МААМ-картинки

Семинар-практикум «Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста»

Наталья Галкина
Семинар-практикум «Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста»

Задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Русский язык обладает сложной звуковой системой. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения дошкольников приводят к усвоению звуковой стороны слова.

Публикация «Семинар-практикум „Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму.

Практическое овладение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию произношения у дошкольников проводится систематически.

Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух: способность слышать, распознавать фонологические средства языка.

Согласно программным требованиям, во II младшей группе воспитатели совершенствуют умения детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц, развивают у воспитанников моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточняют и закрепляют артикуляцию звуков. Большое внимание уделяется выработке правильного темпа речи, интонационной выразительности, формированию умения отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

В средней группе воспитатели закрепляют у детей правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывают произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивают ребятам артикуляционный аппарат, продолжают работу над дикцией: совершенствуют отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивают также фонематический слух: учат различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, определять, есть ли конкретный звук в слове. Педагоги совершенствуют интонационную выразительность речи детей.

Успешная реализация программных задач зависит от специально заданной, продуманной развивающей среды. Целенаправленные педагогические воздействия и благоприятная речевая среда, из которой дети черпают культурные речевые образцы, помогают дошкольникам овладевать конкретными речевыми умениями.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к 4 годам (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Но в этом возрасте дети неверно произносят (или не произносят) шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (р, рь, л, ль) звуки, а некоторые звуки пропускают. В этот возрастной период требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием детского артикуляционного аппарата и таких элементов звуковой культуры, как дикция, темп, сила голоса.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи детей четвертого года жизни включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха, различных средств интонационной выразительности. Мы приучаем детей вслушиваться в правильную речь взрослых, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Учим детей четко произносить звук, выделять голосом звук в слове, говорить в нормальном темпе фразу с этим звуком. Развиваем умения дифференцировать родственные по месту образования звуки (п и б, т и д, ф и в) в небольших речевых единицах – слогах. Отрабатываем дифференциацию твердых и мягких согласных - подводим детей к правильному произношению шипящих. Отрабатывается и дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков).

В средней группе работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. Мы формируем и закрепляем у детей правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь). Уточняется термин «звук», появляется термин «слово».

Вся работа по формированию звуковой культуры речи в нашем детском саду основана на тесном сотрудничестве воспитателей и логопеда ДОУ Атякиной Галины Николаевны и осуществляется при помощи специально подобранного речевого материала.

Согласно учебному плану, организованная образовательная деятельность по формированию и развитию звуковой культуры речи в младшей и средней группах проводится 1 раз в месяц.

Помимо этого воспитатели групп решают задачи развития у детей звуковой стороны речи ежедневно : в режимных моментах, в свободное от занятий время, используя индивидуальный или подгрупповой подход.

В группах есть наглядный материал для обследования звуковой культуры речи младших и средних дошкольников, альбомы с картинками для работы над звукопроизношением, в достаточном количестве имеются методическая литература, разнообразные наглядные пособия, подобран весь необходимый материал: игрушки, настольные игры, картинки, кубики, предметы домашнего обихода, различные виды театров, музыкальные игрушки, инструменты.

Со второй младшей группы воспитатели знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, подготавливают детский артикуляционный аппарат с помощью разнообразных артикуляционных гимнастик («Артикуляционная гимнастика» авторов,, ,, «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» и С. В., «Логопедические распевки», «Пальчиковая гимнастика», и других специалистов)

Вначале артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалами – используется зрительный самоконтроль. Затем зеркало убирают – функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка. К упражнению подбирается картинка-образ.

В распоряжении дошкольников всегда находятся листочки и бабочки на ниточках, воротики, вертушки, вата, индивидуальные зеркала.

Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики: воспитатели обучают детей разнообразным пальчиковым играм и упражнениям, используют шнуровку, мозаики, пазлы, организуют продуктивные виды детской деятельности: рисование, лепку, аппликацию.

В наличии сборники потешек, чистоговорок, считалок, небольших стихотворений, словесных игр, используемые для выработки у детей хорошей дикции, четкого и правильного произнесения слов, предложений.

Воспитатели воспроизводят с детьми логопедические распевки, а также песенки, исполняемые с различной силой голоса, быстро и медленно (отработка речевого дыхания, силы и высоты голоса, включают детей в театрализованную деятельность – инсценировки, в которых дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

Игры и упражнения тематически объединяются.

Они направлены на развитие речевого дыхания, силы и высоты голоса, подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата, на развитие умения изменять интонацию и темп речи, развитие фонематического слуха.

Используются игры и упражнения, содержащие определенную группу звуков, а также на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию.

Игры и упражнения учат детей находить слова, близкие и разные по звучанию, подбирать слова на заданный звук, устанавливать наличие или отсутствие звука в слове, помогают понимать, что звуки разные.

Собраны и применяются в работе дидактические игры и материалы для формирования звукопроизношения, развития фонетического восприятия, формирования грамматического строя речи и развития связной речи.

Таким образом, в нашем детском саду созданы все условия для систематической и качественной работы по формированию звуковой культуры речи у детей II младших и средней групп.

Публикации по теме:

«Играя, развиваем речь детей дошкольного возраста». Мастер-класс по развитию звуковой культуры речи Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Играя, развиваем речь детей дошкольного возраста». Слайд.

Семинар-практикум «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».

Доклад «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в современном пространстве» В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей,.

Консультация «Формирование звуковой культуры речи у детей первой младшей группы» Консультация «Формирование звуковой культуры речи у детей первой младшей группы» К трем годам произносительная сторона речи у детей не.

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Этапы работы над звуком I Этап. Подготовительный 1. Игры и упражнения на развитие слухового внимания. 2. Игры на развитие речевого слуха.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста» 1 слайд СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов ДОУ по теме: «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста». 2 слайд Цель:.

Фотоотчет «Семинар-практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Семинар-практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста». Дошкольный возраст – этап активного.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы и приёмы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» Цель семинара: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения. Задачи: • Дать.

Семинар-практикум «Организация гендерного подхода в воспитании детей младшего дошкольного возраста» 1 слайд. «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо 2 слайд. В свете требований ФГОС гендерный.

Учебно-методический материал для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 декабря 2018 в 18:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД