят ребенку, когда им довольны, другой — карточки со словами, когда ребенком недовольны.

Психолог дает инструкцию: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».

Психолог проводит каждого по коридору. При этом человек, который стоял в «хорошем» ряду, после прохождения встает в «плохой» и наоборот. Это даст возможность большинству участников побывать в роли хвалящего и ругающего.

Проводится обсуждение. Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова и фразы вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова? Как ваши мысли и переживания могут повлиять на общение с вашими воспитанниками?

Упражнение «Вертушка первого впечатления»

Цели:

• получить представление о том, как первое впечатление влияет на собеседника;

• проанализировать, как воспитателей воспринимают дети.

Материалы:

• блокноты и карандаши (по количеству членов группы).

Участники передвигаются по комнате и встречаются друг с другом в молчаливом минутном взаимодействии. При встрече в парах участники обмениваются блокнотами. В блокноте партнера участники пишут свое впечатление о нем. После того как блокноты вернулись к своим хозяевам, происходит переход участников к новым партнерам, где все повторяется.

Психолог говорит: «Сейчас вы будете по очереди взаимодействовать друг с другом в парах. При встрече по команде

ведущего вам нужно будет выполнить следующие действия».

Обменяться блокнотами. В блокноте партнера кратко написать (в течение минуты) ваше впечатление о нем с позиции

«ресурс» — что, на ваш взгляд, является его сильным ресурсом как человека и делового партнера.

Вновь обменяться блокнотами. Обменяться партнерами, после чего все этапы работы повторяются (можно выполнить 5—6 раз).

Переписать полученные мнения на один листок в блокноте.

По завершении упражнения у каждого участника группы будет собрана «копилка мнений» о себе в ситуации первого контакта.

Правила при выполнении упражнения следующие. Запись о партнере делается на чистом листе блокнота, каждый раз

необходимо переворачивать страничку, чтобы новый партнер не просматривал записи других. Выполнять передачу

блокнотов и переходы осуществлять только по команде психолога, чтобы упражнение проходило четко и быстро.

После выполнения упражнения педагоги делятся впечатлениями. Необходимо подвести участников группы к пониманию того, что разные люди видят в нас разное, и это необходимо учитывать. Дети воспринимают педагога по-разному, поэтому у них в соответствии с воспринимаемым образом разное ожидание поведения педагога по отношению к себе.

Заполнение бланка «Характер взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста» (разработан И.

В. Калистратовой) [см. приложение].

Цель — проанализировать особенности взаимодействия воспитателя со своими воспитанниками и оценить степень выраженности показателей взаимодействия.

Материалы:

• бланки,

• ручки (по количеству участников).

На основе собственных представлений воспитатели оценивают свою деятельность. Полученные результаты могут обсуждаться (по анализу ситуации в группе) между членами группы; каждый педагог делает свои выводы относительно собственной педагогической деятельности с целью оптимизации взаимодействия с детьми. С учетом полученной информации каждый участник группы должен дать оценку своему поведению, определить, как на основе уже имеющейся информации он может изменить свое взаимодействие с детьми (см. приложение 1).

Игра «Противостояние»

Цель — показать участникам группы, что резкий и громкий голос, позиция «над партнером» по общению отпугивает

собеседника, мобилизует его сопротивление, вызывает негативные чувства.

Педагоги распределяются по парам и решают, кто будет первым участником, а кто вторым. Они должны вступить в

воображаемый спор. Первый — «обвинитель» : он стоит рядом со вторым и постоянно повторяет: «Нет, это вы делаете не так (неправильно!», при этом указывая на собеседника указательным пальцем. Второй садится на маленький стульчик и повторяет: «Это не я!» Оба участника должны пользоваться только этими фразами, произнося их по очереди (не важно, при этом кто начинает). Эти фразы нужно произносить сначала тихо, потом громко, затем гневно, обвиняя, угрожающе в сочетании с гневной позой. При выполнении этого упражнения необходимо поддерживать зрительный контакт друг с другом. Когда психолог скажет: «Стоп!», участники должны закончить выполнение упражнения, пожать друг другу руки и поблагодарить за участие. Затем участники меняются местами.

После игры педагоги делятся своими ощущениями, отвечают на вопросы психолога: «Какие чувства испытывает к вам ребенок, когда вы находитесь в роли обвинителя? Что хочется сделать?»

Упражнение «Солнце»

Цель — показать влияние манеры говорить, степени эмоциональности высказываний, поведения, мимики на индивидуальное восприятие ребенка.

Материалы:

• 3—4 листа ватмана;

• маркеры и краски (для каждого участника).

Психолог предлагает педагогам разделиться на три группы. Первая группа воспитателей — со стажем работы

20—25 лет, вторая группа — со стажем 10—15 лет, третья группа — молодые специалисты.

Каждая группа берет лист ватман с нарисованным по середине кругом (размер не имеет значения). Задача членов каждой подгруппы — дорисовать круг, нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного человека. (Рисовать красками.) Каждый член группы рисует от созданного образа луч и пишет над ним окончание фразы: «Я злюсь, кричу, раздражаюсь, веду себя агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что…»

Затем группы представляют свои работы. (Первыми приглашаются педагоги со стажем работы 20—25 лет.)

Прочитав все фразы, написанные над лучами, им нужно проанализировать причины агрессивного поведения взрослых по отношению к детям и сказать, что нужно делать, чтобы не травмировать детей подобными реакциями и своим поведением.

Далее участники обсуждают, почему у разных возрастных категорий педагогов разные причины агрессивного поведения. Следует подвести членов группы к мысли о том, что необходима внутренняя работа над своими поступками, сообща наметить пути решения данной проблемы.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель — актуализация сильных сторон личности.

Каждый участник (по кругу) произносит утверждение, начиная со слов: «Я хороший педагог, потому что…» Психолог спрашивает у группы, действительно ли этот педагог такой. Вся группа должна согласиться, что человек действительно хороший педагог.

Приложение 1: Характер взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста

Показатель оценивается по степени выраженности:

• 1 балл — практически не наблюдается;

• 2 балла — наблюдается время от времени;

• 3 балла — присутствует постоянно.

Показатели взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста

1. Уважение, доброжелательное отношение к каждому ребенку:

• ласковое обращение с улыбкой;

• внимание к настроению, желаниям, достижениям;

• поощрение самостоятельности.

2. Поощрение инициативы детей:

• внимательное выслушивание;

• доброжелательный ответ на вопросы и просьбы;

• избавление ребенка от негативных эмоций (успокоить).

3. Общение в позиции «глаза на одном уровне».

4. Формирование положительного отношения к сверстникам:

• собственное поведение (пример уважения ко всем детям);

• обращаю внимание детей на эмоциональное состояние друг друга;

• помощь непопулярным детям при вхождении в детский коллектив;

• обучение эффективным способам взаимодействия;

• адекватная реакция на жалобы

5. Голос воспитателя не доминирует над голосом детей

6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при взаимодействии с ними :

• терпимое отношение к «трудным» детям;

• предложение вариантов действия поведения ребенка;

• тактичное указывание на ошибки;

• при контроле — учет индивидуальных особенностей;

• обращение к ребенку по имени;

• отклик на просьбы ребенка о совместной деятельности.

7. Поддержка положительного самоощущения ребенка:

• приветствуется высказывания детей о их мыслях и чувствах;

• преобладают поощрения;

• порицания относятся к действиям, а не к личности ребенка в целом;

• при порицании дается образец правильного действия;

• отмечаются достижения ребенка.

8. Дети находятся в поле зрения взрослого.

9.

• Воспитатель не прибегает к физическому наказанию детей.

• Воспитатель не обзывает ребенка

Оцените по тем же баллам

Мне трудно осуществлять свою педагогическую деятельность в соответствии с данными показателями.

1 балл — нетрудно.

2 балла — отмечается время от времени.

3 балла — мне трудно

Выделите маркером те пункты, где у вас низкие баллы. Проанализируйте сложившуюся ситуацию и сделайте для себя

выводы

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Речевое развитие детей и взрослых» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Речевое развитие детей и взрослых» Место проведения: МБДОУ «Детский сад №___» Дата проведения: 30.03.2017г. Цель:.

Семинар-практикум для педагогов и специалистов: «Стили общения педагога с родителями» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями. Упражнение 1 «Смотрим в книгу, видим…» Цель: продемонстрировать.

Семинар-практикум для родителей и детей на тему: «Волшебные кляксы»Семинар-практикум для родителей и детей на тему: «Волшебные кляксы» Семинар-практикум для родителей и детей на тему: "Волшебные кляксы" Актуальность: В настоящее время на психологическое развитие детей влияет.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей раннего возраста»Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Авторы-составители: Н. Е. Лудцева – воспитатель, А. С. Зырянова – педагог-психолог Цель: ознакомление родителей воспитанников с приемами и.

Семинар-практикум на тему «Интеллектуальная готовность к школе» Здравствуйте, я очень рада вас видеть! «Звёздный час» - это фраза взята из авторского предисловия к сборнику исторических новелл «Звёздные.

Семинар — практикум на тему: «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО» Семинар-практикум для воспитателей Тема «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО» Форма.

Семинар-практикум «Развитие детской одаренности» Семинар-практикум для воспитателей: «Развитие детской одаренности» Цель: активизация знаний педагогов по развитию одаренности у детей.

Семинар-практикум «Речевое развитие детей и взрослых» (фотоотчет)Семинар-практикум «Речевое развитие детей и взрослых» (фотоотчет) 30 марта в нашем ДОУ прошел семинар - практикум для педагогов. Тема: «Речевое развитие детей и взрослых» Цель: повышение культуры речи.

Семинар-практикум «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» Цель: активизация педагогов в вопросах взаимодействия с семьей. Задачи: способствовать формированию умения дифференцированно подходить.

Семинар-практикум «Игры, задания и упражнения с детьми в книжном уголке» Тема: «Игры, задания и упражнения с детьми в книжном уголке» Огромную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум на тему: «Развитие способности эффективного взаимодействия педагога с детьми»
Опубликовано: 10 октября 2017 в 00:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД