Ирина Лисицына
Семинар-практикум «Народная кукла своими руками». Сокращенный вариант
▼ Скачать + Заказать документы
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 88 комбинированного вида»
Конспект
семинара - практикума
для педагогов БДОУ г. Омска
«Детский сад № 88 комбинированного вида»
тема: «Народная кукла своими руками»
подготовила:
воспитатель
первой младшей группы №1
«Карапузики»
Лисицына Ирина Ивановна
Омск - 2018
ТЕМА: Народная кукла своими руками.
Публикация «Семинар-практикум „Народная кукла своими руками“, Сокращенный вариант» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
ЦЕЛЬ: Формирование у коллег интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы, обогащение профессионального мастерства в процессе освоения изготовления игровой куклы «Зайчик на пальчик».
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Обогащение знаний педагогов о понятии «КУКЛА» и значении традиционной куклы в жизни и истории русского народа.
Формирование представлений о разнообразии и назначении традиционной народной куклы, особенностях её изготовления, значении для современных детей.
Знакомство педагогов с изготовлением своими руками игровой народной куклы «Зайчик на пальчик».
Развивающие:
Развитие тактильных ощущений при работе с тканью.
Развитие эстетического вкуса, творческих способностей, мелкой моторики рук.
Воспитательные:
Воспитание интереса к традиционной народной кукле и бережного отношения к культуре своего народа.
Форма проведения: мастер-класс
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, ноутбук, куклы, презентация, конспект, наборы для изготовления куклы : материал хлопок 10X20, тканевая полоса ширина 1 см, длина 80 см; нитки 50-70 см на каждого; столы, стулья, скатерть, музыкальное сопровождение, музыкальный центр, диск.
Ход мастер-класса:
Понятие.
Среди вещей, входящих в наше повседневное бытие с колыбели и затем сопровождающих нас в течение всей жизни, нет вещи более очевидной, известной и вместе с тем таинственной, чем кукла.
слайд 2 /Кукла – это созданная человеком из дерева, тряпья, кожи, соломы и прочего фигурка, изображающая живое существо (человека, зверя)./
«Очеловеченность» куклы выделяет её из множества окружающих нас предметов, придает нашему общению с ней мистический оттенок.
Беря в руки куклу, мы подсознательно начинаем с ней диалог, имея в виду не бездушную пустую болванку, а проступающее в её чертах живое человеческое начало, которое даже при применении её в качестве детской игрушки не позволяет кукле опуститься до уровня детского совка или мячика.
Свой статус кукла приобретает в ритуале или обряде, где наиболее явно проявляются её характерные особенности как особого феномена, стоящего на границе природы и культуры.
Значение.
Традиционная народная кукла — один из самых загадочных символов России. Она - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов. И неотъемлемая часть русской культуры. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно. Их насчитывалось и хранилось десятками. K куклам относились бережно. Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе. Хранили в специально отведённых корзинах, коробах, ящиках, сундуках. Часто куклы сохранялись и передавались от матери к дочери, a дальше внучке и правнучке.
Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. Это воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах. Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества.
Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.
Кукла для ребёнка была близким человеком, с которым он мог поделиться своими бедами и радостями. Играя с ней, он перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей родины, мечтал о будущем.
Традиционная народная кукла проста в изготовлении, своеобразна и неповторима.
Классификация.
Традиционно куклы классифицируются по материалу, способу изготовления, назначению.
слайд 3 /С давних времен кукол делали из всего, что было под рукой и в округе дома – ткань и нити, трава и цветы, лыко и солома, шерсть или вата, дерево, глина и даже зола. /
По способу изготовления куклы делятся на крестушки, столбушки, закрутки, набивные куклы – мешочки.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обрядовые, обережные, игровые.
слайд 4 /Обрядовые куклы имели ритуальное назначение и использовались в проведении сезонных праздников, были непременным атрибутом основных семейно-бытовых обрядов (рождение, свадьба, уход к предкам)./
Их почитали и ставили в избе в красном углу.
Как уже было сказано, обрядовых кукол делали для определенного ритуала. Поэтому и служили они только определённое время. Когда они выполняли своё назначение, их уничтожали в огне, топили в воде, закапывали в земле, превращали в утилитарные предметы или в игрушки для детей. Только некоторые хранили долго, они могли служить нескольким поколениям. Так, например, всю жизнь хранили свадебные куклы.
слайд 4 /Куклы-обереги изготавливались для отпугивания злых сил. Их использовали, как талисманы. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная c раннего детства. /
Куклы жили в домах, становясь частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались в трудные моменты жизни, разговаривали, делились своими горестями и радостями.
Традиционно к созданию куколок допускались исключительно женщины: мужчинам зачастую нельзя было даже наблюдать за процессом изготовления оберега. Так как тряпичные куклы несли в себе мощной магический заряд, к их созданию следовало подходить весьма осознанно и внимательно. Чаще всего этот процесс требовал особой подготовки и проводился в строго определенное время. Важен был и эмоциональный настрой мастерицы, так как от этого зависела и сила тряпичной куколки. В процессе создания оберега запрещалось использовать любые острые и режущие предметы. Во многом своей обережной силой тряпичные куклы были обязаны многочисленным узелкам, которые на них завязывались. Еще одна интересная особенность - изготовление обрядово-обережных кукол в один прием, без откладывания начатого процесса ни «на завтра», ни «на потом». Причиной тому старинная примета: дело, сделанное во второй раз, перечеркивает то, что было сделано в первый.
Обережные куклы подразделялись на разновидности. Одни предназначались маленьким детям, другие – способствовали женскому счастью, а третьи – уберегали путешественников в дороге.
Игровая кукла самая многочисленная группа – 400-500 видов. слайд 4 /Они предназначались для забавы детям/
И делились на сшитые и свёрнутые (скрутки, скатки, столбушки, закрутки).
Игровые куклы так же классифицируются по возрастам:
• Куклы младенчества (0 до 3 лет). Это кукла, которую будущая мама шьет для своего еще не родившегося ребеночка.
• Куклы раннего детства (4-6 лет). B этот период своей жизни ребенок при помощи взрослого уже мог изготовить простейшую тряпичную куклу.
• Куклы для возраста 7-9 лет. Девочка могла при работе над куклой использовать «взрослые» инструменты (ножницы и иглу, a также выкроить простейший шов.
• Куклы для подростков (10-14 лет). Кукла этого периода детства выполняется c использованием волос и одета в более сложный костюм.
• Куклы для юношества (15-18 лет). Эти куклы назывались «куклами на выхвалку». Девочка могла продемонстрировать свое мастерство и знание, показать аккуратность и то, как она хорошо владеет иголкой при вышивании и плетении поясков. Если кукла получалась «корявая», считалось, что девушка ещё «не наигралась» и ей рано вставать в свадебный хоровод. Если же кукла была красивой и аккуратно сделанной, это было знаком женихам и сватам.
Кроме того, куклы делились по размеру на локтевые, ладонные, пальчиковые - названия говорят сами за себя.
Особенности изготовления.
При всех своих различиях, традиционная кукла являет собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Простейшая трёхчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная единой красной нитью, строится по схеме триединого мира: верхнего, среднего, нижнего.
слайд 5 /Голова куклы - небесный мир, тулово – земной мир, ноги – подземный мир. Крестовидные куклы указывают ещё и на четыре стороны света. Таким образом, в самой конструкции содержится универсальное число семь – символ мироздания.
Косой крест, который перевязывает кукле грудь, фиксирует местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания. А это значит, простейшая по конструкции народная кукла передаёт из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства. /
слайд 6 /Традиционная кукла несет в себе не только женское, но и мужское начало. И о мужской её символике нам говорит столбообразная фаллическая первооснова куклы. Это могут быть и просто полено, и палочка, обтянутая белой тряпицей, и туго скрученная ткань. Деревянная твердь внутри мягкого грудастого тулова – знаковое соитие природного естества, мужского и женского. Такая кукла таит в себе родовую силу, несёт идею продолжения рода.
Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского. Вот емкая символика тряпичной куклы. /
Признаки человека в тряпичной кукле просты : тело - плотная основа, на которой при помощи линий шеи и пояса расставляются основополагающие акценты. Если есть шея, значит, есть голова, значит, становится понятно, где верх и где низ. Если есть середина туловища, значит, есть живот и пуп, который символически обозначается узлом, завязанным на нитке, значит, становится понятно, где лицо и где спина.
слайд 7 /Считалось, что пуп (пуповина) - самое важное место на человеческом теле. Именно здесь была сосредоточена вся жизненная сила человека, запас которой давался ему при рождении.
Именно в области пупа повязывался пояс. Пояс обозначал середину человека, а узел, на который он завязывался, был своеобразной «культурной пуповиной». Пояс в традиционной культуре обязательно носил каждый человек, именно с обряда опоясывания и начиналось приобщение новорожденного к человеческому миру. /
Куклы - мужички не были характерны для традиционной игрушки. Они скорее исключение, нежели правило. И появились к концу 19 века.
Как упоминалось ранее, на изготовление шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из травы, из веток деревьев.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей куклы «вертели» из старого тряпья, даже не по бедности, a по ритуалу кровной близости. Считалось, что ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, имели наибольшее сакральное значение.
По законам народной жизни отслужившая вещь вновь включалась в круговорот жизни. Помимо прочего, здесь ярко прослеживается и роль женщины - мастерицы, творца, хранительницы традиций, подчеркивается ее изначальная бережливость.
слайд 8 /Сам процесс изготовления обрядовой текстильной куклы символизирует выделение объекта из мира природы. В замкнутом цикле ткань приобретает новые вещественные качества, подчиняясь общим законам народного искусства. Из ношеной бесформенной ткани «рождается» кукла, и таким образом ткани придается новое качество. Изношенные вещи рвутся на аккуратные полоски, квадраты, что символизирует переход от хаоса к порядку. Куски ткани складываются определенным образом, придавая изделию целостность. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. /
слайд 9 /Народная кукла безлика. По традиционным представлениям именно через рот, нос, глаза и уши духи вселяются в свои изображения. Отсутствие лица было знаком того, что кукла - вещь неодушевленная, а значит, безликая кукла не сможет быть двойником какого-либо человека и никто не причинит живому человеку зло через такую куклу. Она должна была принести ему благополучие, радость, здоровье. В безликости и отражалась прежде всего обережная функция куклы. /
Кукол делали взрослые, но дети им помогали. Сначала они подбирали тряпочки, затем крутили тельце куклы. Уже к пяти годам почти любая девочка могла сама сделать себе куклу. Девочки подростки делали себе таких кукол и младшим cеcтpёнкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это c большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. Через изготовление куклы девочка приобщалась к труду. Она училась шить, прясть, вышивать, постигала искусство одевания, знакомилась с традициями, у неё формировался вкус. Кукла считалась эталоном рукоделия, поэтому, когда на посиделки девочки брали с собой кукол, их рассматривали не только как игровой материал, но и как образец мастерства. По мастерству изготовления кукольной одежды судили o готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получалось красивым, a наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу мастерице. Красивая кукла, сделанная c любовью своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.
Куклы помогали воспитывать в девочках будущих матерей и хозяек.
слайд 10 /Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенной, индивидуальной. Она становилась зеркалом своего создателя, отображая его внутренний мир. /
Значение для современных детей.
Мы знаем, что игра – ведущий вид деятельности детей, а игрушка – незаменимый спутник.
Но очень часто значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается родителями. Большинство не понимают, насколько это важно – правильно выбрать игрушку.
слайд 11 /В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике, но эти игрушки не несут тепла души их создателей. Производство большинства современных игрушек поставлено на «поток». Приобретая их в магазинах, родители зачастую руководствуются, прежде всего, ценой и яркими красками. Немаловажным фактором также являются капризы и желания детей, формируемые, как правило, рекламными роликами. Изготовленные из искусственных материалов, порой непонятного назначения, сомнительного качества и происхождения такие игрушки отрицательно влияют на развитие ребёнка. /
Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребёнка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь подобием человека, она позволяет играющему с ней ребёнку подражать миру взрослых отношений. В игре с ней он познаёт окружающий мир, учиться выражать свои чувства, у него появляются навыки общения. Благодаря кукле ребёнок проходит школу первичной социализации.
Традиционная народная кукла, которая бытовала вплоть до 60-х годов 20 века, может стать источником наследия для наших детей. Ведь наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Являясь источником развития ребёнка, частью широкого культурного пласта нашей истории, кукла несёт в себе образ русского человека, воспитывает и развивает в ребёнке всё самое лучшее, что создал народ за всю историю своего существования.
Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, также побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение, представлять её в разных игровых ситуациях. Многообразие материалов, используемых при изготовлении, способствует развитию креативности ребенка.
слайд 12 /Поиграть в куклы полезно и современным мальчикам, тем более что воспитательный момент, содержащийся в этих играх, напрямую касается не только девочек, но и их. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию - способность легко воспринимать точку зрения другого человека. /
Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность, удовлетворить не только познавательный интерес, но и естественное желание знать и помнить прошлое своего народа.
Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.
Мастер-класс «Зайчик на пальчик».
Выбор образа зайца для одной из самых первых детских игрушек не был случайным, потому что именно это животное считается самым добрым, ласковым и безобидным из всех лесных жителей, от которого никогда не увидишь злобы или агрессии.
слайд 38 Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег.
слайд 39 Для зайчика на пальчик нам нужно:
1. Отрезок ткани размером с ладонь (10*20 см)
2. Нитки х/б (2 локтя).
3. Обрезки ткани, ветошь (по желанию)
Шаг 1
Ткань складываем пополам вдоль длинной стороны
Шаг 2
Вгибаем угол ткани внутрь.
Шаг 3
Стягиваем петлёй, формируя ушки зайчика. Дублируем петлю для крепости.
Шаг 4
Под ушки вкладываем содержимое головы, формируя мордочку зайчика.
Шаг 5
Затягиваем петлёй, формируя шею. Дублируем петлю для крепости.
Шаг 6
Переворачиваем зайчика спинкой вверх. Ткань укладываем внахлест. С нижнего края по направлению к голове делаем небольшую скатку - лапки зайчика.
Шаг 7
Лапки прикладываем к шее со стороны спины (в петлю из ткани должны помещаться указательный и средний пальцы). И перевязываем ниткой через шею, по диагонали и на поясе – 3 раза.
Наш зайчик готов!
Образовавшаяся петелька между брюшком и спинкой позволит легко надеть его на пальчик и играть. Можно вложить конфетку-гостинец.
слайд 40 Порядок работы (опорная схема).
Уважаемые коллеги! Рада была представить Вашему вниманию данный материал. На Ваши вопросы постараюсь ответить. Хотелось бы получить от Вас обратную связь. Прошу заполнить небольшие анкеты.
Анкета:
1. Интересна ли Вам была данная тема?
___
2. Понравился ли Вам её Ведущий?
___
3. На все ли вопросы были получены ответы?
___
4. Как Вы считаете, нужны ли такого рода мероприятия в детском саду?
___
5. Полезна ли Вам была данная информация?
___
Спасибо за внимание!