ольга вьюнова
Семинар-практикум «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Организация исследовательской и экспериментальной деятельности воспитанников в условиях образовательного пространства территории детского сада (участок)»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения; систематизация знаний педагогов об организации исследовательской экспериментальной деятельности в ДОУ.
Публикация «Семинар-практикум „Организация исследовательской и экспериментальной деятельности воспитанников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Задачи:
- закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей
дошкольного возраста;
- закрепить навыки и умения правильной организации экспериментирования;
- развивать умения делать выводы и умозаключения;
- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе исследовательской экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Оснащение: Компьютер, мультимедийный проектор, презентации; оборудование для проведения опытов и экспериментов; листы бумаги и ручки.
Организационный момент : При входе в зал воспитателям предлагается взять жетоны, по такому же принципу, как таблички на столах, таким образом, получается 2 команды воспитателей.
Участники семинара-практикума : педагоги дошкольных образовательных учреждений Тисульского муниципального района.
План семинара-практикума :
1. Фото-выставка «Исследовательская и экспериментальная деятельность на территории детского сада».
2. Выставка нестандартного оборудования для проведения исследовательской экспериментальной деятельности.
3. Жеребьевка (9.30 – 10.00)
4. Приветствие к участникам. Вступительное слово И. В. Осинцева (10.00)
5. Практическая часть.
6. Представление опыта работы воспитателей МДОУ Тисульского детского сада № 4:
- Журавлева Ирина Петровна «Обобщение полученных результатов работы с воспитанниками на экологической тропе»;
- Мастер-класс Захаровой Н. Г. «Проведение опытов на территории детского сада.
7. Рефлексия (11.30)
Заходя в зал, участникам предлагаем взять по жетону
и занять место за столом с таким же изображением
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады Вас приветствовать.
Тема нашего семинара «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности воспитанников в условиях образовательного пространства территории детского сада».
Слайд 2
Цель: Сегодня мы собрались чтобы повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения; систематизировать ваши знания об организации исследовательской и экспериментальной деятельности в ДОУ.
Поставленные нами Задачи: вы можете прочесть на экране.
- закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей
дошкольного возраста;
- расширить представления о правильной организации экспериментирования с
ребенком-дошкольником;
- развивать умения делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения организации экспериментирования;
- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе исследовательской экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Планируемый результат: Знание и применение на практике исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми на территории детского сада.
Практическая значимость: данный семинар-практикум может быть интересен воспитателям. Фрагменты данного мероприятия возможно использовать в работе с детьми. Надеемся, что каждый из присутствующих услышит для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых.
Слайд 3
В ходе проведения семинара будут представлены результаты исследовательской деятельности с детьми на экологической тропе, продемонстрированы эксперименты с некоторыми материалами, а также будет представлена возможность принять участие в их проведении.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное.
Слайд 4
А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать-
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду изучаем с детьми мы нашу природу.
Слайд 5
- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? (слайд 5)
- На эти вопросы мы постоянно ищем ответы. Изучаем новые технологии, подбираем эффективные формы и методы, позволяющие выстраивать педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование, которое позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей.
+ Экспериментальная деятельность – это один из видов поисковой (исследовательской) деятельности. Эксперимент предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.
Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников : «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается».
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
Сегодня я предлагаю вам освежить и обобщить имеющиеся у вас знания об организации экспериментальной исследовательской деятельности с детьми.
1. Начнем с самого важного в организации экспериментальной исследовательской деятельности.
У вас на столах находятся листы бумаги и ручки:
Задание 1: запишите в правильной последовательности этапы проведения экспериментальной деятельности (даем пару минут на размышление, затем одна команда зачитывает ответ, а другая оценивает его правильность). А теперь по очереди зачитывает что получилось. (после ответов обеих команд сравниваем со слайдом № 6)
Слайд 6
Выделение проблемы
Выработка гипотезы (или постановка задачи)
Выбор возможных вариантов решения
Уточнение плана эксперимента
Выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне проведения эксперимента
Уточнение правил безопасности
Проведение эксперимента (под руководством воспитателя)
Фиксирование результатов
Формулировка выводов (обобщение полученных данных)
Связь с жизнью
2. При формировании познавательной активности детей очень важна – мотивация, и она должна идти не от педагога, а от детей. Слова восточного мудреца гласят: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».
Задание 2: Скажите, какие стимулы, методы можно использовать для создания положительной мотивации в экспериментальной деятельности?
Прошу отвечать каждую команду по очереди.
Да, для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный мотив (желание ребенка узнать, почему так);
• ситуация выбора.
3. В процесс исследования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопроса.
Слайд 7
Я предлагаю и вам ответить на несколько вопросов Блиц-игры «Вопрос-ответ» (задается вопрос каждой команде по очереди).
• Что первично: причина или следствие? Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.
Слайд 8
• Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет. Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деят-ть, проблемные ситуации.
Слайд 9
• Скажите, какие эксперименты проводят с детьми 3-4 лет. Ответ : тонет - не тонет, рвется - не рвется, свойства воды, песка, снега, исследование поверхности предметов.
Слайд 10
• Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию. Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.
Слайд 11
• Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте. Ответ: любознательный- склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный- мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.
Слайд 12
• Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет. Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.
Молодцы. Хорошо справились. Продолжаем.
Чтобы заинтересовать ребенка и начать исследовательскую, экспериментальную работу, ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным путём. Ребёнка необходимо столкнуть с противоречием, лежащим в её основе. При этом противоречие должно быть на языке понятном ребенку и заключено в игровую оболочку.
Слайд 13
Задание командам: Сформулируйте проблемную ситуацию для детей по исследованию :
1 команда – свойства соли – растворимость.
2 команда - свойство песка – не растворяется.
4. Итак, мы поставили проблему, теперь нам необходимо выдвинуть гипотезу решения данной проблемы.
Гипотеза – это предположение, догадка ещё не доказанная логически и неподтверждённая опытом.
Обычно гипотезы начинаются со слов:
- допустим,
- предположим,
- возможно,
- если…., то…
В результате исследования гипотеза исчезнет. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, а если её опровергнуть, она превращается в ложное предположение.
Задание: попробуем составить гипотезу по сформулированной проблеме:
1 команда – свойства соли – растворимость.
2 команда-свойство песка – не растворяется.
5. В дальнейшей работе с детьми нам понадобятся: иллюстративный материал, схемы, любые наглядности, т. к. детям необходим зрительный образ – символы, которые будут обозначать либо действие, либо признак. Способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления, творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.
Дети не только быстро учатся понимать символы, но и обучаются способности создавать символы для обозначения идей и делают это обычно легко и свободно.
Задание: Придумайте карточки - подсказки для детей в виде символов разрешающие – запрещающие.
1 команда: понюхай-нельзя понюхать; попробуй на вкус- нельзя брать в рот;
2 команда: потрогай - нельзя брать руками; посмотри, послушай. (на столах лежат квадратики на которых вы можете изобразить придуманные символы-подсказки)
Слайд 14
Где можно применить такие карточки подсказки?
На этапе поиска решений проблемы - рассказываем детям, что существует много способов сбора информации — «методов исследования» и подводим детей к тому, чтобы они сами назвали эти методы.
Начинаем всегда с обычных проблемных вопросов:
- «Что мы должны сделать в начале?»,
- «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?» и т. п.
В ходе коллективного обсуждения дети обычно сами называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др.
Слайд 15
На первом этапе особенно важно такое педагогическое умение, как способность подвести детей к нужной идее — сделать так, чтобы они сами высказали то, что требуется в данной ситуации и карточки с обозначением методов исследования нам в этом помогут, так как они - не что иное, как план будущего исследования. Мы раскладываем их перед детьми бессистемно, по мере случайного поступления предложений от детей. Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным. Для этого вновь обратимся к коллективной беседе с детьми. Начнем с вопросов о том, что нам следует сделать в самом начале. С чего начать наше исследование? Что делать во вторую, третью очередь и далее. Давайте подберем методы исследования для решения определенных проблем.
Сейчас предлагаю вашему вниманию мастер-класс воспитателя Старо-Берикульского детского сада Захаровой Натальи Геннвдьевны.
На этапе обобщения, подведения итогов проведенных экспериментов также можно использовать зрительный образ в виде символов, чтобы рассказать об исследуемом предмете и указать как можно больше признаков. Потренироваться в этом дети могут играя в игру «Объяснялки». Когда один описывает предмет, пытаясь указать как можно больше признаков, а остальные слушают, угадывают и поправляют.
Предлагаю послушать «объяснялки» детей и сказать о чем идет речь.
• Люди там работают в белых халатах. Там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. Там очень интересно, я бы хотел там работать (ЛАБОРАТОРИЯ).
• Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают (ЭКСПЕРИМЕНТ).
• Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим (МИКРОСКОП).
• В неё что-то наливают, в ней всё шипит, булькает и меняет цвет. С ней нужно быть очень осторожным (ПРОБИРКА).
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. И экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует их возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Следует подчеркнуть, что важнейшим условием успешного развития исследовательской активности детей является компетентность воспитателя в данных вопросах, его стремление к постоянному самообразованию, совершенствованию организационно-проектировочных умений, увлеченность экспериментированием, стремление проявлять живой интерес к детской поисковой деятельности, создавать атмосферу творчества, исследовательского поиска и радости открытий.
А сейчас мы предоставим возможность поделиться накопленным опытом в организации исследовательской деятельности с детьми в условиях территории детского сада воспитателю Тамбарского детского сада Журавлевой И. П.
Вывод: При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обычной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы.
Исследовательская и экспериментальная деятельность позволяет нам объединить все виды детской деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.
- Дорогие педагоги, развивайте у детей желание каждый день узнавать новое, заставляйте их думать, пусть они сами пытаются отвечать на вопросы. Пусть учатся быть уверенными в себе, в своих силах. Именно это качество позволит им многого добиться.
Кто на себя глядит, свой видит лик.
Кто видит лик свой, цену себе знает.
Кто знает цену, строг к себе бывает.
Кто строг к себе – тот истинно велик!
(Пьер Гренгор)
Желаю вам воспитать побольше великих людей. Успехов вам в вашем нелегком труде!
Рефлексия. Коллеги, на этом наше мероприятие закончено, предлагаю подвести итог:
«Отрефлексируй», что ты мыслил,
Что ощущал ты «от» и «до», Не бойся, как обычно, если
Ты скажешь что-нибудь не то. Любая мысль - к открытью дверца,
Любое чувство - к мысли путь, Мы все способны - в это верьте - За горизонты заглянуть!
Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает только бабочек.
- Понравился семинар. Будете применять знания в своей работе - пусть прилетят бабочки жёлтого цвета.
- Неплохо было. Но не знаю, буду ли я применять полученные знания - пусть прилетят бабочки красного цвета.
- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть - прилетят бабочки синего цвета.
Спасибо за внимание!