Папки-передвижки

Семинар-практикум «Организация проектной деятельности в условиях детского сада»

виктория воронцова
Семинар-практикум «Организация проектной деятельности в условиях детского сада»

Цель: повышение профессиональной компетентности участников семинара через знакомство с методом проектов как средства развития творчества и профессиональной активности педагогов.

Задачи:

1. Повышать методический уровень педагогов в овладении и использовании технологий проектирования.

Публикация «Семинар-практикум „Организация проектной деятельности в условиях детского сада“» размещена в разделах

2. Пропагандировать педагогическое мастерство педагогов в использовании метода проекта в практике.

3. Способствовать творческому поиску методов реализации образовательного процесса.

Планируемый результат:

Понимание необходимости применения метода проектов в деятельности ДОУ.

План семинара- практикума :

1. Что такое проектный метод. История создания проектов.

2. Задачи проектной деятельности в программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

3. Анализ этапов работы над проектами.

4. Домашнее задание: «Представление проектов в рисунке».

5. Разработка проекта по физическому воспитанию (6П)

6. Практическая часть: «Подвижная игра».

7. Итог.

8. Рекомендации.

1. Что такое проектный метод. История создания проектов.

Вначале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. В рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем: «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интере-сы и осознавать возможности». В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания на всех «этажах» системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов.

Обратимся вначале к истории возникновения метода проектирования.

История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».

Этот метод называют методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х,Килпатриком.

Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. И для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести.

Родившись из идеи свободного воспитания, технология проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Сторонники метода проектов в советской России В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся.

Однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:

- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

- слабая разработанность методики проектной деятельности;

- гипертрофия метода проектов в ущерб другим методам обучения;

- сочетание метода проектов с педагогически неграмотной идеей комплексных программ.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП (б) в 1931году метод проектов был осужден.

В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающее действительности в совместной деятельности школьников.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу ти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

Основные требования к использованию метода проектов.

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т. д.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и т. д.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

• выдвижение гипотезы их решения;

• обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

• сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

• выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов.

1. С точки зрения доминирующей в проекте деятельности :

- исследовательские

- поисковые

- творческие

- ролевые

- прикладные (практико-ориентированные)

- ознакомительно-ориентировочные

2. С точки зрения предметно-содержательной области:

- монопроекты (в рамках одной области знаний)

- межпредметные проекты

3. По характеру координации проекта :

- непосредственный (жесткий, гибкий)

- скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)

4. По характеру контактов:

- внутренние (региональные) (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны)

- международные (участники проекта являются представителями разных стран)

5. По количеству участников проекта :

- личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах)

- парные (между парами участников)

- групповые (между группами участников)

6. По продолжительности выполнения:

- краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы)

- средней продолжительности (от недели до месяца)

- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

1 тип

Исследовательские.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности, взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задачи исследования, последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез, решение обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

2 тип.

Творческие.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересом участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, празднике, экспедиции и т. п.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры.

3 тип.

Ролевые, игровые.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

4 тип.

Ознакомительно – ориентировочные (информационные).

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью, модулем.

2. Сейчас я предлагаю Вам обратится к программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

Цели проектной деятельности : Развитие свободной творческой личности ребёнка.

Задачи проектной деятельности :

*Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

*Равитие познавательных способностей;

*Развитие творческого воображения;

*Развитие творческого мышления;

*Развитие коммуникативных навыков.

Задание по подгруппам:

1 подгруппа: Задачи исследовательской деятельности в младшем возрасте.

2 подгруппа: задачи исследовательской деятельности в среднем возрасте.

3 подгруппа: задачи исследовательской деятельности в старшем возрасте.

3. Анализ этапов работы над проектами.

Каждой подгруппе дается задание охарактеризовать этап проекта не называя его, а остальные педагоги должны угадать название этапа.

Структура проекта.

1 этап – этап подготовки проекта - целепологание. (1 подгруппа)

• определяются задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования,

• разрабатывается модель взаимодействия всех участников проекта;

• определяется прогнозируемый результат;

• обсуждается с родителями;

• выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта;

• определяют содержание деятельности всех участников проекта.

2 этап – этап практической реализации проекта.

На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т. д., определяют итоговое мероприятие.

3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.

На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.

4 этап – презентация и защита проектов

Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МДОУ, аттестация и т. д.

3. Домашнее задание:

Представление проекта в рисунке

5. Разработка проекта по физическому воспитанию (6П)

Задание по подгруппам:

Каждой подгруппе дается задание составить проект по физическому воспитанию (любой) учитывая (6 П).

6. Практическая часть: «Подвижная игра».

Раздаются конверты с подвижными играми. Нужно объяснить и провести игру. Другие команды должны отгадать возраст, назвать цель игры и сказать какие физические качества развиваются в игре.

7. Заключение.

Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении для его участников?

Для детей

Учитывая, что самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, что способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Положительно влияет на мотивационную сферу ребенка, повышая интерес к образовательному процессу и его результату.

Для родителей

Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Для профессионального роста педагогов:

Создаются условия для роста активности и инициативы педагогов;

Формируется умение решать более сложные профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук;

Непрерывное овладение прогрессивными технологиями способствует повышению профессионального уровня;

Происходит профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов, способствует распространению педагогического опыта

Итак, использование метода проекта помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и их родителям вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.

8. Рекомендации.

- Пополнить физкультурные уголки оборудованием для развития физических качеств.

- Сделать картотеки подвижных игр, утренней гимнастики.

Публикации по теме:

Доклад на семинар «Организация воспитательной работы детского сада по экологии на традициях народной культуры» Экологическое воспитание является одним из самых важных направлений воспитательно – образовательной деятельности дошкольного учреждения.

План проектной деятельности в старшей группе детского сада по теме «Культура и традиции татарского народа»План проектной деятельности в старшей группе детского сада по теме «Культура и традиции татарского народа» В рамках проекта всего комплекса "Культура и традиции народов России" мы выбрали для своей старшей группы культуру татарского народа, как.

Практический семинар для педагогов «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях» .

Семинар-практикум для родителей «Развитие детского словаря» Цель: Просвещение родителей по вопросам развития словаря у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить с особенностями развития.

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Заботимся о речи наших дошколят» Цели и задачи семинара-практикума:• расширить представления о значимости выполнения артикуляционной гимнастики с детьми раннего возраста;.

Семинар-практикум для воспитателей «Организация подвижной игры в детском саду» План. • Воспитательное значение подвижных игр. • Выбор подвижных игр и подготовка к их проведению. • Виды подвижных игр. Место подвижной.

Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи» Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава.

Семинар-практикум «Организация подвижных игр по формированию толерантности на прогулке» Цель: расширить знания у педагогов о повышении двигательной активности детей на прогулке за счет проведения подвижных игр. Место проведения:.

Семинар-практикум «Организация сюжетно-ролевой игры» Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных.

Статья «Открытость детского сада в организации проектной деятельности педагога». Подготовила: Шаронова Анастасия Геннадьевна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Морозко» п. Приозёрный Надымского района» В основе новой концепции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Организация проектной деятельности в условиях детского сада»
Опубликовано: 6 февраля 2016 в 10:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД