Валентина Лобанова
Семинар-практикум «Народные и дворовые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Весёлые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.
Публикация «Семинар-практикум „Народные и дворовые игры“» размещена в разделах
- Дворовые игры. Игры нашего двора
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Существуют различные трактовки понятия «русские народные подвижные игры». Рассмотрим их подробнее.
По мнению А. В. Кенеман, русские народные подвижные игры - это традиционное средство педагогики, отражающее образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Русские народные подвижные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания детей [15].
И. И. Шангина отмечает, что русские народные подвижные игры – это игры, направленные на развитие как физических, так и умственных способностей детей. В них отражены традиции русского народа, его быт [52].
И. Г. Гаврилова считает, что русские народные подвижные игры – это всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность, как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы народного быта [11].
Давайте рассмотри особенности организации народных подвижных игр (на слайде)- представлены на слайде.
• Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
• При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, воспитатель уточняет то, что недостаточно дети запомнили.
• Если игра хорошо детям знакома, то воспитатель предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты.
• В младших группах при разучивании новой игры роль водящего воспитатель берёт на себя.
• Правила игры воспитатель должен излагать кратко и ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.
• При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.
• Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.
• В процессе игры воспитатель следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка.
• Руководя игрой, воспитатель воспитывает нравственные качества ребё нка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, учит преодолевать трудности.
• Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.
Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:
- никогда не заставлять детей играть, а только приглашать.
- использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки).
- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка.
- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом.
- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи.
- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней.
- создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.
Народные игры являются неотъемлемой частью физического развития дошкольников, но используются недостаточно в практике работы с детьми.
При беседе с воспитателями ДОУ, выяснили, что при обучении детей подвижным играм используют такие методы и приёмы, как: показ, объяснение, указания, напоминание. Русские народные подвижные игры используются редко, в основном в связи с календарными обрядовыми праздниками. Опрошенным воспитателям работа с русскими народными подвижными играми для детей дошкольного возраста известна, знакомы они и с методикой, но, как отметили сами педагоги, они редко их используют.
Также воспитатели отметили, что подвижные игры чаще проводит инструктор по физкультуре на прогулке и физкультурных занятиях. Воспитатели же предлагают детям при организации мероприятий и проведении праздников.
Таким образом, можем заключить вывод, что педагоги недостаточно широко предлагают детям русские народные подвижные игры, но при этом испытывают интерес к данной проблеме.
Следовательно, считаем возможным, продолжить, введение русских народных подвижных игр при соблюдении организационно-педагогических и психолого-педагогических условий и рассчитывать на заинтересованность и помощь со стороны педагогов. Ведь детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Сейчас предлагаем вам провести небольшую викторину «Заморочки из бочки» : (воспитатели вытаскивают вопросы и отвечают) :
• Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
• Главная роль в народной игре? (водящий)
• Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
• Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
• В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
• Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
• Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
• Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)
• Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)
• Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки).
Давайте вспомним примерную классификацию народных игр. Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные);
в) по отношению к природе (природные);
г) трудовые (бытовые);
д) с ведущим (водящим);
е) игры - забавы.
ж) драматические (с элементами театрализованных действий)
работа с презентацией.
К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)
Обрядовые (календарные) игры – это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры : «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.
По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры : «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.
Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. Это игры : «Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха», «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.
Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. Это игры : «Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке» и др.
Игры-забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой-то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др.
Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого-то героя игры и выполнять его действия. Это игры : «Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.
Сегодня мы подробно остановимся на некоторых видах народных игр.
ИНФОМАЦИОННЫЙ БЛОК
(ОБОБЩЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОУ)
Из всего выше сказанного, необходимо сделать вывод о том, что русские народные подвижные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Народные игры органически включаются в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях, делая этот процесс естественным.
Заканчивая наше городское методическое объединение, предлагаем вам выразить свое отношение к проведенному мероприятию. Для этого необходимо взять один билет и ответить на него.
Рефлексия (самоанализ) в конце мероприятия. Устный ответ на один из вопросов по выбору участника:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что привлекло ваше внимание на ГМО?
- Какое выступление вы считаете наиболее конструктивным и почему?
- Что было трудным?
- Что мешало работе и почему?
- Что вам особенно понравилось?
- Что хотелось бы сделать иначе?
- Какие вы приобрели новые знания и умения?
- Какие открытия сделали для себя в процессе мероприятия?
- На какие вопросы вам было легко отвечать?
- Что вас удивило?
- Что оказалось полезным для вас?
- Что оказалось полезным для ваших детей?